Цель: Познакомить детей с русским обычаем делать заготовки на зиму, рубить капусту, помогать друг другу, а после работы с удовольствием отдыхать и развлекаться.
Словарь: капуста, яблоко, клюква, морковь, рубить, шинковать
Индивидуальная работа: Дима Д. – четкое проговаривание слова в загадке, звук “л*”
Предшествующая работа: заучивание прибауток, потешек, пословиц, поговорок, разучивание народных игр, пение песен, попевок, частушек.
Материал: овощи, разделочные доски, ножи пластмассовые, атрибуты к играм.
Методические приемы: народные игры, загадки, пословицы, поговорки, пение частушек, песен.
Ход занятия
Зал декорирован под русскую избу: лавки, на которых будут сидеть дети, самовар, натюрморт из овощей, столы, на которых стоят тарелки с кусочками капусты.
Хозяйка:
Дует ветер,
Льется дождь,
Холодно на улице, а в избе у нас тепло,
Печка топится.
Жду гостей к себе давно…
Дети под музыку с корзинками входят в зал, ставят корзинки с овощами на стол, встают полукругом.
Хозяйка: Что находится в корзинках? Как сказать одним словом? (Урожай.)
В какое время года созревает урожай? (Осенью.)
Муз. Руководитель: Давайте споем осеннюю песню “Лист календаря”
Хозяйка: Если отгадаете загадки Димы и Игоря, то узнаете, какого овоща на столе не хватает.
Игорь:
Растет она на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка
Дима:
Лоскуток на лоскуток.
Зеленые заплатки,
Целый день-деньской она,
Нежится на грядке.
Настя: На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить ее на долгую зиму. Девушки собирались вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту. Так они помогали друг другу. В этом принимали участие и дети. Такая помощь была нужна, ведь капусты заготавливали много, на всю зиму.
Хозяйка:
Ой, вы гости дорогие,
Девки красные и парни удалые,
Приходите пособить,
Да капусту порубить!
Будет весело у нас,
Где работа, там и пляс.
Хозяйка: Я покажу вам, ребята, как надо резать капусту (Нож у меня острый, капусту нарезаю тонкими полосками, аккуратно.) Показ.
А вас хочу попросить помочь мне посолить капусту да пожать ее. Но сначала разогреем для работы наши пальчики.
Дети надели фартуки, вытерли руки салфетками, подходят и встают за столы, на которых все приготовлено для засолки капусты.
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трем, трем
Мы капусту жмем, жмем
Дети выполняют задание. В это время идет индивидуальная работа. Дети называют пословицы о капусте.
Ребенок 1: Без капусты щи не живут
Ребенок 2: Капуста не пуста, сама лезет в уста
Ребенок 3: Для чего огород городить, коль капусту не садить.
Хозяйка: Какая капуста получилась? (Сочная, вкусная, полезная и т.д.)
Хозяйка: Хорошо отгадываете загадки. А ну-ка попробуйте отгадать другие загадки не про капусту, а про те продукты, которые в нее добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусная.
Загадка:
За кудрявый хохолок,
Лису из норки поволок,
На ощупь очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.Я красна. Я кисла
На болоте я росла
Созревала под снежком
Ну-ка, кто со мной знаком?Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, пока матрешка,
Упадет сама в траву.
Правильно, это морковь, клюква и яблоки. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной, но и красивой.
Показ капусты, заквашенной с морковью, клюквой, яблоками.
Назовите, с чем я заквасила эту капусту?
Какой овощ я добавила сюда?
Какой на вкус будет капуста с клюквой?
Хозяйка: Хорошо мы с вами потрудились, назовите пословицы о труде.
Ребенок 1: Кончил дело – гуляй смело!
Ребенок 2: Делу время – потехе час!
Музыкальный руководитель: А какой же капустник без шуток и прибауток?
Вы присаживайтесь, да послушайте частушки в исполнении Вити, Насти и Арины.
На середину зала выходят дети, исполняют частушки:
1. Капуста моя,
Все четыре кочана,
Никогда я не плясала,
Только нынче начала2. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялась,
Балалайка заиграла,
Я не удержалась.3. Если б не было воды,
Не было бы кружки,
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки?4. Все: Мы пропели вам частушки
Вы скажите от души,
Хороши ваши частушки
И вы тоже хороши!”
Хозяйка: Вы в мой дом сегодня большой урожай принесли. Подойдите к столу с урожаем.
Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.
Хозяйка: Помидоры
Дети: Срывают
Хозяйка: Лук
Дети: Выдергивают
Хозяйка: Баклажаны
Дети: Срывают и т.д. (Морковь, капусту, огурцы, горох, чеснок, картофель свеклу.)
Музыкальный руководитель: Гости дорогие, не забывайте, что капустных вечерков без плясок не бывает. Давайте и мы с вами попляшем.
(Исполняется плясовая “Коробейники”.)
Хозяйка: Ну, спасибо вам, ребята, за капусту. Будут у нас и щи густы, будет, что на зиму засолить, будет, чем детишкам полакомиться. Угощу-ка я вас, ребятки, вкусной, сладкой да сочной белокочанной капустой.
Ребята благодарят хозяйку, уходят.