Музей в дошкольном учреждении как центр художественно-эстетического и патриотического воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время во многих дошкольных учреждениях появилось новое направление работы – музейная педагогика, основанная на создании в ДОУ мини-музеев. Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, слово “мини” напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора. Во-вторых, он создается для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Это направление заинтересовало педагогов нашего детского сада, так как у детей поселка нет возможности посещать настоящие музеи. Также создание мини-музеев в детском саду расширяло возможности не только воспитательно-образовательной работы с детьми, но и всей работы с родителями и педагогами. Поэтому музейная педагогика стала одним из направлений нашей работы с детьми.

Основными задачами приобщения ребенка к музейной педагогике стали:
– воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства;
– развитие художественного восприятия, словаря ребенка;
– формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов национальной культуры.
– воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

Чтобы выполнить эти задачи, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо:
– организовать предметно-пространственную среду (мини-музеи);
– подобрать специальные художественно-дидактические пособия (репродукции, видеоматериалы, слайды и т.д.);
– профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.

Педагогический коллектив нашего детского сада с большим интересом включился в экспериментальную работу по проблеме личностного развития детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Обсуждалась методика работы и влияние интегрированных занятий (в которые включаются занятия по музеям) на развитие детей, а также циклы этих занятий по каждой возрастной группе, разрабатывались конспекты занятий, досугов, тематических праздников по разным направлениям.

В первой младшей группе сначала был создан мини-музей на основе конкурса “Кукла своими руками”, затем – “Герои любимых мультфильмов” (рис. 1–3).


Рис. 1


Рис. 2
 


Рис. 3

В старшей группе организовали мини-музей “Волшебный клубочек”, благодаря которому в группе организуется развивающая среда. Через этот музей дети более подробно знакомятся с домашними животными – овцой, бараном, их ролью в жизни человека, из разделов: “Овечкина семья”; “Дикие родственники овцы”; “Где пасется овечка”; “Что дает овечка людям?”; “Как прядут пряжу”; “Волшебный клубок” и т.д.


Рис. 4

 
Рис. 5


Рис. 6.


Рис. 7


Рис. 8

Многие из вязаных игрушек используются детьми в играх-драматизациях, их разместили в театральном уголке, а на стене расположили развивающее панно из “вязаных” рисунков, которые снимаются и свободно могут быть перенесены в другое место (Рис. 4–10).

 
Рис. 9


Рис. 10

Некоторые мини-музеи в детском саду носят интерактивный характер: они содержат экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и с которыми можно играть. А, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. У детей развиваются познавательные процессы, чувство цвета, эстетическое восприятие, пополняется словарный запас. А “Волшебный клубочек” стал для детей чем-то своим, родным, так как они принимают участие в его создании.

В изостудии был создан мини-музей, посвященный декоративно-прикладному искусству (дымковская, богородская игрушки, скульптуры, статуэтки и т.д), а также “Мини-музей малых форм” (рис. 11–13).

 
Рис. 11


Рис. 12


Рис. 13

В экологической комнате – “Уголок русского быта”, который оформлен в виде русской избы, там представлены предметы русского обихода (прялка, лавка, ухват, чугунки, утюги, коромысло, рубень, русские народные костюмы, куклы, глиняная посуда (горшки), туески из бересты.

 
Рис. 14


Рис. 15

На занятиях дети погружаются в “старину”: учат присказки и сказки, поют, водят хороводы, отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.

Принимая непосредственное участие в познавательно-развлекательных занятиях в “Уголке русской избы”, дети учатся работать и общаться со сверстниками и педагогами.

 
Рис. 16


Рис. 17

Атмосфера игры позволяет дошкольникам без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость. Воспитание доброты, отзывчивости, справедливости, любви к Родине, честности, традициям народу, гордости за его достижения (рис. 14–17).

Краеведческий музей “Мой край родной” дополняет знания детей о родном крае, Тунгокоченском районе, в котором дружно проживают и русские, и эвенки, и буряты. Здесь же дети продолжают знакомство с трудом шахтеров-металлургов нашего золотодобывающего рудника, основного из предприятий нашего поселка (рис. 18–21).

 
Рис. 18

 
Рис. 19


Рис. 20


Рис. 21

В подготовительной группе создан мини-музей “Чудесная вышивка” (рис. 22–24)

 
Рис. 22


Рис. 23


Рис. 24

и мини-музей русской избы. Он представляет макет деревянного дома с обстановкой, скотным двором и огородом. Здесь дети продолжают знакомство с бытом, традициям, песнями, художественной литературой.

 
Рис. 25


Рис. 26

С каким интересом они играют “коняшкой”, у которого настоящая деревянная телега на колесах, колодец во дворе, где можно набрать воды, мельница. А в доме затопить русскую печь, покачать зыбку, расстелить самотканые дорожки (рис. 25–26).

Большое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых (игры, эстетические композиции, создание выставок, оформление спектаклей и др.). Опытно-экспериментальная работа сопровождалась повышением квалификации педагогов в методических объединениях, консультациях, круглых столах.

Подобная работа активизировала потребность воспитателей в приобщении новых знаний и умений, она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:
– интеграции детской деятельности;
– расширение их кругозора,
– овладение детьми общественно-патриотическим опытом предыдущих поколений через знакомство с историей вещей, предметов быта.
– активизации деятельности детей.

В работе с детьми широко использовались такие формы, как экскурсии, занятия в мини-музеях, созданных педагогами и родителями. Дети и педагоги любят в них работать. Вместе они обсуждают тематику предстоящих экспозиций, активно их создают, придумывают сюрпризы.

Важно, что в создании наших музеев принимают участие не только сами дети, но и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.

Чувство любви к Родине надо прививать с раннего детства и важно это делать на народных традициях, правилах, обрядах, по которым жили веками наши предки.

Примерное занятие в краеведческом мини-музее “Мой край родной” (составила воспитатель МДОУ ЦРР детский сад № 4 “Теремок” Ерофеева Е.В.).

Тема: Труд шахтеров-металлургов

Программное содержание:

Уточнить и расширить представление детей о труде своих родителей, подчеркивая зримые факты труда. Ознакомить детей с конкретным видом труда – трудом шахтера, распространенном в нашем поселке: рассказать детям о нелегком, но почетном труде шахтера, о его значении. Обратить внимание на использование современной технике шахтерами. Добиваться от детей полных ответов. Воспитывать уважение к людям труда.

Активизация словаря: клеть, резиновая спецодежда, шахтовый фонарь, отбойный молоток.

Ход занятия

– Дети, давайте подумаем, что самое главное в жизни?

Шофер сказал: “Самое главное, работа шофера. Он на машине быстро довезет куда надо”

Почтальон сказал: “Самое главное – работа почтальона. Не было б почтальонов– письма, газеты, журналы лежали бы на почте”

Врач говорит: “Самое главное – работа врача. Не было б врача, люди болели бы”

Все они говорят о своей работе.

– Дети, а знаете ли вы, где и кем работают ваши родители? (Ответы 5–6 детей.)
– Вы правильно назвали профессию и место работы родителей, их труд важен и нужен людям.
– Мы с вами поговорим подробнее о людях, которые работают на шахте.
– Как называют этих людей?
– Правильно, их называют шахтерами.
– А где работают шахтеры?
– Да, они работают в шахте, глубоко под землей. По клети шахтера спускают под землю.
– На чем спускают шахтера под землю?
– Правильно, по клети.
– А как вы думаете, в какой одежде работают шахтеры? У них есть специальная одежда из резины: сапоги, куртка и брюки, чтобы не вымокнуть.

Показываю иллюстрацию шахтера и спрашиваю:

– А что еще нужно шахтеру, ведь под землей темно?
– Да, шахтовый фонарь (рассматриваем фонарь).
– Дети, а как вы думаете, что одевают на голову шахтеры?
– Правильно, каску. Для чего нужна каска? (Дю возможность рассмотреть каску.)
– Труд шахтера нелегкий и опасный. Шахтер добывает руду, из которой добывают драгоценный металл – золото. Главное орудие труда шахтера – отбойный молоток (рассматриваем иллюстрацию, уточняю название – отбойный молоток).
– Людей, которые работают на шахте, уважают у нас в поселке. Особо отличившихся людей, которые хорошо трудятся, чествуют у нас: вручают награды в торжественной обстановке за трудовую доблесть. Очень много людей трудится хорошо.
– Дети, а знаете ли вы лучших шахтеров в нашем поселке (если дети затрудняются, называю фамилии лучших шахтеров: Фахрутдинов, Карелин, Золотухин.).

Заканчиваю занятие четверостишием:

Нынче труд у нас в почете
Где, какой ни есть.
Человеку по работе
Воздается честь.