Занятие по познавательно-речевому развитию "Путешествие в волшебный лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели урока:

  • систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам, стимулировать речевую активность детей.

Задачи урока:

  • развивать слуховую и образную память, связную речь, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, словесно – логическое и наглядно-образное мышление;
  • формирование умения сравнивать и анализировать, устанавливать соответствия между предметами, распределять и переключать внимание;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимоподдержки, взаимовыручки.

Материалы для урока:

  • листы формата А3 с изображением стволов березы, рябины, осины, клена;
  • листочки березы, рябины, осины, клена;
  • картинки с изображением тучек;
  • картинки с изображением деревьев;
  • фишки;
  • бланки с головоломкой “Осенние листочки” (по количеству детей);
  • цветные карандаши (набор для каждого ребенка);
  • костюм осени (венок и накидка);
  • хула-хуп с колокольчиками.

Ход занятия

Педагог:

Миновало лето. Осень наступила.
На полях и рощах пусто и уныло,
Птички улетели, стали дни короче,
Солнышка не видно, темны, темны ночи.

– Ребята посмотрите за окно, какое сейчас время года?

– Правильно, осень

– А какая осень ранняя или поздняя?

– Поздняя.

– А по каким признакам вы определили, что осень поздняя?

(На улице выпал первый снег, деревья стоят совсем без листьев, день стал короче, солнце греет меньше, дует ветер.)

Скоро осень закончится и к нам придет зима. Мы с вами много говорили об осени, определяли ее приметы, и сегодня мы узнаем, кто из вас стал лучшим другом осени. И для этого мы с вами отправимся в волшебный лес. А сделаем мы это таким образом. Перед вами волшебный проход, давайте по очереди пройдем через него и попадем в волшебный лес.

Ритуал входа в сказку. (Педагог берет хала-хуп украшенный колокольчиками, дети проходит через него и оказываются на поляне).

Педагог: К нам в гости сегодня придет сама Осень.

(Закрываем все глаза, начинаются чудеса 1,2,3,4,5 глазки можно открывать)

(Воспитатель превращается в осень)

Осень: Здравствуйте ребята! Вот и почти прошли все мои три месяца сентябрь, октябрь и сейчас идет ноябрь. Я успела подружиться с вами и многое о вас узнать.

– А вы обо мне все узнали? Друзья друг о друге должны знать все.

– Сейчас мы это проверим.

– В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем

(Дети берутся за руки и след за педагогом идут хороводным шагом “змейкой”, затем рассаживаются на стульчики.)

Осень: Пришла я в гости к вам, а со мной и холодный, осенний ветер. Давайте представим, что вы ветер, ветер подул слабо и на деревья зашелестели листочки, но вдруг ветер стал дуть очень сильно. (Педагог поднимает руку вверх, дети дуют сильно и резко, а когда рука опускается, то слабо и протяжно)

Этюд “Ветер и листочки”.

Разыгрался ветер на лесной полянке,
Закружил осину в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой. (Е.Тургеев)

(Дети делятся на “ветер” и “листочки”, когда “ветер” дует “листочки” кружатся, педагог разбрасывает листья)

Осень: Какого цвета листочки?

Осень: Посмотрите, деревья остались совсем голыми, давайте вернем листочки на деревья.

(На доске висят стволы деревьев: береза, осина, рябина, клен)

Осень: Ребята, сейчас мы с вами проверим кто из вас самый внимательный и ловкий.

Задание 1. "Игры с листьями"

Соберите листочки одного вида. Приклей их на место. Сосчитайте их правильно. (Один клиновый листок, два клиновых листа, три клиновых листа, четыре клиновых листа, пять клиновых листьев) – клиновые, березовые, рябиновые, осиновые.

Педагог: Ветер по небу гуляет, тучки серые гоняет.

Задание 2. "Сделай по образцу"

Педагог выкладывает перед ребенком 4 тучи (черная, серая, голубая, белая разных форм)

– Посмотрите внимательно и запомните.

(Закрывает ряд тучек)

– Выложи такой же ряд осенних тучек.

Задание 3. "Что лишнее?"

– Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
– Зима, весна, осень, февраль
– Ранняя, золотая, поздняя, летняя.

Задание 4. "Что не так?"

– Сентябрь, октябрь, ноябрь – это летние месяцы
– Если начинают опадать листья – наступила весна
– Дети идут в школу – первого мая.

Задание 5. "Какое слово лишнее?"

– осень, осень, восемь, осень
– сентябрь, сентябрь, октябрь, сентябрь
– ненастье, ненастье, Настя, ненастье.
– хмурится, хмурится, жмурится, хмурится.

Задание 6. "Назови листья"

(Педагог показывает картинку с изображением дерева, дети называют листья)

у клена – клиновые.
у березы –
у дуба –
у рябины –
у липы –

Задание 7. "Угадай по признаку"

– льет, моросит, крапает –
– краснеют, желтеют, опадают
– дубовые, кленовые, липовые –
– сильный пронизывающий,
– дуб, липа, ива, береза это –
– сентябрь, октябрь, ноябрь это –

Задание 8. "Скажи наоборот"

ясный – пасмурный
погода – непогода
дождливый – солнечный
теплая – холодная
поздняя – ранняя

Задание 9. "Отгадай загадки"

В белом сарафане
Стояла на поляне
Летели птицы,
Сели на косицы (береза)

Ничего сама не шьет,
А в иголках – круглый год (елка)

Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей (дуб)

(Дети отгадывают загадки, педагог дает фишку, которую ребенок приклеивает рядом с тем деревом, о котором загадка)

Осень: Молодцы. Вы отлично справились со всеми заданиями, пришло время нам прощаться и на прощание, я хотела бы вас попросить подарить мне на память, мои любимы осенние листочки.

Задание для самостоятельной работы. (Приложение 1)

Посмотрите, на листе нарисована головоломка. Найдите и обведите: клиновый лист – красным цветом, березовый лист – желтым, дубовый лист – зеленым. Какие еще листья вы видите на картинке. Обведите рябиновый лист – оранжевым цветом. (детям дается 3-5 минут на выполнение задания)

(После того как задание выполнено дети становятся вокруг “осени” и дарят ей свои рисунки)

Осень: Спасибо ребята, вы все выполнили задание прекрасно и меня очень порадовали, теперь я убедилась в том, что мы действительно с вами стали настоящими друзьями, и вы много знаете обо мне. А сейчас мне пора с вами проститься. До встречи! (Осень перевоплощается в педагога.)

(Закрываем все глаза, начинаем чудеса 1,2,3,4,5 глазки можно открывать).

Педагог: Попрощались мы с осенью, но она к нам вернется в следующем году. А сейчас пора возвращаться в группу.

Ритуал выхода из сказки.

(Дети по очереди проходят через “туннель” (хула-хуп))

Педагог: Ребята вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего?