Цели занятия:
- Обобщение и систематизирование знаний учащихся о сказках А.С. Пушкина.
- Развивать образное мышление, речь, память, умение интонацией передавать настроение.
- Воспитание интереса к чтению. Воспитывать доброту, милосердие, любовь к сказкам.
Оборудование:
- Портрет А. С. Пушкина.
- Выставка книг (сказок) А.С.Пушкина.
- Кроссворд по сказкам Пушкина (на 2-х листах).
- Презентация к КВНу
- Строки из сказок (разрезаны на 3 части).
- Жетоны для викторины.
Средства ТСО: магнитофон, компьютер.
Ход урока
Класс делится на 3 команды.
На доске эмблемы команд
Учитель:
В клуб пришёл, не хмурь лица,
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель, ты не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!Итак, друзья, начнём играть.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее,
Чем Пушкина чудные сказки.
Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей и т.п. всё это очень интересно!
Сейчас мы вспомним любимые вами сказки Александра Сергеевича Пушкина.
(Звучит мелодия песни «Где водятся волшебники?»)
1 конкурс. «УГАДАЙ, ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ПРИШЛИ ГЕРОИ».
Надо угадать не только сказочного героя, но назвать и сказку, из которой он пришел. Какая команда угадывает – та и получает жетон.
(Золотая рыбка, три девицы, Петушок,Черномор и богатыри, старик и старуха, белка, чёрт)
2 конкурс. «ПРОДОЛЖИ СКАЗКУ».
Продолжите сказку и назовите как она называется.
- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-….. - Жил старик со своею старухой
У самого моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно…. - За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А …. - Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех … - Кири-ку-ку.
Царствуй…
3 конкурс. «УЗНАЙ СКАЗКУ ПО СКАЗОЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ»
- Солнышко, месяц, ветер. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- Звездочёт, шамаханская царица, петушок. «Золотой Петушок»
- Царевна Лебедь, белочка, остров. «Сказка о царе Салтане о сыне егославном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
4 конкурс: «СОБЕРИ СТРОКУ ИЗ СКАЗКИ»
Командам за 1 минуту предлагается собрать строчки из сказок Пушкина.
Слова разрезаны и лежат в конвертах
1 команда:
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее.
2 команда:
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
3 команда:
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все оне
Государевой жене…
5 конкурс: ВИКТОРИНА «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКИ ПУШКИНА?»
- Кто так говорил: «Чего тебе надобно, старче?» (Золотая рыбка)
- С помощью какого предмета, царица-мачеха умертвила молодую царевну? (Яблока)
- Назови имя героя, который вместе со свой матерью попал на необитаемый остров в бочке? (князь Гвидон)
- За какую плату нанялся работать Балда у попа? (3 щелчка)
- Кого подарил царю Дадону Мудрец? (Золотого петушка)
- Кто так говорил: «Дурачина ты, простофиля!» (Старуха)
- К кому обращался за помощью королевич Елисей, чтоб отыскать молодую царевну? (солнце, месяц, ветер)
- Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
- К кому послал поп Балду за оброком? (к чертям)
- Кого нёс колдун через леса, через поля? (Руслана)
6 конкурс. «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ?»
Кораблик.
Зеркало.
Корыто.
Яблоко.
Бочка.
Орехи.
7 конкурс «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ»
Ну и последнее задание. Давайте ответим на вопросы, которые я вам предложу и посмотри, что у нас получится.
П – Кто взял работником Балду (Поп)
У – Как начинается поэма «Руслан и Людмила» (У Лукоморья дуб зеленый…)
Ш – В кого превращался Князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» (Шмель)
К – Кем был Елисей из «Сказки о мертвой царевне» (Королевич)
И – Из чего были ядра у орехов, которые грызла Белочка с острова буяна (Изумруд)
Н – Кем являлась Арина Радионовна Пушкину? (няня)
Учитель: Конечно, благодаря няне А.С.Пушкина, Арине Родионовне, мы можем с вами читать такие замечательные сказки. И именно о них, Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»