Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. От педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Они должны формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки
№ |
Название занятия |
Задачи |
Октябрь |
1 |
«Осень» |
Уточнять и закреплять знания детей о признаках осени; закреплять название цвета листьев; развивать чувство ритма, мелкую моторику руки, дыхание, учить мягкой голосоподаче; сочетать пене с движением; учить выражать радость, удовольствие, воспитывать эмоциональную адекватность. |
2 |
«Прогулка в лесу» |
Развитие у детей слухового внимания, общей моторики, артикуляционных движений, фонематического восприятия. |
3 |
«Сбор грибов и ягод» |
Развитие координации движений, тонкой моторики, орального праксиса, произвольного внимания, музыкального слуха; воспитание просодии речи, речевого слуха; активности, инициативности, умения перевоплощаться. |
4 |
«Осенняя ярмарка» |
Развивать ориентацию в пространстве, переключаемость движений, мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный праксис; формировать понимание обращённой речи; вызывать естественные речевые реакции. |
Ноябрь |
5 |
«Яблоко» по мотивам сказки В.Сутеева» |
Развитие темпа, ритма, координации движений, пространственной ориентации, орального праксиса, автоматизации звука «Т - Т'» |
6 |
«Путешествие в деревню» |
Продолжать развивать координацию движения, чувство ритма, длительный выдох, силу голоса; учить петь с движением; развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики; уточнить и закрепить знания детей об овощах и грибах. |
7 |
«Почему медведь зимой спит» по сказке В.Сутеева «Дядя Миша» |
Развивать навыки ориентировки в пространстве регулировать мышечный тонус. Развивать чувство темпа и ритма речевых и мимических движений. Продолжать работу над развитием мелкой мускулатуры пальцев рук. |
8 |
«Магазин игрушек» |
Развивать чувство ритма, зрительно- двигательную координацию; зрительное и слуховое внимание; развивать певческое дыхание, мягкую голосоподачу; эмоциональную адекватность; своевременную переключаемость с одного вида деятельность на другой. |
Декабрь |
9 |
«Снежная баба» |
Уточнить и закрепить признаки зимы. Совершенствовать общие двигательные навыки. Тренировать мелкую моторику руки; развивать певческие навыки; совершенствовать эмоциональную адекватность. |
10 |
«Два Мороза» |
Развитие общей моторики, координации движений, пространственных представлений, мимики, пантомимики. Содействие развитию внимания, памяти, произвольного поведения. Развитие артикуляционной основы свистящих звуков. |
11 |
«Зимние забавы» |
Развитие координации общих движений, слухового внимания, фонематического восприятия, вызывания звука «С». |
12 |
«Новый год» |
Закрепление умения детей различать разный характер музыки, двигаться в соответствии с музыкой, выражать в движении содержание песни, музыкального произведения; развитие фонематического восприятия. |
Январь |
13 |
«Снеговик на ёлке» |
Развитие мышц рук и плечевого пояса, закрепление умения двигаться в соответствии с музыкой; развитие дыхания, артикуляционной моторики, умение различать звуки «С - 3». |
14 |
«У кошки новоселье» |
Развитие чувства ритма, координации движений, слухового восприятия, фонематического восприятия, закрепление правильного произношения звуков «р», «рь», «л», «ль». |
15 |
«Как петушок свою песню искал» |
Закрепление двигательных навыков, совершенствование речевой моторики, фонематического восприятия, автоматизация звука «р» в разнообразном речевом материале. |
16 |
«Приключения детей и зверей в зимнем лесу» |
Закрепление умения детей различать разный характер музыки, выражать в движении образы животных; развитие фонематического восприятия. |
Февраль |
17 |
«Строим дом» |
Развивать ощущение ритмического стиля - чувство акцента чередующихся ударений. Формировать навыки осознанного пространства. Развивать речевую и артикуляционную моторику. |
18 |
«Птицы» |
Обогащать и активизировать словарный запас, совершенствовать речевую моторику. Развивать музыкально-пластические способности. |
19 |
«Сказка об умном мышонке» |
Формировать музыкально-ритмические способности. Обогащать и активизировать словарный запас, формировать фразовую речь, артикуляционную базу звуков. |
20 |
«Крокодил Гена идёт в армию» |
Уточнять и закреплять знания об армии. Активизировать 1 потенциальные возможности детей, обеспечить развитие нравственно-эстетических основ личности. Продолжить работу над артикуляцией, дыханием, координацией. |
Март |
21 |
«Как цыплёнок солнце будил» |
Развитие координации речи с движением и музыкой; слухового внимания, мимики и дыхания. Чёткое произношение звука «с», изолированно и в словах; образование относительных прилагательных. |
22 |
«На лесном перекрёстке» |
Развивать умение передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, ритм, регистр. Развивать способности передавать музыкальный образ в пластике. Развивать умение ориентироваться в пространстве. |
23 |
«Весёлые музыканты» |
Развивать ориентацию в пространстве; координацию движений: темпа, ритма, слухового внимания. Тренировать мелкую моторику пальцев рук. |
24 |
«Зайкин день» |
Развивать потребность к самовыражению под музыку. Развивать способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию. Развивать певческое дыхание. |
Апрель |
25 |
«Весенняя капель» |
Уточнение знаний о весне. Развитие координации движением во взаимосвязи с речью. Расширять лексический запас; развивать слуховое внимание и зрительную память. Дальнейшее совершенствование мелкой и общей моторики. |
26 |
«Прилетайте птицы» |
Продолжать развивать координацию движения, чувство ритма, длительный выдох, силу голоса; учить петь с движением; развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики; уточнить и закрепить знания детей о птицах. |
27 |
«Весенний ручеёк» |
Развитие координации движений, тонкой моторики, орального праксиса, произвольного внимания, музыкального слуха; воспитание просодии речи, речевого слуха; активности, инициативности, умения перевоплощаться. |
28 |
«Кораблик» |
Развивать чувство ритма, зрительно - двигательную координацию; зрительное и слуховое внимание; развивать певческое дыхание, мягкую голосоподачу; эмоциональную адекватность; своевременную; переключаемость с одного вида деятельность на другой. |