Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.
Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психологических, речевых нарушений.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать новые информационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения новых информационных технологий в коррекционную деятельность.
Перечисляя все положительные стороны использования компьютерных технологий в коррекционно – развивающей деятельности школьного логопеда, не следует забывать также и о том, что использование компьютерных комплексов (или их аналогов) требует дополнительных расходов на приобретение специальных технических средств.
Вопросам изучения и применения компьютерных технологий в коррекционной деятельности посвящено немало публикаций, причем авторы подавляющего большинства из них убеждены, что использование компьютерных технологий сокращает сроки и повышает эффективность работы с детьми страдающими речевыми нарушениями, и первое знакомство с компьютером необходимо осуществить ещё в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Методическим аспектам применения новых информационных технологий в коррекционной деятельности посвящено немало публикаций. К настоящему моменту разработаны различные авторские методики и курсы направленные на обучение детей с различными речевыми патологиями.
Несмотря на то, что каждый автор имеет свою точку зрения на содержание и объем теоретической и практической части коррекционного курса, большинство авторских курсов охватывают следующие основные разделы: диагностика, коррекция, развитие. При этом авторы едины во мнении, что предпочтительнее не просто устранить речевое нарушение и дать ученику определенную сумму знаний, но и развить его мышление и научить ориентироваться в любой ситуации, в том числе и новой для него. Проблему недостатка доступной учебной литературы авторы пытаются решить разработкой как традиционных печатных, так и электронных учебников и пособий, использование которых способствует интенсификации учебного процесса, повышению мотивации обучения и информационной емкости учебного содержания, активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.
В работах Вильямса Р., Маклина К., Машбица Е.И., Громова Г.Р. изучены вопросы влияния игровой компоненты на процесс обучения. Подчеркнуто, что игровая компонента растормаживает и активно стимулирует творческое воображение, создаёт предпосылки для самостоятельного выхода из создавшихся проблемных ситуаций в игре.
Однако, и это отмечено многими авторами, применение компьютерных технологий порождает целый ряд трудноразрешимых проблем. На первый план, бесспорно, выступают проблемы технической и материальной оснащенности, а также выделения учебного времени на изучение курса. Что касается последнего аспекта, то выход педагоги видят в интеграции различных учебных дисциплин (информатики, развитие речи, русский язык и т.п.), при этом авторы сходятся во мнении, что компьютерный курс должен стать канвой всего процесса обучения. Такой подход, кроме того, что он хотя бы частично позволяет решить проблему высвобождения учебного времени, способствует также усилению исследовательского аспекта обучения, дает возможность, исключая перегрузку, сформировать у детей навыки работы с компьютером.
Весьма перспективным направлением обучения детей работе с компьютерными технологиями также предусматривающим интеграцию различных школьных дисциплин и реализацию проблемного обучения можно назвать применение различных прикладных программ, популярность которых в последние годы неуклонно растет, ведь целевой установкой таких программ является сознательное применение накопленных знаний по различным предметам
Однако, несмотря на то, что прикладные программы по праву можно считать довольно эффективной формой внедрения новых информационных технологий в коррекционный процесс, одни они не могут в полной мере решить проблему обучения школьников с речевыми недостатками. Во-первых, такая форма учебной работы находится в некотором противоречии со сложившейся учебно-методической системой традиционной школы и потому представляет пока лишь одну из форм факультативной учебной работы, используемую энтузиастами – учителями. Во-вторых, существенные различия в уровне материального благосостояния семей, а, следовательно, и в возможности доступа детей к продуктам компьютерного рынка, обуславливают значительную разницу в компьютерной грамотности школьников от вполне или почти сложившихся пользователей компьютерных программ до “новичков”, не имеющих никакого опыта самостоятельной работы, причем в небольших городах (так называемой “российской глубинке”) процент последних особенно велик.
Однако, если проблема дефицита учебного времени в той или иной степени решается, то вопрос о материально-техническом обеспечении процесса обучения прикладным компьютерным технологиям стоит гораздо острее. Выделение дополнительных средств на приобретение компьютерного оборудования и программного обеспечения, квалифицированное обслуживание учебного компьютерного класса для многих государственных средних заведений в нынешних условиях довольно проблематично.
Тем не менее, анализ публикаций показывает, что и в тех образовательных заведениях, где наблюдается материальное благополучие, работа по прикладным программам сопряжена с немалыми сложностями, а именно:
- Многие прикладные программы по коррекции и развитию речи не соответствуют возрастным нормам учащихся.
- Имеющиеся электронные учебные пособия по коррекции и развитию речи у учащихся не отличаются высокой грамотностью построения, а именно: не соблюдаются обще дидактические принципы построения обучения, подбор речевого материала часто не соответствует методике по коррекции речи, ошибочное построение занятий ведёт к дефектному обучению, в результате которого формируются новые речевые недостатки.
- Для полноценного внедрения в учебный процесс компьютерно-опосредованных коррекционных методик необходимо высвобождение учебных часов, организация учебного класса, осуществление подготовки педагогических кадров по новым методикам
Из анализа публикаций следует, таким образом, очевидная необходимость создания такой системы обучения и коррекции речи посредствам компьютерных технологий, которая позволяла бы избежать вышеперечисленных организационных и педагогических трудностей.
Решить задачу по коррекции речевых недостатков путем обучения младших школьников компьютерным технологиям в более широкой постановке, вовлечь в подобную работу учителей и учащихся широкого круга школ позволило бы применение апробированной программе по обучению компьютерной грамотности в начальной школе, которая позволила бы на её базе разработать дополнительные упражнения по коррекции речевых недостатков, тем самым осуществить наиболее эффективные приёмы коррекции речи в основном курсе обучения информатики в начальной школе.
Тем не менее, несмотря на то, что педагогическим аспектам использования специализированных компьютерных технологий обучения посвящено немало публикаций как российских, так и зарубежных ученых, кроме отдельных упоминаний о попытках применения для коррекции и развития речи в доступной литературе не удалось встретить никаких сведений о реализации коррекционного курса, полностью построенного на базе методики обучения компьютерным технологиям.
Следовательно, изучение возможностей создания в рамках школьного курса обучения информатики упражнений по коррекции дисграфии для младших школьников, разработка и внедрение в учебный процесс комплекса методических средств, ориентированных на использование прикладной программы на настоящем этапе является актуальным направлением, непосредственно относящимся к содержанию школьного курса информатики и имеющим большое практическое значение.
Список литературы:
- Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач// Информационные технологии в образовании. VIII Международная конференция-выставка. Сборник трудов участников конференции. М.:МИФИ, 1998. с.-26-27.
- Баскакова Н.И. Методика использования персонального компьютера на занятиях коррекционного курса русского языка// IX Международная конференция-выставка “Информационные технологии в образовании”. Сборник трудов участников конференции, Часть III.- М.: МИФИ, 1999.-с.185-186.
- Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр “Кид/Малыш” для коррекции и развития речи у детей младшего возраста// IX Международная конференция-выставка “Информационные технологии в образовании”. Сборник трудов участников конференции, Часть III.- М.: МИФИ, 1999.-с.186-187.
- Горвиц Ю.М. с соавт. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: 1998.
- Варченко В.И. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе// XII Международная конференция-выставка “Информационные технологии в образовании”. Сборник трудов участников конференции, Часть V.- М.: МИФИ, 2002.-с.8-9.
- Зеленская Ю. Использование программы Видимая речь в системе работы логопеда// XII Международная конференция-выставка “Информационные технологии в образовании”. Сборник трудов участников конференции, Часть V.- М.: МИФИ, 2002.-с.9-10.