Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения "Наша Родина". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • сформировать представление о многонациональном характере населения России;
  • познакомить учащихся с произведениями о Родине, дать понятие слова “Родина” на их основе;
  • создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности.

Задачи:

  • учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и графически их оформлять, строить предположения и собственные высказывания; развивать критическое мышление;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине;
  • учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”. 3 класс (2 часть) И.В.Потапов, Е.В. Саплина, А.И.Саплин;
  • рабочая тетрадь №2 к учебнику “Окружающий мир”;
  • – рассказ Ю.Яковлева “О нашей Родине”;
  • выставка книг о родине;
  • карта России;
  • презентация к уроку‏;
  • мультимедийный проектор;
  • карточки с заданиями (для работы в группах);
  • плакаты “Настроение”;
  • светофорчики;
  • солнечные зайчики.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приемы:

  • чтение с остановками;
  • дерево предсказаний
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию;
  • кластер;
  • синквейн;
  • использование “толстых” и “тонких” вопросов.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

Дети читают хором:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?

2. Вызов.

1. Введение в тему.

Звучит песня М. Матусовского “С чего начинается Родина?”

С чего начинается родина
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где– то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..

– Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этой песни?

– Какова будет тема нашего урока?

– Что вы ожидаете от нашего урока?

– Какие задачи мы можем перед собой поставить?

2. Работа с таблицей “ЗХУ”

З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

– Что мы представляем, когда произносим слово Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Запишите все что вспомните в 1 столбик.

– А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы еще узнать по этой теме.

3. Осмысление

1. Прием инсерт (пометки на полях)

– Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о нашей Родине?

– А какие народы населяют нашу страну? (Работа с таблицей ЗХУ.). Прочтите текст “народы нашей страны” стр. 50–51 учебника, используя прием “Пометки на полях”

– Что узнали нового из текста?

– Что было уже известно ранее?

– Что вас заинтересовало?

Физкультминутка для глаз “Солнечные зайчики”.

2. Работа с текстом.

– А как выражают свое отношение к Родине писатели и поэты? Что для них Родина? Сегодня мы это выясним. Сегодня мы познакомимся с призведением Ю. Яковлева “О нашей Родине”. Прочитайте самостоятельно информацию о нем.

Яковлев Юрий Яковлевич (1922–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и “штурм небес”, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Юрий Яковлевич является сценаристом таких мультфильмов, как “Умка”, “Умка ищет друга”, “Мальчик с коньками” и многих других.

– Что интересного для себя узнали?

– Итак, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева “О нашей Родине” (стр. 13) и во время чтения постарайтесь отметить в тексте

Прогнозирование по названию. – О чем может быть рассказ с таким названием? (Дети говорят свои предположения.)

– Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьезный, поучительный?

– Итак, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева “О нашей Родине” и во время чтения постарайтесь отметить в тексте карандашом мысли, которые вам давно известны и понятны знаком “V”. Если какая– то мысль является для вас новой – пометьте ее знаком “+”.(Прием “пометки на полях”)

Ю. Яковлев
О нашей Родине

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

Прием “Толстые и тонкие вопросы”

– Сравните текст с тем, как вы заполнили таблицу. Добавьте в колонки таблицы “ЗХУ” те сведения, которые сочтете необходимыми.

– Как вы думаете, почему это произведение назвали статьей?

– Что является “значительным явлением” в данной статье? Какова ее основная мысль?

– О какой Родине идет речь?

– Прочитайте текст еще раз, выделите то, о чем хотите спросить, сформулируйте вопросы и задайте одноклассникам.

– Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?

Заполнение кластера.

3. Работа по группам

1-я группа.– Подготовить информацию о южных славянах.

2-я группа. –Кто такие западные славяне?

3-я группа. –Кого называли восточные славяне?

4-я группа. –Узнайте в каких современных государствах проживают сербы, болгары, чехи, словаки, поляки, украинцы, белорусы?

Дети работают в группах выбирают лидера. Высказывают свое мнение. Происходит взамопроверка и взаимооценка с помощью “светофоров”: зеленый цвет – согласны, желтый – можно добавить, красный – не согласен.

4. Работа в парах.

Работа по тетрадям на печатной основе с. 18.

– Напиши названия некоторых народов, которые живут в нашей стране (задание № 34)

5. Составление синквейнов.

Родина

Могучая, великая.
Заботится, приходит на помощь, придает силы.
Родина– мать, умей за нее постоять.
Мать.

Стадия рефлексии

– Что узнали нового?

– Что у нас не получилось?

Дети проявляют свое отношение к происходящему на уроке с помощью “солнечных зайчиков”, которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.

  • Зеленые “зайчики” – я узнал много нового.
  • Розовые “зайчики” – я испытал гордость за свою родину.
  • Коричневые “зайчики” – у меня не все получилось

– Спасибо за урок!

V. Домашнее задание. С. 50–52. Вопросы: составить рассказ о своей малой родине.