В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”[
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой творческой жизни, счастья и благополучия человека.
Перед любой школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающего пространства общеобразовательного учреждения.
Особенно актуально данное направление деятельности для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Ежегодно каждое образовательное учреждение составляет и реализует на практике планы спортивно-оздровительной деятельности, куда включают следующие направления работы: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивная работа в классах и секциях, внеурочная работа в школе, участие в соревнованиях, агитация и пропаганда, работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом и др.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях существует своя специфика, и процесс работы там выстраивается по следующей схеме:
- коррекционная подготовка: уроки лечебной физической физкультуры (вводятся с целью укрепления физического и психоневрологического здоровья детей), уроки ритмики (с целью обучения детей умению владеть своим телом, красивой осанкой, грациозной походкой, умению выступать перед другими, развивать координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, свою гибкость и выносливость), лечебный массаж, в том числе логопедический;
- учебно-воспитательный процесс: уроки физической культуры, уроки “Твое здоровье”, внеклассные мероприятия спортивно-оздоровительной направленности, в том числе обязательные Дни Здоровья 1 раз в месяц;
- дополнительное образование: спортивные секции и кружки.
Содержание спортивно-оздоровительной работы предполагает:
- разработку системы мониторинга здоровья, физической подготовленности и оценки уровня валеологической культуры обучающихся и их родителей;
- санитарно-просветительскую работу по формированию здорового образа жизни (проведение классных часов, бесед, родительских собраний по пропаганде здорового образа жизни, гигиены, здорового питания, правил личной безопасности влияния занятий физической культурой и спортом на здоровье школьников; в группах продленного дня осуществление проведения тематических часов, конкурсов, праздников);
- увеличение объема и повышение качества оздоровительной и физкультурно-массовой работы (организация подвижных игр и динамических пауз на переменах и физкультминуток во время уроков, спортивных часов в группах продленного дня, физпауз во время самоподготовки домашних заданий обучающимися, организация подвижных игр на свежем воздухе в ГПД);
- проведение уроков на свежем воздухе;
- развитие дополнительных объединений физкультурно-оздоровительной направленности;
- проведение спортивных праздников и конкурсов, соревнований.
В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил школьника. Для этого существуют специальные методы и приемы работы, которые целесообразно использовать в учебное время:
- упражнения для снятия общего или локального утомления (динамические упражнения на расслабление различных групп мышц – шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса “Лягушки”, “Самолеты”, “Семья” и др.
- упражнения для кистей рук: “Птичка”, “Солнышко”, “Мы писали” и др.
- гимнастика для глаз: комплекс упражнений “Веселая неделька”.
- гимнастика для улучшения слуха;
- упражнения для профилактики плоскостопия
- упражнения, корректирующие осанку;
- дыхательная гимнастика. Например, комплексы упражнений “Качели”, “Каша кипит”, “Бегемотики”, “Часики” и др.
- создание положительного эмоционального фона, через создание психологического климата, использование на уроках игрового и соревновательного методов и т.п.
- осуществление дифференцированного подхода
- использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной
деятельности, которое включает:
– учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
– учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
– наличие эмоциональных разрядок на уроках;
– чередование позы с учетом видов деятельности;
– использование физкультурных пауз на уроках.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что грамотная организация и систематическое проведение мероприятий спортивно-оздоровительной направленности в специальных (коррекционных) школах будут способствовать формированию устойчивой мотивации учащихся, родителей и педагогического коллектива на сохранение и укрепление ЗОЖ, а занятия спортом окажут благотворное влияние на физическое, психологическое, моральное, эмоциональное состояния каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список.
- Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. – М.: издательский центр “Академия”, 2001.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе, издательство АРКТИ, М., 2006.
- Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей, Изд.СФЕРА, М., 2005.
- Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям, Издание четвертое, Издательство “Радянська школа”, Киев, 1973.