Слайд 1.
Цели:
- Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.
- Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).
- Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.
Вид урока – урок-путешествие.
Тип урока – урок-повторение изученного материала.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент (2 мин.)
Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.
2. Слово учителя (3 мин.)
– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?
Ответ: Слово.
– Правильно. А с каких сторон, позиций мы
изучаем слово?
– Какой раздел русского языка изучает написание
слова? (Графика)
– Какой раздел русского языка изучает
правильность написания слова? (Орфография).
– Какой раздел русского языка изучает
произношение слов? (Фонетика).
– Какой раздел русского языка изучает словарный
состав языка? (Лексика).
– Какой раздел русского языка изучает
устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).
Слайд 2.
– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.
3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)
Слайд 3
Задание 1. На парте у учеников лежат Толковые словари.
– Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».
Учащиеся выписывают в тетрадь все значения слова «богатый».
- Обладающий большим имуществом.
- Дорого стоящий, роскошный, великолепный.
- Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.
- Содержащий много ценных качеств ( переносное)
– Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку?
Слайд 4
Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).
4. Многозначные слова
– Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?
Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.
– Как называются слова, которые имеют несколько значений?
Ответ: Многозначные.
– Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.
Слайд 5.
Задание 2. (5 мин.)
Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.
На слайде представлены выражения, ученики записывают их в тетрадь. Выполните морфологический разбор слова, выделенного зеленым цветом и фонетический разбор слов, выделенного желтым цветом.
- Языку учиться (фонетич. разбор) – всегда пригодится. (перен.)
- Чтобы не (морфолог. разбор) сказать лишнего, нужно прикусить язык. (перен.)
- Я больно прикусила язык. (прямое)
- Так вкусно, что язык проглотишь. (перен.)
– В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?
Слайд 6.
– Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.
– Что такое прямое значение?
Ответ: Это основное лексическое значение слова.
– Что такое переносное значение?
Ответ: Это вторичное лексическое значение.
5. Дифференциация. Работа по карточкам
– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.
Карточка 1. НУВ
– О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.
Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)
Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)
И лесным ключом, поверь, (родник)
Не откроешь эту дверь.
Ответ: Эти слова называются омонимы.
Карточка 2. ВУВ
– В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?
В театре за актом следует акт,
А между ними нужен… (антракт)
На время дело прекратив,
Вдруг объявили … (перерыв)
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать … (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена)
Ответ: Эти слова называются синонимы.
Карточка 3. «Средние»
– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.
Слайды 7, 8.
После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.
6. Физкультурная минутка (2 мин.)
7. Итоги раздела Лексика
Слайд 9
– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой стране?
Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.
– Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?
Ответ: В разделе языка «Фразеология».
Слайд 10.
– Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.
8. Слайд 11.
– Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».
Задание 3. (5 мин.)
– Вам необходимо переписать данные выражения. Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?
- Золотое кольцо – золотые руки.
- Железнаядеталь – железный характер.
- Медвежья услуга – медвежья шкура.
- Волчий хвост – волчий взгляд.
- Черный цвет – черные мысли.
Слайд 12.
– Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.
Задание 4. Устно. (3 мин.)
Слайд 13.
– Вам предложены фразеологизмы, какие из слов в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что означают эти выражения?
- Бить баклуши.
- Попасть впросак.
- Заклятый враг.
- Сломя голову.
- Точить лясы.
- Закадычный друг.
- Кромешная тьма.
- С гулькин нос.
Задание 5. (5 мин.)
– А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».
– Запишите под диктовку предложения, после каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения. Объясните постановку знаков препинания.
- Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).
- Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).
- Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).
- Много прошло времени с той поры. (много воды утекло).
Слайд 14.
– А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.
9. Итоги раздела Фразеология
– Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?
10. Итоги всего урока
– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло
к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к
берегу. Понравилась вам эта познавательная
прогулка?
– По каким странам мы сегодня путешествовали?
– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы
узнали в стране Лексика? (Словарный состав
языка)
– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы
узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и
сочетания)
– Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их
применить?
11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»
Слайд 15.
– Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.