Урок по наглядной геометрии "Острый, прямой, тупой, развернутый углы"

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить с детьми строение угла (вершина, две стороны), уточнить название углов в зависимости от размера, развивать пространственное мышление, воображение.

Оборудование: карандаши, линейки, рабочая тетрадь, модель прямого угла, демонстрационный угольник, карточки с заданием, рисунок парусника, квадраты из цветной бумаги.

Ход урока

1. Организационный момент

– Проверьте готовность к уроку.

2. Введение в тему урока

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране Геометрии. А вместе с нами отправится в путешествие наша хорошая знакомая – Точка.

3. Актуализация опорных знаний

– Готовы вы путешествовать?

– Итак, жила в стране Геометрии очень любознательная Точка. Однажды она получила приглашение в гости. А вот к кому в гости мы отправимся вместе с Точкой, попробуем догадаться, выполнив графический диктант.

1. Графический диктант

– Пропустите клетку вниз и на пересечении клеточек поставьте точку. Готовы?

1 клетка вправо, 2 – вниз, 2 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 6 – вниз, 4 – влево, 1 – вверх, 3 – вправо, 2 – вверх, 3 – влево, 3 – вверх.

– Закрасьте внутреннюю поверхность. Что получилось? (Буква “У”.)
– Догадались, кто же позвал нас в гости?
– Действительно, это углы. Что же такое “угол”? (Два луча, выходящие из одной точки.)

2. Повторение пройденного

– Путь у нас с вами не близкий. И, возможно, маленькой Точке понадобится наша помощь.
– Посмотрите, не успели мы отправиться, как путь нашей Точке преградил непроходимый лес. Назвав правильно все геометрические фигуры, мы расчистим путь нашей Точке.

Рис. 1

– Выпишите в тетрадь только названия лучей. Что получилось?
– С нашей помощью Точка преодолела первое препятствие и направилась далее.

Рис. 2

– Спустившись с пригорка, Точка увидела озеро. К нему вели две дороги. Задумалась Точка, по какой же из них ей идти, чтобы добраться до озера быстрее? Давайте ей поможем. Как вы считаете, какая самая короткая дорога? Почему? (Самый короткий путь – по прямой.)

– Как называются другие геометрические фигуры? (Ломаная незамкнутая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая.)

– Добралась Точка до озера. Но как же перебраться на другой берег? Озеро-то большое, да глубокое. И тут в зарослях камыша Точка обнаружила парусник. Но сесть на него и перебраться можно лишь при условии, что вы назовёте и покажете все виды углов.

Рис. 3

4. Работа по теме урока

1. Определение углов с помощью угольника

– Молодцы, ребята, помогли переправиться через реку.
– Перед нами 4 домика. В них живут 4 брата-угла. Назовём их.
– Что вы знаете об остром угле? (Он меньше прямого.)
– Что вы знаете о тупом угле? (Он больше прямого.)
– Что вы знаете о развёрнутом угле? (Его стороны лежат на одной прямой.)
– Нам нужен помощник, который поможет нам определить точно, в каком домике какой угол живёт. Но помощник этот очень гордый и не общается с теми, кто не знает, как его зовут.
– Поэтому, чтобы узнать его имя, нужно решить примеры.

55 – 50 + 8 О 12 10 13 0 6 27 35 12
11 – 6 + 30 И У Г О Л Ь Н И К
9 + 7 – 10 Ь
62 – 2 + 10 У
14 – 7 + 20 Н
8 + 8 – 6 Г
78 – 70 + 4 К
34 – 30 – 4 Л

– Как же зовут нашего помощника? (Угольник.)
– Определим с его помощью, где чей домик. Вспомните, как это делается методом наложения.

Рис. 4

– Где в жизни мы встречаемся с прямыми углами? С острыми? С тупыми? С развёрнутыми?

2. Физкультминутка

– Покажем с помощью рук все виды углов – прямой, острый, тупой, развёрнутый.

3. Практическая работа по карточкам

– Наши хозяева – углы предлагают нам поиграть с ними в прятки. Найдите их на карточках с помощью модели прямого угла и подпишите.
– Проверим, что же у вас получилось.

Рис. 5

4. Работа в тетради

– А теперь наша Точка хочет поиграть с углами в прятки.

– Отметьте в тетради точку О – вершину угла и нашу точку – назовём её К. Постройте угол АОВ так, чтобы точка К лежала внутри угла АОВ. Кто покажет на доске, как это сделать?

– Отметьте ещё раз в тетрадях точку О – вершину угла и точку К. Постройте угол АОВ так, чтобы точка К лежала вне угла АОВ. Покажем на доске.

– Постройте в тетрадях прямой угол СОД. Как это можно сделать без угольника? (по клеточкам)

– Проведите луч ОМ так, чтобы он лежал внутри угла СОД. Что скажете об угле МОД? (он острый) Почему?

– Постройте ещё раз угол СОД. Проведите луч О N так, чтобы он лежал вне угла СОД.

– Что скажете об угле NОД? (Он тупой.)

– Почему? (Ответы учащихся.)

5. Оригами “Кошка”

– А теперь я предлагаю сделать подарок нашим хозяевам – углам – оригами “Кошку”.

– Что за фигура из цветной бумаги лежит у вас на партах? Что вы знаете о квадрате? (Стороны равны, углы прямые.)

– Сложите квадрат по диагонали. Какой угол получился в основании? (Прямой.) Справа и слева? (Острые.)

Рис. 6

– Дорисуйте мордочку.

6. Итог урока

– Пора возвращаться домой. Вам понравилось наше путешествие?
– У кого сегодня мы были в гостях? Что мы о них знаем?