Задачи:
- Уточнить знания и представления детей об овощах.
- Расширить словарь по теме: “Овощи”.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
- Познакомить детей со словами-признаками.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных и в согласовании существительных с числительными.
- Закрепить навыки звукового анализа слов.
- Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.
Оборудование: демонстрационный материал – предметные картинки с изображением овощей; муляжи овощей; рисунки с искаженным цветом овощей; “Чудесный мешочек”; конверт с письмом; изображение синьора Помидора; Чиполлино; раздаточный материал – полоски и цветные фишки для выкладывания звуковой схемы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, дети! Давайте с вами поиграем. (Дети выходят на ковер.) Ребята, представьте себе, что вы маленькие семена овощей, присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал, семена росли и стали растениями. (Дети показывают, как семена росли.) Медленно поднимите руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи: помидор, капусту. (Дети показывают артикуляционное упражнение “Толстячки”.) Теперь покажите морковь и огурец. (Дети показывают артикуляционное упражнение “Худышки”.)
Как вы уже поняли, сегодня наше занятие будет посвящено овощам. К нам пришло письмо.
II. 1. Логопед достает из конверта изображение синьора Помидора (показывает детям) и читает его послание:
Я – синьор Помидор,
Красен я и пышен,
С каждым часом я расту,
Нахожусь я на посту.Я – не репа, не морковь
Мелочь огородная,
У меня под кожей кровь
Очень благородная.Я – холенный помидор,
С кожею атласной
И вступать со мною в спор
Овощам опасно!Захватил я Чиполлино
И доволен буду,
Что ребята целый год
Останутся без лука!
Логопед: Ребята! Наш любимый, очень полезный овощ – лучок Чиполлино, захватил в заложники злой, толстый синьор Помидор. Давайте, поможем бедному Чиполлино вернуться к овощам.
Дети: Давайте!
Логопед: Для этого вы должны выполнить все задания синьора Помидора. Он просит вспомнить, какие овощи вы знаете.
2. – Я буду называть много разных слов, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите название овощей: картошка, лук, виноград, машина, свекла, книга, тыква, лист, перец, баклажан, морковь, пальто, репа, стул, редис, капуста, персик, цветок, кабачок, огурец.
– Молодцы, справились с заданием!
3. – А теперь сядет за стол тот, кто ответит на вопрос полным предложением:
– Какой твой любимый овощ?
– Про какой овощ можно сказать “синий”?
– Какой овощ ставят снежной бабе вместо носа?
– Какой овощ растет на кустике, а не в самой земле?
– Какой овощ заставляет плакать человека?
– Какого цвета тыква?
(Дети садятся за столы.)
4. – Чтобы выполнить следующее задание синьора Помидора, нам нужно с вами вспомнить: чем мы обозначаем слова? (Логопед показывает полоски, на которых дети выкладывают слова.)
Дети: Полосками.
– Вспоминаем, красным цветом мы обозначаем, какие звуки? (Гласные звуки.), согласные твердые … (синим цветом), согласные мягкие… (зеленым цветом).
Логопед раздает детям полоски и квадраты для обозначения звуков и называет каждому ребенку овощ, схему которого он должен составить. Например, капуста, тыква, помидор, морковь и т.д.
5. Логопед демонстрирует рисунки овощей, закрашенные неправильно.
– Посмотрите, на эти овощи. Синьор Помидор решил нас запутать. Что здесь
нарисовано неправильно? (Ответы детей.)
– Запомните расположение овощей.
Далее логопед проводит игры “Чего не стало?” и “Что изменилось?”
– И с этим заданием вы справились, молодцы!
6. – Ребята, мы с вами знаем много слов, которые обозначают названия предметов и их действия. Сегодня узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете, форме, величине предмета? Надо задать вопрос: “какой?”, “какая?”, “какое?”.
– Синьор Помидор предлагает нам поиграть в игру “Магазин овощей”, а помогут нам вот эти картинки на наборном полотне. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”. Например: “Я хочу купить оранжевую, длинную, вкусную, сочную, хрустящую морковку.”
Молодцы, хорошо справились с этим заданием!
7. Синьор Помидор просит отгадать загадку:
Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Дети: Капуста!
Логопед: Синьор Помидор просит нас заготовить капусту на зиму.
8. Физкультминутка.
Логопед | Дети |
Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. |
Ритмические удары ребром ладоней по столу. |
Мы капусту нарубили, | |
Перетерли, | Хватательные движения обеими руками. |
Посолили | Указательный и средний пальцы трутся о большой. |
И набили плотно в кадку – | Удары обеими руками по столу. |
Все теперь у нас в порядке. | Отряхивают руки. |
9. – А сейчас мы с вами поиграем в игру “Чудесный мешочек”. Кто хочет первый угадать на ощупь, какой овощ в мешке? Засунь руку в мешок и, не вытаскивая его, скажи, что ты нащупал. (Дети нащупывают, называют и достают овощи из “Чудесного мешочка”.)
– А следующее задание от синьора Помидора: посчитайте от 1 до 5 свои угаданные на ощупь овощи.
10. – Ребята! Посмотрите, сколько у нас овощей. Синьор Помидор предлагает нам из них приготовить разные блюда.
– Какой салат сделаем из капусты?
Дети: Капустный салат.
– Из свеклы?
Дети: Свекольный салат.
– Из кабачков приготовим икру. Какая икра получится?
Дети: Кабачковая икра.
И т.д.
11. Синьор Помидор просит нас сравнить
по вкусу: лук и помидор (Лук горький, а помидор кисло-сладкий.);
по цвету: репу и огурец;
по форме: кабачок и морковь;
по размеру: редис и капусту.
– И с этим заданием вы замечательно справились!
12. – И последнее задание от синьора Помидора: нужно договорить последнее словечко в чистоговорках:
Ор-ор-ор, сорвали красный… (помидор).
Ец-ец-ец, съели вкусный… (огурец).
Жан-жан-жан, лежит на грядке … (баклажан).
Син-син-син, мы делили …(апельсин).
– Ребята, что лишнее: помидор, огурец, баклажан, апельсин?
Дети: Апельсин.
Логопед: Почему?
Дети: Апельсин – это фрукт, а помидор, огурец и баклажан – это овощи.
III. Итог занятия. Логопед дает оценку деятельности детей.
Ребята, вы порадовали меня своими знаниями. А самое главное к нам вернулся наш лучок – Чиполлино, которого вы освободили от злого синьора Помидора своими ответами. (Логопед достает лук (в костюме Чиполлино), показывает детям.)