Цели урока: Формирование целостной картины развития России 19 века.
Задачи:
- Обобщить и углубить знания в области математики, биологии, химии.
- Формировать общеучебные навыки, интерес к предмету.
- Воспитывать любовь к своей стране.
Оборудование: мультимедиа, карточки с заданиями, биологическое лото.
Ход урока
Вступление (мотивация) – 2 мин.
1-й этап. Математика.
(15 мин.)
Приложение 1. (Слайд 1–10)
В 19-м веке роль и престиж математики в науке и экономике заметно растут. Соответственно растет и ее государственная поддержка. Математика становится по преимуществу университетской наукой. Появляются первые математические общества Лондонское, Американское, Французское, Московское.
19 век считается веком геометрии. Появляются такие разделы как начертательная геометрия, проективная геометрия, геометрия Лобачевского. В конце века зарождается топология.
Эффективность, с которой математика применялась в естествознании, подталкивала ученых к мысли, что математика, так сказать, встроена в мировоззрение, является его идеальной основой.
19 век открыл в мир науки дорогу женщине. Ярким примером является Софья Васильевна Ковалевская. Представляем вашему вниманию рассказ о жизни этой удивительной женщины. (Приложение 2.)
(Слайд 11–19)
Теперь я предлагаю всем нам переместиться в русское село. Именно в 19 веке в деревнях стали открывать сельские школы, где получали начальное образование деревенские дети.
Сергей Александрович Рачинский-русский деятель в области народного образования, доктор естественных наук, профессор Московского университета. На протяжении своей деятельности построил и открыл более 20 начальных школ. Из которых четыре содержал полностью. В 1868 году в своем имении организовал начальную школу, где сам и учительствовал. Это отражено в известной картине бывшего ученика этой школы Багданова-Бельского “Устный счет”.В наше время эта школа сохранена и называется Татьевская средняя школа. Там же организован музей Рачинского. Хочу представить вашему вниманию несколько задач для устного счета из сборника Рачинского.
Мать для приданного своей дочери с самого ее рождения откладывала ежегодно столько аршин холста, сколько ее лет. Когда дочери минуло 20 лет, из этого холста сшили рубашки, и на каждую пошло 7 аршин. Сколько получилось рубашек?
В начале года я купил 12 пачек конвертов. Написал я в этом году 237 писем, и у меня осталось 2 пачки и 13 конвертов. Сколько было конвертов в пачке?
Стояли березы, летели галки. На каждую березу село по галке, и осталось 5 галок. Потом на каждую березу село по 2 галки, и осталось 5 берез без галок. Сколько галок, сколько берез?
2-й этап. Биология.
(15 мин.)
Учитель биологии говорит о том, что “Золотой 19 век” стал золотым и для российских биологов.
Зачитывает короткое четверостишье, и предлагает проверить, насколько хорошо учащиеся знают великих русских биологов и их открытия.
Для этого учащимся предлагается биологическое лото.
На работу отводится 7–10 минут. После самостоятельной работы идет проверка. Каждая группа называет ученного и его открытие, после этого на экране появляется слайд с правильным ответом.
(Слайд 21–28)
Золотой 19 век стал золотым и для российских биологов.
Их именами славится Россия
Ученые приносят славу ей
Мы не забудем их,
Великих, русских
Всемирно признанных людей.
Давайте и мы с вами, проверим, насколько хорошо нам известны имена великих русских биологов.
На столах находятся наборы биологического лото (Приложение 3), вам необходимо правильно поместить карточки: напротив портрета ученного – его открытие, которое было им сделано. На работу отводится 7 минут.
По окончанию работы каждая группа называет свой вариант ответа, после чего на экране демонстрируется портрет ученого и его открытие (Приложение 3).
3-й этап. Великие открытия в химии в ХIХ веке.
(15 мин.)
Сообщение учителя химии содержит сведения о великих русских химиках: Д.И.Менделееве и А.М.Бутлерове. О том какую роль сыграли их открытия в развитии этой науке.
Вспоминая, основные законы, сформулированные этими учеными, учащиеся выполняют практические задания на закрепление умений использования этих законов.
(Слайд 31–40)
Великие открытия в химии в ХIХ веке.
ХIХ век ознаменовался не только замечательными произведениями искусства, но и великими научными открытиями в естественно-математическом круге наук.
В 1869 году Дмитрий Иванович Менделеев опубликовал результат своих 15-летних трудов “опыт системы элементов”, в котором представил выведенную им зависимость свойств элементов от их атомных весов. Научный мир не поверил его открытию, не воспринял это как закон природы.
Работая в своих лабораториях, ученые-химики изучали природные минералы, открывали новые элементы.
В одной из парижских лабораторий ученый Лекок де Буабодран открыл элемент, металл, который он назвал галлием (в честь Франции). И тут произошла следующая история.
Вот как-то раз узнали
Ученые всех стран:
Металл чудесный галлий
(в честь Франции назвали)
Открыл Буабодран.
Довольный и счастливый
Рассматривал металл,
Но писем из России
Никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
От русского ученого?!
– Ошибся я! Слыхали?! –
Француз был удивлен.
В глаза не видел галлий, а свойства знает он!
Вес высчитал удельный
Точней , чем я, стократ
Какой-то Менделеев
Еще пять лет назад!
Глаза его сверкали,
Топорщились усы.
Но вот металл свой галлий
Он кинул на весы…
Ответ в Россию мчится:
“Прекрасная таблица!
Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически
Приветствую закон.
У химиков переполох!
Ведь галлий был одним из трех,
Предсказанных заранее!..
И следом, как из под земли,
Вдруг скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли
(естественно в Германии).
Потом дополнилась таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен.
Е.С.Ефимовский
Винклер (первооткрыватель германия) писал: …периодичность элементов тем самым уже не гипотеза, она стала фактом, и химическое исследование сделало таким образом новый, неисчислимо важный шаг в царство познания .
А теперь давайте поработаем с таблицей Менделеева и выполним задание № 1.
Еще одно великое открытие в химии было совершено несколько ранее. В 1861 году Александр Михайлович Бутлеров на конференции в г. Карлсруэ доложил основные положения теории химического строения органических веществ, которая навела порядок органической химии, объяснив множество непонятных фактов. Будучи профессором Казанского университета, Бутлеров не только создал теорию, но и подтвердил ее, синтезировав предсказанные изомеры (Изобутан).
А теперь, давайте вспомним основные положения ТХС и выполним задание № 2. (Приложение 4.)
Молодцы!
После каждого этапа проводилась рефлексия на заранее заготовленных бланках (см. Приложение).
В конце занятия ведущая проводит итоги.