Лексика и фразеология. 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Ключевые слова: лексика, фразеологизмы, многозначные слова, омонимы, синонимы


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (91 кБ)


Слайд 1.

Цели:

  • Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.
  • Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).
  • Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Вид урока – урок-путешествие.

Тип урока – урок-повторение изученного материала.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент (2 мин.)

Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.

2. Слово учителя  (3 мин.)

– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

Ответ: Слово.

– Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?
– Какой раздел русского языка изучает написание слова?  (Графика)
– Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).
– Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).
– Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).
– Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).

Слайд 2.

– Сегодня мы с вами отправимся в необычное  путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.

3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)

Слайд 3

Задание 1.  На парте у  учеников лежат Толковые словари.

– Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».

Учащиеся выписывают в тетрадь все значения слова «богатый». 

  • Обладающий большим имуществом.
  • Дорого стоящий, роскошный, великолепный.
  • Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.
  • Содержащий много ценных качеств ( переносное)

– Какое из этих лексических значений  подходит к русскому языку?

Слайд 4

Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).

4. Многозначные слова

– Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?

Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.

– Как называются слова, которые имеют несколько значений?

Ответ: Многозначные.

– Именно в бухте Многозначности мы и  сделаем свою первую остановку.

Слайд 5.

Задание 2. (5 мин.)

Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.

На слайде представлены выражения, ученики записывают их в тетрадь. Выполните морфологический разбор слова, выделенного зеленым цветом и фонетический разбор слов, выделенного желтым цветом.

  • Языку учиться (фонетич. разбор) – всегда пригодится. (перен.)
  • Чтобы не (морфолог. разбор) сказать лишнего, нужно прикусить язык. (перен.)
  • Я больно прикусила язык. (прямое)
  • Так вкусно, что язык проглотишь. (перен.)

– В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?

Слайд 6.

– Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.

– Что такое прямое значение?

Ответ: Это основное лексическое значение слова.

– Что такое переносное значение?

Ответ: Это вторичное лексическое значение.

5. Дифференциация. Работа по карточкам

– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.

Карточка 1.  НУВ

– О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.

Там, где нужен ключ обычный(метал. стержень)
Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)
И лесным ключом, поверь, (родник)
Не откроешь эту дверь.

Ответ: Эти слова называются омонимы.

Карточка 2. ВУВ

– В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,
А между ними нужен… (антракт)
На время дело прекратив,
Вдруг объявили …  (перерыв)
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать … (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена)

Ответ: Эти слова называются синонимы.

Карточка 3. «Средние»

– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.

Слайды 7, 8.

После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.

6. Физкультурная минутка (2 мин.)

7. Итоги раздела Лексика

Слайд 9

– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой  стране?

Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.

– Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?

Ответ: В разделе языка «Фразеология».

Слайд 10.

– Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.

8. Слайд 11.

– Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

Задание 3. (5 мин.)

– Вам необходимо переписать данные выражения. Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?

  • Золотое кольцо – золотые руки.
  • Железнаядеталь – железный характер.
  • Медвежья услуга – медвежья шкура.
  • Волчий хвост  – волчий взгляд.
  • Черный цвет – черные мысли.

Слайд 12.

– Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.

Задание 4.  Устно. (3 мин.)

Слайд 13.

– Вам предложены фразеологизмы, какие из слов в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что означают эти выражения?

  • Бить баклуши.
  • Попасть впросак.
  • Заклятый враг.
  • Сломя голову.
  • Точить лясы.
  • Закадычный друг.
  • Кромешная тьма.
  • С гулькин нос.

Задание 5.  (5 мин.)

– А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

– Запишите под диктовку предложения, после каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения. Объясните постановку знаков препинания.

  • Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).
  • Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).
  • Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).
  • Много прошло времени с той поры.  (много воды утекло).

Слайд 14.

– А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.

9. Итоги раздела Фразеология

– Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?

10. Итоги всего урока

– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. Понравилась вам эта познавательная прогулка?
– По каким странам мы сегодня путешествовали?
– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)
– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)
– Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?

11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»

 Слайд 15.

– Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.