Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (6–7 лет) "Как купить автомобиль"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Существует ряд методик развития речи (О.И. Соловьёвой, А.М. Бородич, Г.М. Пяминой, Ф.А. Сохина и др.). Однако при обучении детей с общим недоразвитием в полной мере невозможно. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделили создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Ребёнок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами, вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление, сигналы светофора. Всё это привлекает ребёнка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование педагогам в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Цель опорных схем – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти, облегчил запоминание. Опорные схемы – это, как стержень, на который нанизывается материал. Не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система.

Дошкольник лишён возможности записать, сделать таблицу, отметить что либо. На занятиях в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную память, включить ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов, которыми сопровождалось подача материала.

У детей с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения возникли в последнем виде рассказывания. Вот основные из них:

  • самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
  • установить последовательность изложения выявленных признаков;
  • удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа – описания.

Я задумалась, как помочь детям в решении этих непростых задач. В книге Л.Н. Ефинменковой “Формирование речи у дошкольников” (М.: Просвещение, 1985) представлена схема составления рассказа об овощах. Взяв её за основу, я составила для воспитателей подготовительных групп занятие по развитию речи на тему: “Как купить автомобиль” с использованием опорной план – схемы.

Анализируя результаты проведённой работы, можно сделать вывод, что использование схем педагогами при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам массовых и логопедических групп овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

В заключении отметим, что эти и аналогичные им схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

Цели:

  • Задачи на развитие познавательных способностей: закреплять названия профессий, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта; формировать способность видеть возможности усовершенствования предметов.
  • Задачи на развитие речи: учить составлять описательные рассказы об автомобилях, используя схему – модель; развивать связную речь, распространяя предложение путём введения второстепенных членов предложения; формировать словарь по теме; развивать фонематический слух; активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.
  • Воспитательные задачи: развивать коммуникативные навыки умения и навыки: вежливые общение продавца и покупателя, уважение к труду шофёра, желание не причинять беспокойства родителям.

Материал к занятию: картинки с изображением видов транспорта, картонный грузовичок из отдельных частей, прибор “смехотром”, ящик с двойным дном, расписное деревянное яйцо, объёмное деревянное яйцо, игрушечный маленький автомобиль, табличка “Автомагазин”, план – схема описания автомобиля, различные виды транспорта: микроавтобус, легковой автомобиль, самолёт, морская яхта, бланк удостоверения.

Предварительная работа: игры с машинами, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, рассматривание различных видов транспорта, работа по план – схеме описание одежды.

Методы и приёмы: беседа, игра, описание по план-схеме, наблюдение.

Ход занятия

Воспитатель (загадывает детям загадку):

Кто нам делает сапожки,
Ранцы, пуговицы, ложки?
Кто построил дом? И кто?
Сшил нам куртки и пальто?
Кто куёт металл для плуга,
Добывает нефть и уголь?

Дети: Это люди разных профессий.

Воспитатель: О людях, каких профессий эта загадка? (Cапожник, портной, строитель, кузнец, нефтяник.)

Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку:

Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех по утрам
Отвозить на работу. (Шофёр.)

Дети: Это шофёры, водители.

Воспитатель: Какие это люди по характеру?

Дети: Они добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные…

Воспитатель, вывешивает на ковролине, с изображением видов транспорта и задавая по ним вопросы детям, выслушивает ответы детей.

– Кто водит автобус, автомобиль? (Шофёр.)
– Кто управляет поездом? (Машинист.)
– Кто летает на ракете? (Космонавт.)
– Кто водит трамвай? (Вагоновожатый.)
– Кто управляет кораблём? (Капитан.)
– Кто ездит на мотоцикле? (Мотоциклист.)
– Кто ездит на велосипеде? (Велосипедист.)
– Кто летает на вертолёте? (Лётчик.)

Воспитатель (показывает все картинки): Назовите одним словом, что это?

Дети: Это транспорт.

