Основное содержание психического развития составляет формирование внутренних действий. Но внутренние действия не проявляются сами по себе, а возникают в результате перехода “внутрь” внешних, практических действий. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного воспитания.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, целеустремленность. Ребенок становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Подтверждено, что дети, играющие в шахматы с 5–7 лет, лучше успевают в школе.
Поэтому я учу детей играть в шахматы.
Рис. 1
Моя цель не столько обучить, сколько привить детям интерес к шахматам.
Рис. 2
В ходе достижения поставленной цели я решаю кроме образовательной и воспитательной задач, еще эстетическую и физическую.
Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию.
А чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым. Есть такая поговорка: “Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться”.
Обучение игре в шахматы я разделила на три этапа.
1-й этап. В игровой форме знакомлю детей с шахматной доской, с шахматным полем, с шахматными линиями. Дети в игре закрепляют полученные знания, используя подвижные игры: “Кто быстрее соберет доску из горизонталей и вертикалей”, “Помоги найти домик”, “Построй шахматную доску из кубиков” и др.
Рис. 3
Рис. 4
После того, как дети познакомятся с шахматной доской, научатся быстро ориентироваться на доске, я перехожу к ознакомлению с шахматными фигурами и их расположением на шахматной доске в исходном, начальном положении.
2-й этап. Знакомлю детей с шахматными фигурами и правилами шахмат. Дети закрепляют знания, играя в различные игры: “Шахматный кубик”, “Волшебный мешочек”, игры – драматизации “Шахматный теремок”, “Шахматная репка”, использую подвижные игры– соревнования.
Рис. 5
Когда дети безошибочно научатся выстраивать шахматы в исходное положение, называть шахматные фигуры, видя их зрительно и не видя, на ощупь, можно переходить к стратегии шахматного боя.
Рис. 6
3-й этап: Последний этап работы – это стратегия шахматного боя. Начинаю работу с простых позиций, где в игре, с обеих сторон участвуют немного фигур. Это дает детям возможность не только понять, но и почувствовать, на что способна каждая фигура в завязавшейся борьбе.
Разбираю с ребятишками различные шахматные темы по игре: “Как начинать бой”, “О ценности шахматных фигур”, “Правила хорошего тона”, разбор матовых позиций и др.
И как итог всей работы – это шахматный турнир, где дети пробуют свои силы за шахматной доской, проявляют умения, смекалку, показывают, чему они научились. И здесь появляется горечь поражений и радость победы. Появляются первые победители, чемпионы шахматного турнира.
Рис. 7
Для награждения юных чемпионов традиционно проводим праздник – шоу.
Рис.8
Рис.9
Рис.10
На празднике награждаем всех участников соревнований благодарственными письмами, а победителей – почетными грамотами, дипломами.
Рис.11
Рис.12
У детей, приглашенных на праздник в качестве гостей, зажигаем искорки желания научиться играть в шахматы. В результате, у меня всегда много желающих научиться играть и побеждать.
Дети, научившиеся играть в шахматы, не обязательно должны стать чемпионами. Хорошо уже то, что занятия шахматами разносторонне развивают личность ребенка. И к тому же шахматы – это прекрасное развлечение, которое позволяет снять стрессовые нагрузки.
Выдающийся педагог Корчак писал: “… самая высокая цель – преодоленная трудность, раскрытая тайна, радость триумфа и счастье самостоятельности”.