Актуальность. Основная идея. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям очень важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает он это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому, помочь, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.
Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Тип проекта: групповой, практический, долгосрочный
Цель проекта: воспитание устойчивого положительного отношения к труду.
Задачи:
– развивать у детей интерес и любовь к труду;
– поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых;
– воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде,
готовность участвовать в совместной трудовой деятельности;
– привлекать родителей к совместной трудовой деятельности.
Гипотеза: достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.
Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для творческих игр, организация посильного труда.
Обучение дошкольников труду необходимо осуществлять при соблюдении основных
принципов:
– принцип системности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а
систематически в течение всего учебного года;
– принцип учета возрастных особенностей: занятия, игры, экскурсии и наблюдения
важно проводить с учетом возраста и окружающих условий;
– принцип постепенности: знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются,
усложняются и дополняются;
– принцип интеграции: тематика работы по трудовому воспитанию включается в
тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или
физическому воспитанию, а также в другие виды ежедневной деятельности детей.
– принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не
автоматического заучивания правил и знаний о труде, а перехода теоретических
знаний в практические умения.
– принцип преемственности работы детского сада и семьи: родители являются
первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического
процесса.
Прогнозируемые результаты:
– повысится интерес к труду;
– дети получат необходимые знания о разных профессиях;
– будут знать о значимости труда;
– будут старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
– научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после
работы;
– у детей сформируются навыки совместной деятельности;
– установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
– для детей труд станет потребностью.
Этапы работы над проектом.
- Подбор и изучение литературы.
- Постановка цели, задач, группировка материала, составление перспективных планов для каждой возрастной группы.
- Реализация проекта.Приложение 1.
Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. Приложение 7. Приложение 8. Приложение 9.
Используемая литература:
- Алешина В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – М., 2005.
- Буре Р.С., Тодина Г.Н. Учите детей трудиться. – М.:”Просвещение”, 1983.
- Дошкольное воспитание № 1, 2006.
- Жуковская Р.И. Родной край.– М.: “Просвещение”, 1987.
- Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. – М.: “Просвещение”, 1991.
- Кобитина И.И. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: “Мозаика-Синтез”,2007.
- Кокарева Н.Н., Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. – М.: “Просвещение”, 1987.
- Малокомплектный детский сад. / Под ред. М.А.Васильевой.– М.: “Просвещение”, 1988.
- Нравственно-трудовое воспитание в детском саду./ Под ред. Буре Р.С. – М.: “Просвещение” ,1987.
- Потакова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: “Творческий центр”, 2003.