Издание обновленной программы “Воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой потребовало пересмотреть подходы к ежедневному планированию воспитательно-образовательной работы в детском саду во внеурочное время.
Мною была разработана циклограмма в помощь молодым специалистам. Пользование таблицей побуждает молодых специалистов углубленному изучению программы, методических рекомендаций, что бесспорно способствует совершенствованию педагогического уровня воспитателя.
Она адаптирована под современные условия жизни, технологии, методы и формы работы, затрагивает все разделы программы. Опираясь на предложенные варианты форм работы с дошкольниками, можно четко проследить совмещение всех видов деятельности (совместной, самостоятельной, индивидуальной) в первой и второй половинах дня, прогулки. Таким образом, легко прослеживается плавная смена одного вида деятельности на другой; учитываются временные особенности: утро, день, вечер; цикличность по дням недели. С одной стороны, из циклограммы нельзя исключить ни один пункт планирования, с другой – можно добавить, исходя из темы своей углубленной работы, личностного подхода к коллективу дошкольной группы.
Циклограмма разделяется на три возрастных категории:
1 – вторая младшая и средняя группы
2 – старшая и подготовительная группы
1 |
|
|
|
|
|
У Т Р О |
Чтение детям. Коллективн. и инд. работы с детьми. Инд. работа по ФЭМП. Труд и набл. в прир. уголке (знание живой природе) Пальчиковая игра. д/и или д/у на р/р. | Чтение детям. Заучивание, повтор стихов. Строительная игра. Знакомство с окр. Предметами, профессиями, ПДД. Семья (мама, папа дом. адрес, работа) д/и или д/у на р/р. | Чтение детям. Самообслуживание. Строительная игра, Знакомство с трудом взрослых. ОБЖ. д/и или д/у на р/р |
Чтение детям. Внесение картины для
рассматривания. Настольные игры. Музыкальные
игры. д/и или д/у на р/р.
|
Чтение детям. д/и или д/у на р/р. Разговор на тему морали, с/р игра. |
П Р О Г У Л К А |
Наблюдение. За сезонными измен. (погода, быт, люд., сезон. труд) 2 п/и (бег, ходьба) |
Наблюдение. Транспорт/поведение людей на улице. 2 п/и (равновесие) |
Наблюдение. За животным миром. 2 п/и с текстом. (прыжки) |
Наблюдение. Труд взрослых, старших детей. 2 п/и (бросание, ловля) |
Наблюдение. На целевой прогулке. 2 п/и (самостоятельная двигательная активность) |
В Е Ч Е Р |
Игра на развитие слуха п/и с текстом, самообслуживание, с/р игра д/и и д\у по обследованию предметов. КДД отдых | д/и и д/у по обследованию предметов. КДД
развлечение (познавательное) Работа в книжном уголке. Ручной труд. |
д/и и д/у по обследованию предметов. КДД развлечение (музыкальное) с/р игра. Работа в прир.уголке |
д/и и д/у по обследованию предметов. КДД самообразование Труд дежурных в прир.уголке. |
д/и и д/у по обследованию предметов КДД творчество х/бытовой труд. |
П Р О Г У Л К А |
п/и ОБЖ | п/и с элементами баскетбола | п/и с элементами волейбола | п/и с элементами футбола | п/и КДД развлечение (спортивное) |
2 |
|
|
|
|
|
У Т Р О |
Коллективн. и инд. разговоры с детьми Инд. работа по ФЭМП Жизнь и труд взрослых ПДД |
Чтение детям. Повтор и разуч. стих. Строит, игра Знакомство со страной, городом ОБЖ Д/И на Р/Р |
Чтение детям. Д/И на Р/Р ЗКР Работа дежурных Знакомство с другими народами родн. края Строит, игра Настольная игра |
Чтение детям. Д/И на Р/Р Внесение картины для рассматривания П/И с текстом Инд. по ФЭМП Пальчиковая игра |
Чтение детям. Д/И на Р/Р ЗКР Настольная игра с/р игра Беседа на тему морали ОБЖ |
П Р О Г У Л К А |
Наблюдение Признаки времени года 2 П/и (бег, ходьба) |
Наблюдение Ближайшее окружение Труд на участке 2 П/и (равновесие) |
Наблюдение Животный мир 2 П/и (прыжки) |
Наблюдение Неживая природа 2 П/и (бросание, ловля) |
Целевая прогулка П/и (самостоятельная двигательная активность) |
В Е Ч Е Р |
Д/и и Д/у по обследованию
предметов КДД отдых Самообслуживание Труд в прир. уголке с/р игра |
Д/и и Д/у по обследованию предметов КДД развлечение (театрализован.) Работа с книгой Ручной труд ЗКР |
Д/и и Д/у по Обследованию предметов КДД развлечение (познавательность) ОБЖ |
Д/и и Д/у по обследованию
предметов КДД Самообразование ЗКР Строит, игра |
Д/и и Д/у по обследованию
предметов КДД творчество х/ бытовой труд П/и с текстом, хоровод |
П Р О Г У Л К А |
П/и с элементами футбола | П/и с элементами волейбола | П/и с элементами баскетбола | П/и Самостоятельная двигательная активность. | КДД развлечение (спортивное) |
Примечание.
Р/Р – развитие речи.
Д/и – дидактическая игра.
Д/у – дидактическое упражнение.
С/р – сюжетно-ролевая.
П/и – подвижная игра.
ФЭМП – формирование элементарных математических представлений.
ОБЖ – охрана безопасности жизни.
ПДД – правила дорожного движения КДД – культурно-досуговая деятельность ЗКР – звуковая культура речи.
Список литературы:
- М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова “Программа воспитания и обучения в детском саду”. – Мозаиа-Синтез, 2009 г.
- В.В. Гербова, Т.С. Комарова Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” – М; Мозаика-синтез, 2008 г.