Цели:
- сформировать представление о многонациональном характере населения России;
- познакомить учащихся с произведениями о Родине, дать понятие слова “Родина” на их основе;
- создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности.
Задачи:
- учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и графически их оформлять, строить предположения и собственные высказывания; развивать критическое мышление;
- совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине;
- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- формировать коммуникативные навыки работы в группах.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир”. 3 класс (2 часть) И.В.Потапов, Е.В. Саплина, А.И.Саплин;
- рабочая тетрадь №2 к учебнику “Окружающий мир”;
- – рассказ Ю.Яковлева “О нашей Родине”;
- выставка книг о родине;
- карта России;
- презентация к уроку;
- мультимедийный проектор;
- карточки с заданиями (для работы в группах);
- плакаты “Настроение”;
- светофорчики;
- солнечные зайчики.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы:
- чтение с остановками;
- дерево предсказаний
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
- синквейн;
- использование “толстых” и “тонких” вопросов.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
Дети читают хором:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
2. Вызов.
1. Введение в тему.
Звучит песня М. Матусовского “С чего начинается Родина?”
С чего начинается родина
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где– то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..
– Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этой песни?
– Какова будет тема нашего урока?
– Что вы ожидаете от нашего урока?
– Какие задачи мы можем перед собой поставить?
2. Работа с таблицей “ЗХУ”
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
– Что мы представляем, когда произносим слово Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Запишите все что вспомните в 1 столбик.
– А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы еще узнать по этой теме.
3. Осмысление
1. Прием инсерт (пометки на полях)
– Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о нашей Родине?
– А какие народы населяют нашу страну? (Работа с таблицей ЗХУ.). Прочтите текст “народы нашей страны” стр. 50–51 учебника, используя прием “Пометки на полях”
– Что узнали нового из текста?
– Что было уже известно ранее?
– Что вас заинтересовало?
Физкультминутка для глаз “Солнечные зайчики”.
2. Работа с текстом.
– А как выражают свое отношение к Родине писатели и поэты? Что для них Родина? Сегодня мы это выясним. Сегодня мы познакомимся с призведением Ю. Яковлева “О нашей Родине”. Прочитайте самостоятельно информацию о нем.
Яковлев Юрий Яковлевич (1922–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и “штурм небес”, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Юрий Яковлевич является сценаристом таких мультфильмов, как “Умка”, “Умка ищет друга”, “Мальчик с коньками” и многих других.
– Что интересного для себя узнали?
– Итак, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева “О нашей Родине” (стр. 13) и во время чтения постарайтесь отметить в тексте
Прогнозирование по названию. – О чем может быть рассказ с таким названием? (Дети говорят свои предположения.)
– Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьезный, поучительный?
– Итак, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева “О нашей Родине” и во время чтения постарайтесь отметить в тексте карандашом мысли, которые вам давно известны и понятны знаком “V”. Если какая– то мысль является для вас новой – пометьте ее знаком “+”.(Прием “пометки на полях”)
Ю. Яковлев
О нашей Родине
В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.
Прием “Толстые и тонкие вопросы”
– Сравните текст с тем, как вы заполнили таблицу. Добавьте в колонки таблицы “ЗХУ” те сведения, которые сочтете необходимыми.
– Как вы думаете, почему это произведение назвали статьей?
– Что является “значительным явлением” в данной статье? Какова ее основная мысль?
– О какой Родине идет речь?
– Прочитайте текст еще раз, выделите то, о чем хотите спросить, сформулируйте вопросы и задайте одноклассникам.
– Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?
Заполнение кластера.
3. Работа по группам
1-я группа.– Подготовить информацию о южных славянах.
2-я группа. –Кто такие западные славяне?
3-я группа. –Кого называли восточные славяне?
4-я группа. –Узнайте в каких современных государствах проживают сербы, болгары, чехи, словаки, поляки, украинцы, белорусы?
Дети работают в группах выбирают лидера. Высказывают свое мнение. Происходит взамопроверка и взаимооценка с помощью “светофоров”: зеленый цвет – согласны, желтый – можно добавить, красный – не согласен.
4. Работа в парах.
Работа по тетрадям на печатной основе с. 18.
– Напиши названия некоторых народов, которые живут в нашей стране (задание № 34)
5. Составление синквейнов.
Родина
Могучая, великая.
Заботится, приходит на помощь, придает силы.
Родина– мать, умей за нее постоять.
Мать.
Стадия рефлексии
– Что узнали нового?
– Что у нас не получилось?
Дети проявляют свое отношение к происходящему на уроке с помощью “солнечных зайчиков”, которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.
- Зеленые “зайчики” – я узнал много нового.
- Розовые “зайчики” – я испытал гордость за свою родину.
- Коричневые “зайчики” – у меня не все получилось
– Спасибо за урок!
V. Домашнее задание. С. 50–52. Вопросы: составить рассказ о своей малой родине.