В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает к выводу, что ориентирована исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что методика в большей степени рассчитана на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Гипотеза исследования.
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы или работу его группы, класса. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Большую помощь на первом этапе приобщения детей к исследовательской деятельности оказывает технология проектного обучения.
Проектирование – процесс создания проекта– прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта /по словарю Ожегова/.
Главная идея метода проекта:
- Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта
Ученик Определяет цель деятельности Открывает новые знания Экспериментирует Выбирает пути решения Активен Субъект обучения Несёт ответственность за сою деятельность |
Учитель Помогает определять … Рекомендует источники информации Раскрывает возможные формы работы Содействует прогнозированию результатов Создаёт условия для активности школьника Партнёр ученика Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Группы умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- Исследовательские;
- Коммуникативные
- Оценочные;
- Информационные;
- Презентационные;
- Рефлексивные;
- Менеджерские
Исследовательские умения
- генерировать идеи;
- выбирать лучшее решение.
Коммуникативные умения
Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций
Оценочные умения
Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Информационные умения
- Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
- Структурировать информацию;
- Сохранять информацию
Презентационные умения
- Выступать перед аудиторией;
- Отвечать на незапланированные вопросы;
- Использовать различные средства наглядности;
- Демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивные умения
- Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;
- Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Менеджерские умения
- Проектировать процесс;
- Планировать деятельность – время, ресурсы;
- Принимать решения;
- Распределять обязанности при выполнении коллективного дела
Тема проекта
- Выбирается из содержания учебных предметов;
- Близка и понятна детям,
- Находится в зоне их ближайшего развития
Длительность выполнения проекта
- 1–3 урока;
- 1–2 недели (бывает больше) в режиме урочно-внеурочных занятий при участии родителей.
Виды проектов
- Творческие
- Информационные
- Фантастические
- Исследовательские
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников
- Реферат
- Альбом, газета, гербарий;
- Журнал, книжка-раскладушка;
- Костюм, макет, модель, сувенир;
- Сценарий праздника;
- Учебное пособие
Критерии успеха работы над проектом
- Достигнут конечный результат.
- Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
- Результат проекта может быть использован другим коллективом.
- Получено удовольствие от самой деятельности.
Этапы работы
- Подготовительный
- Исполнительский
- Итоговый
Закономерно возникает вопрос о том, как включить учащихся младших классов в исследовательскую деятельность. Как сделать так, чтобы эта работа была им интересна и соответствовала их возрастным возможностям.
В сложившейся ситуации именно возможности школьного музея способны приобщить учащегося к настоящей исследовательской деятельности не в роли стороннего наблюдателя, а полноправного участника.
Школьный музей, как основа для исследовательской деятельности, обладает рядом преимуществ:
– непосредственная близость к обучающимся;
– доступный и интересный материал фондов музея;
– обширные партнерские связи школьного музея.
Музеи в школах действительно способны стать центрами исследовательской активности учащихся, так как имеют обширные связи, позволяющие получить все многообразие необходимой информации.
Идея создания "Музея русской старины" в нашей школе возникла после многочисленных экспедиций в близлежащие деревни – Березняки, Баласуниха, Путилово, Чекмово. Жителями деревень были подарены ценные экспонаты: крынки, лапти, сундук, прялка, икона Св. Евдокии. Эти предметы дали начало экспозиции музея.
Создание комнаты русской старины вызвал настоящий всплеск энтузиазма у детей и их родителей. Они начали ценить предметы труда и быта своих предков, гордиться местными промыслами и рукоделием. При всем при этом старики начали быть востребованными: ведь они живые учителя, наставники, передатчики старинного знания. И молодежь, и старшее поколение начали делать одно общее дело – сохранять все то, что нам завещали наши предки, сохранять связь поколений и времен. В результате создания такой комнаты дети узнают историю своего села, культурные традиции своего края, промыслы, праздники. На наш взгляд – создание комнаты-музея «Русская изба» имеет грандиозное воспитательное воздействие и его будущее весьма перспективно.
Приложение 1 (5–17 слайды)В рамках работы музея, согласно плану работы на 2009–2010 учебный год я в своём классе начала работу над творческим проектом «История предмета крестьянского быта»,в частности «Наш красавец – самовар».
Цель проекта: перелистать страницы многовековой истории создания самовара, традиций русского чаепития с начала его распространения до поры, когда он стал любимым напитком населения большинства стран.
Задачи: ознакомить с историей самовара, традициями гостеприимства; создать тёплый нравственный климат между детьми; прививать умение оказывать знаки внимания, говорить добрые слова, проявлять лучшие качества личности.
1 этапУчитель сообщает тему проекта « Наш красавец-самовар». Предлагается создать проект книги и иллюстративного материала, которые в последствии мы передадим в фонд школьного музея и материалы можно будет использовать, как ученикам, так и учителям в работе. Далее идет беседа о том, какую бы хотели дети создать книгу, чтобы она была интересна для ребят(оформление, содержание). Учащиеся получают индивидуальное задание – подобрать и принести материал о самоварах(история создания, как выглядит, как используется, место рождения, подобрать стихи, загадки, пословицы о самоваре, о чаепитии) и продумать оформление своего будущего сообщения. Так же на классном часе решено весь проект завершить общим праздником-чаепитием «В гостях у самовара».
