Нравственное воспитание начинается не с усвоения ребенком
моральных понятий, а с пробуждения в нем добрых чувств.
Иван Фомич Свадковский
Пояснительная записка.
Классный руководитель является ключевой фигурой в образовательном учреждении. Деятельность классного руководителя: это прежде всего забота о здоровье детей, создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе, организация свободного времени детей, изучение их индивидуальных способностей, оказание помощи семье в воспитании ребенка. Он организует деятельность классного коллектива, которая связана как с учебной сферой, так и внеучебной жизнью класса.
Классный руководитель фокусирует и реализует на практике идеи единства обучения, воспитания и развития школьников. Эффективность данной деятельности во многом определяется качеством взаимодействия в системе “школа – семья – ученик”. При работе с детьми учитель сам раскрывается как личность, учит детей работать творчески, узнавать как можно больше о своей малой Родине, наблюдать за природой. Через данное направление можно привить детям художественно – эстетический и нравственный вкус, знакомить с художественными произведениями по данной тематике.
Патриотическое отношение к Родине, по мнению известного психолога П.И. Пидкасистого, – это отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживает события жизни, говорит на родном языке. Глубокое патриотическое чувство формируется в ходе всей жизни человека, но в младшем школьном возрасте требует специальных условий. Носители нравственно-патриотических качеств культивируются на чувстве привязанности к месту жительства, к людям, его населяющим, на изучение истории Отечества, гордости за ее успехи и страдания за ее неудачи, а главное – на желание созидать во благо Родины.
Эмоциональные переживания являются лучшим средством формирования любви к окружающему миру – малой Родине и людям, жившим и проживающим сегодня на нашей земле.
Данная программа развития позволит за 4 года обучения детей в начальной школе помочь ученикам проявить себя, сформировать умения совершенствоваться в коллективе.
Таким образом, перед классным руководителем встает ряд задач, связанных с организацией и поддержанием оптимального взаимодействия.
Цель: Способствовать формированию духовно – нравственных качеств у младших школьников, любви к своей малой Родине.
Задачи:
- Организация всех видов и использование многообразия всех форм индивидуальной, коллективной деятельности с опорой на общечеловеческие ценности, развитие и формирование коммуникативной культуры;
- Создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого;
- Формирование патриотического отношения к своей малой Родине и бережного отношения к этнокультурному наследию родного края;
- Становление духовно – нравственных качеств младших школьников;
- Развитие творческой личности ребенка в процессе осуществления его речевой, трудовой и эстетической деятельности;
- Воспитание положительных привычек учащихся начальных классов в организации ими собственного досуга;
- Коррекция индивидуального развития учащихся, предупреждение дезадаптации.
Формы деятельности: Классные часы, классные собрания, КТД, экскурсии, групповые занятия с привлечением психолога.
Данные формы проведения планируются с опорой на ведущие виды деятельности: познавательные, игровые, в том числе общественно-полезный труд.
Создание ситуации успеха, активизация внутренних ресурсов (формирование и поддержание высокой школьной мотивации) – залог успешности младшего школьника при переходе в среднее звено школы.
Воспитание детей – это старейшее из человеческих дел. Каждый воспитатель мечтает вырастить хороших детей. И у большинства это получается, хотя каждый воспитывает по – своему.
Осознавая проблемы современного воспитания, в своей работе стараюсь использовать не только новейшие образовательно-воспитательные технологии, но и внедряю собственные системы воспитания.
Мною разработана программа “Моя малая Родина”.
Цель этой воспитательной программы: апробировать ее, используя современные формы и методы воспитания и определяя основные формы организации воспитания, способы взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
Достижению цели способствуют создание условий для активного взаимодействия с окружающим миром и самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности, формирование способности личности к самоопределению, саморазвитию и самореализации в обществе, приобщение школьников к общечеловеческим ценностям и социально – значимым делам. Каждый в воспитательном процессе может проявить себя, найти дело по душе.
Кратко охарактеризую направления работы.
Патриотическое воспитание младших школьников.
Основные задачи программы: воспитывать всесторонне развитых, активных патриотов своей Родины, развивать интерес к историческому прошлому страны, обогащать нравственный опыт учащихся, формировать любовь к малой и большой Родине; показать, что добро и справедливость, честь и благородство почиталось всеми народами мира во все времена.
Начиная с первого класса, планирую ежегодно проводить:
- занятия – исследования военного прошлого страны (малой Родины);
- экскурсии в музеи, походы, поездки по местам боевой славы;
- конкурс рисунков “Вечный огонь”;
- праздники ко Дню Победы;
- экологические акции;
- игры, беседы и т.д.
