Роль игр-путешествий в развитии познавательных и творческих способностей детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Решению задач по развитию у детей познавательных и творческих способностей мне успешно помогает организация игр-путешествий на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Тематика игр разнообразна: “Путешествие по сказкам”, “Наш город”, “Такая разная Земля”, “Подводный мир”, “Межпланетная экспедиция”, “Путешествие в прошлое и будущее планеты” и т.д.

Для организации игр-путешествий помимо типового материала использую различные наглядно – образные средства (условные заместители, модели, символы, схематические изображения).


 Рис. 1

В группе есть полифункциональный материал: модули; ширмы; коробки от бытовой техники, которые легко превращаются в батискаф, корабль, спусковой аппарат, машину времени. Совместно с родителями изготовлены костюмы, декорации, многофункциональные пульты.


Рис. 2


Рис.3


Рис. 4

Дети на занятиях-путешествиях читают различные карты, используют систему координат, на числовой оси рассчитывают на сколько дней хватит запасов продуктов и топлива, используют мерки, работают с календарем и т.д.

Для активизации воображения и мышления детей использую игры по системе ТРИЗ с заданиями:
– назвать как можно больше способов использования предмета;
– перечислить возможные причины какой-либо ситуации. В ходе совместного обсуждения решают: из чего лучше сделать(название объекта), как напиться без чашки, из чего построить укрытие от солнца, как перебраться через реку и т.д.

Проживая сценарий занятия, дети с увлечением выполняют творческие задания, активны. Быстрая смена видов деятельности позволяет удержать внимание и добиваться комплексного решения задач.

В самостоятельных играх-путешествиях дети применяют знания, полученные на занятиях: составляют план – схему будущего маршрута, рисуют “карту сокровищ”, придумывают условные изображения объектов. Строят и используют различные модели: взаимосвязь живой и неживой природы в экосистемах; отправляют зашифрованное послание; ведут бортовой журнал, опираясь на предложенную модель “заселяют необитаемую планету”; с помощью символов выражают свое отношение к участникам событий.


Рис. 5

Опираясь на свой опыт, они, разыгрывают сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из книг, наблюдений, видеофильмов. Играют разные роли – от водителя автобуса до космонавта, знакомятся с функциями современных технических средств(компьютер, пульт управления). У детей развиваются игровые умения: распределяют роли, самостоятельно выстраивают цепочку событий, ставят проблемные ситуации и стараются их решить. Отражая в играх профессиональные отношения взрослых (подчинение, сотрудничество) приобретают навыки взаимопомощи и взаимовыручки. Перемещаясь из одного воображаемого мира в другой, действуют и ведут диалог с воображаемыми объектами. И даже очень застенчивые и малообщительные дети в такой игре, опираясь на образы воображения, в состоянии отразить свои замыслы и реализовать свои возможности.


Рис. 6

И пусть наши путешествия длятся недолго, главное, что они приносят огромную радость детям, воспитывают в них чувство собственного достоинства, способствуют развитию познавательных и творческих способностей.