На этом же этапе проведено родительское собрание, одним пунктом работы которого было объяснение родителям важности задуманного мероприятия, и просьба в помощи детям, так как это первый наш коллективный проект. Определены сроки выполнения проекта-2недели.
2 этап (исполнительский) Учащиеся обмениваются найденной информацией. Обсуждается разнообразие самоваров, информации о появлении традиций чаепития в России Далее каждый ученик занимается оформлением своего сообщения. После выполнения работы ученики разбиваются на группы. Каждая группа будет выполнять определенную работу по работе над проектом. Я старалась учитывать желания детей и их возможности. У нас получились 4 группы: Занятия на кружке «Декаративно-прекладного творчества» над оформлением коллективных работ «Чаепитие» по промыслам «Гжель» и «Хохлома»
- Оформление книги-папки.
- Оформление стенгазет-молний (2 штуки)
- Группа артистов, которая помогала параллельно готовиться к празднику.
-
Группа «Затейников»(как я её назвала), которая помогала в отборе занимательного материала для папки и праздника..
3 этап Обсуждение предложений в группах, выполнение групповой работы. Учитель контролирует деятельность каждой группы, направляет работу в нужное русло, помогает решать спорные вопросы.
4 этап Отчет каждой группы о проделанной работе. Представление и обсуждение всем классом. Объединение работ в единое целое-проект «Наш красавец-самовар», утверждение проекта в классе. Учитель подводит итог о проделанной работе групп, оценивает работу каждого ученика.
5 этап (итоговый) – проведение праздника-чаепития «В гостях у самовара». В заключительный день проектной работы проходит праздник для учеников 2-х классов.
Итак, результатом нашей деятельности явилось оформление книги-папки «Наш красавец-самовар» с материалами, которые пополнят информационный фонд нашего школьного музея «Русская изба» и проведение внеклассного мероприятия, которое как нельзя лучше вписывается в концепцию воспитания учащихся на традициях русского народа.
В рамках работы музея, согласно плану работы на 2009–2010, 2010–2011 учебные годы я в своём классе начала работу над творческим проектом «Народные промыслы России»,в частности «Матрёшка – русская краса».
Цели:
- Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки; с устным народным творчеством, некоторыми видами народно – прикладного искусства
- Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
- Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус; интерес к быту и изделиям народно – прикладного искусства, фольклору России
- Прививать любовь к устному народному творчеству.
1 этап. На уроке изобразительного искусства сообщаю тему проекта « Матрёшка-русская краса». Предлагается создать своими руками книгу-матрёшку для школьников начальной школы, в которой разместим произведения собственного сочинения: стихи, загадки, песни, считалки, поговорки, задачки, сказки о Матрёшках. Свою книгу мы передадим в фонд школьного музея «Русская изба» и материалы можно будет использовать, как ученикам, так и учителям в работе. Далее идет беседа о том, какую бы хотели дети создать книгу, чтобы она была интересна для ребят (оформление, содержание). На уроке просматривается и обсуждается презентация о появлении матрёшки в России, какие бывают матрёшки и как их делают. Учащиеся получают задание – нарисовать свою матрёшку (работа продолжается 2 урока ИЗО). Определены сроки выполнения проекта 3 недели.
2 этап (исполнительский) Обсуждается разнообразие матрёшек, информации о появлении традиций росписи этих кукол в России Далее каждый ученик занимается оформлением своего материала: сочиняют собственные стихи, песенки, сказки, загадки, потешки, опираясь на устное народное творчество. После выполнения работы ученики разбиваются на группы. Каждая группа будет выполнять определенную работу по работе над проектом. Я старалась учитывать желания детей и их возможности. У нас получились 4 группы. Оформление книги-папки.
- Обрабатывала стихи и загадки
- Редактировала сказки, другие малые жанры
- Редактировала песни и частушки
- Группа детей, которые захотели создать свои мини-проекты о матрёшках.(См. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 6)
3 этап Обсуждение предложений в группах, выполнение групповой работы. Учитель контролирует деятельность каждой группы, направляет работу в нужное русло, помогает решать спорные вопросы.
4 этап (итоговый) Отчет каждой группы о проделанной работе. Представление и обсуждение всем классом. Объединение работ в единое целое-проект книжка «Матрёшка-русская краса», утверждение проекта в классе. Учитель подводит итог о проделанной работе групп, оценивает работу каждого ученика.
Таким образом, результатом нашей деятельности явилось оформление книги «Матрёшка-русская краса » с материалами, которые пополнят информационный фонд нашего школьного музея «Русская изба».
Список литературы.
- Журнал “Административная работа в школе” 2006-2007г.
- Методические рекомендации по программе “Я познаю мир”.
- Сборник программ по образовательной системе “Школа 2100”.