Экологическое воспитание младших школьников.
Основные задачи программы: систематизировать и расширять представления детей о предметах и явлениях природы, развивать интерес к их познанию, обогащать нравственный опыт учащихся, формировать бережное отношение к богатствам природы и общества, навыки нравственного поведения в природной и социальной среде.
Начиная с 1-го класса, планирую ежегодно проводить:
- исследования – наблюдения за объектами и состоянием окружающей среды во время экскурсий в парки, на водоемы, сезонных прогулок;
- конкурсы рисунков о природе т.д.;
- конкурс осенних букетов “Природа и фантазия”;
- выставка поделок из природного материала;
- беседы об отношениях учащихся к природе, о разнообразии растений и животных, об их роли в жизни человека;
- экологическая акция “Чистота спасет мир” (субботники по благоустройству территории школы);
- проект по созданию “Жалобной книги природы Черепановского района” (о редких и исчезающих видах растений и животных нашего района);
- операция “Большие дела маленьких рук” (заготовка кормов для зимующих птиц, изготовление кормушек, скворечников);
- правила поведения в природе, влияние человека на окружающую среду;
- проект “Мое дерево” (фенологические наблюдения); поездка в “Ботанический сад” город Бердск;
- выставка самостоятельно выращенных комнатных растений;
- конкурс сочинений о природе;
- экологический проект “Зеленая аллея” (разбивка цветочных клумб на территории школы); фотогазета “Растения и животные родного края”.
Социокультурное воспитание младших школьников.
Цель и задачи программы: ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие); создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника; развитие любознательности и познавательного интереса учащихся; воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа; создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нем.
Начиная с 1-го класса, планирую проводить:
- КВН по сказкам, конкурсы на лучшего рассказчика сказок;
- Конкурс поделок из природного материала;
- Праздники “Встреча осени”, “Новый год”, “Масленица”, русские народные игры, забавы;
- Мастерские Деда Мороза;
- Беседы; история моего села, моей улицы, моей семьи;
- Экскурсии в библиотеку, магазин, аптеку, на почту;
- Праздник “Прощание с начальной школой”.
Нравственно – эстетическое воспитание младших школьников.
Основные задачи программы: позволить ребенку изучать родной край, ознакомиться с историей возникновения заповедных мест; развивать интерес к процессу познания; способствовать формированию нравственных качеств и чувства патриотизма.
Начиная с 1-го класса, планирую совершить поездки:
- Кукольный театр – город Новосибирск;
- Железнодорожный музей – город Новосибирск;
- Зоопарк – город Новосибирск;
- Театр “Глобус” – город Новосибирск;
- Экскурсия на теплоходе по Оби – город Новосибирск;
- Ледяной городок – город Новосибирск.
Прогнозируемые результаты.
В процессе реализации программы используются:
- метод разъяснения (патриотический и гражданский долг на примере героических подвигов соотечественников);
- наглядные методы;
- практические методы (составление карт “Путешествие по России”, “По космическим просторам”, изготовление творческих альбомов “Достопримечательности родного края”, “Редкие и исчезающие растения и животные родного края”, “Оружие и доспехи русских воинов” и другое);
- метод личного примера классного руководителя.
Итог реализации воспитательной программы “Моя малая Родина” – это:
- выпуск творческого журнала, который включает в себя рисунки воспитанников по теме “Моя родина – Россия”, стихотворения детей о малой родине, пословицы о родной стороне и храбрости воинов, практические задания (головоломки, кроссворды, загадки, шарады по темам программы);
- работа над проектом “Мое дерево” (фенологические наблюдения);
- работа над экологическим проектом “Зеленая аллея” (разбивка цветочных клумб на территории школы);
- выпуск фотогазеты “Растения родного края”.
Используемая литература:
- Абрашина, Г. Е. Зажги свою звезду: Опыт воспитательной работы / Г.Е. Абрашина, Т.В. Богданова, Н.В. Демьяненко, Н.А. Зубкова, О.В. Липодатенко, Н.И. Понамарева, В.М.Семенова // Начальная школа. – 2008. – № 5. – с. 27–31.
- Болотина, Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе / Л.Р.Болотина // Начальная школа. – 1995. – № 6. – с. 8–10.
- Кочергин, А.В. Дневник классного руководителя: начальная школа /А.В.Кочергин, Л.И. Гайдина, О.Е. Жиренко. – 7-е издание. – М: 5 за знания, 2008. – 88 с. – (Классному руководителю).
- Морозова, Н.Н.Формирование патриотического отношения к малой родине /Н.Н.Морозова//начальная школа. – 2009. – № 11. – с.64–66.