Воспитатель: Какие виды транспорта вы знаете? (Надземный, подземный, воздушный, водный.) Для чего нужен транспорт людям?

Дети: Перевозить грузы, людей, убирать улицы…

Затем сами дети загадывают загадки про транспорт.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Не летает, не жужжит,
Жук по улице – бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль.)

Воспитатель: Большая – машина, а маленькая…

Дети: Машинка (дети угадывают, правильно образовав слово).

Воспитатель: У нас в группе тоже была красивая, маленькая машинка. Но случилась беда. К нам с планеты “Разломай” повадился прилетать злой Робот – трансформер. Он грозиться разломать все наши игрушки. Посмотрите, что он сделал с игрушечным грузовиком. (Показывает картонный грузовичок.) Он просто раздавил его! А мы давайте снова соберём грузовичок из частей.

Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображения грузовика.

Воспитатель: Какие детали есть у автомобиля?

Дети называют и выкладывают по очереди детали.

1 ребёнок – мотор, кабина, кузов, колёса.

2 ребёнок – сиденья, руль.

3 ребёнок – номер, бампер, бензобак.

4 ребёнок – фары, подфарники.

Воспитатель: Какая красивая получилась машина. Только с ней неудобно играть. Почему?

Дети: Она плоская, детали могут развалиться.

Воспитатель: У меня есть один волшебный прибор – “смехотром”. Может быть, он нам поможет? (Достаёт ящик с двойным дном.). Давайте проверим. Великан Трансформер раздавил наше расписное деревянное яйцо (показывает картонное яйцо). Посмотрите, какое плоское оно стало. Вложим его в “смехотром”. Работает он только от звонкого ребячьего смеха. Посмейтесь, ребята над злым роботом! Дети смеются. Воспитатель достаёт из волшебного прибора объёмное деревянное яйцо. Вот это да! Действует! Теперь давайте положим в “смехотром” наш грузовичок картонный. (Процедура повторяется и вместо картонного изображения воспитатель достаёт из “смехотрома” игрушечный автомобиль.)

Воспитатель: Ребята, рассмотрите хорошенько этот красивый грузовичок. Опишите его, используя нашу план-схему.

Приложение 1, Приложение 2

Физкультминутка

Воспитатель: Заводим моторчики (закрепление произношения звука “р-р-р”). Поехали! Выполнять правила дорожного движения нам поможет светофор.

Если, едим, не спешим,
Прямо в Автомагазин.

Выставляется табличка “Автомагазин”.

– Посмотрим на витрину.

Воспитатель: На витрине один грузовик, а в магазине… (грузовики).

Воспитатель: На витрине один микроавтобус, а в магазине… (микроавтобусы).

Воспитатель: На витрине один легковой автомобиль, а в магазине… (легковые автомобили).

Воспитатель: На витрине один спортивный самолёт, а в магазине… (спортивные самолёты)

Воспитатель: На витрине одна морская яхта, а в магазине… (морские яхты).

Воспитатель: Для того чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права (показывает бланки удостоверений). Права получает тот, кто хорошо знает дорожные знаки тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо её описать (можно использовать план-схему).

Один из детей – покупатель, он сдаёт экзамен (рассказывает о том транспортном средстве, которое он хочет купить), а остальные дети – члены комиссии, решают, хорошо ли знает водитель выбранную им машину. (Рассказ должен быть связным, точным, чётким, без больших пауз.)

Воспитатель: Мы с вами очень задержались в автомагазине. И в заключение хочу спросить вас, чем хорош грузовик?

Дети: Можно перевозить разные грузы, можно быстро доехать, можно наблюдать из окна.

Воспитатель: Чем плох грузовик?

Дети: Требуется много денег на ремонт и бензина. Долго приходиться чинить, если он старый от него много шума – тарахтит. Портит воздух газами. Кабина маленькая, поэтому можно перевезти мало людей.

Список литературы

  1. Ефинменковой Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985.
  2. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
  3. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981. № 2.
  4. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.