Цель:
Образовательная
- обобщить знания детей по природным сообществам;
- формировать умение работать с дополнительной справочной литературой
Развивающая
- развивать познавательный интерес учащихся, память, монологическую речь, умение рассуждать, выражать свои мысли;
- развивать умение коллективной и творческой работы
Воспитательная
- воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма, любовь к природе, Родине.
Приложение 2, Приложение 3 (фотографии)
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок. Сегодня каждый из вас попробует вместе с учёными решить очень трудную проблему. Давайте с ней познакомимся.
(Просмотр отрывка фильма об экологических проблемах.)
Приложение 1. Слайд 1.
– О какой проблеме шла речь в этом фильме?
Проблема, над которой мы попробуем сегодня поразмышлять, перед вами.
(На экране тема: «К каким экологическим последствиям может привести исчезновение тигра, щуки, бабочки Павлиний глаз?») (Слайд 2)
– Представителями каких сообществ являются эти животные?
– Давайте вспомним животный и растительный мир каждого сообщества. Сейчас каждая научная группа получает задание, в котором нужно доказать, что лес, луг, пресный водоём являются сообществом и назвать их представителей. Заполните схему и объясните её.
Учащиеся выходят к доске со схемами сообществ и рассказывают.
2. Творческая страничка
– А теперь каждая группа предлагает творческое представление своего сообщества.
1 группа – ученик в роли художника (рассказ).
2 группа – ученица в костюме цветка (стих).
3 группа – ученик в роли рыболова ( загадки).
Рассказ художника. (На магнитной доске ученик выставляет картинки растений и животных.)
– Что такое лес? – размышлял я. – Конечно, деревья.
Нарисовал берёзу, ель, сосну. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки
закачаются.
– Всё, лес нарисовал.
– А как вы думаете, я всё в лесу нарисовал?
– Вот теперь добавлю кустарники и травы. Всё нарисовал?
– Ещё нарисую грибы. Вот теперь всё.
– Ладно, нарисую зверей и птиц. Вот и всё.
– Насекомых я забыл нарисовать. Картина закончена?
2 группа – ученица в костюме цветка (стих)
Выступление цветка о луге. (На компьютере слайд – луг. Слайд 3.)
Стихи о луге
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых.
– О каких представителях сообществах не упоминает автор? Назовите их.
Выступление рыболова – загадки(на компьютере слайд – пресный водоём. (Слайд 5)
На мели сидит,
Усами шевелит,
А гулять пойдёт-
Задом наперёд. (Рак.)В воде она живёт,
Нет клюва, а она клюёт. (Рыба.)У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котёл попала. (Щука.)Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт.
Знайте, что из речки вход. (Бобры.)Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом.)Теремок ползёт.
На себе его везёт
Хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка.)На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза.
Кто же это?.. (Стрекоза.)Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку –
Спотыкалочку. (Утка.)
Физкультминутка
Физкультминутка проводится под музыку песни «А в Подмосковье ловятся лещи…».
3. Работа с дополнительной литературой
– Сейчас каждая группа получит научную статью. Ознакомьтесь с научными текстами и составьте экологическую пирамиду – цепи питания – для предложенных вам животных и растений.
Ученики рассказывают, как связаны между собой животные и растения и что произойдёт, если эта цепь нарушается.
– Итак, исчезновение любого из этих животных действительно нанесёт непоправимый ущерб природе. Поэтому эти животные занесены в Красную книгу.
4. Работа с Красной книгой
Какие ещё животные и растения занесены в Красную книгу. Что вы о них знаете?
(Учащиеся рассказывают заранее подготовленные доклады об исчезающих животных, которые сопровождаются слайдами на компьютере. Слайды 6–11.)
5. Охрана природы
– Сегодня мы много говорим об охране природы на всех уроках, на уроках чтения читаем произведения об этом. Вспомните, в каких произведениях рассказывается о природе и кто автор этих произведений.
- Пришвин М. Моя Родина.
- Паустовский К. Барсучий нос. Заячьи лапы.
- Сладков Н. Как я научил своих собак горох есть.
– Вспомните, как заканчивается рассказ Пришвина М. «Моя Родина»:
(Учащиеся читают строки из рассказа. Слайд 12.)
– Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.
Как вы понимаете эти слова – охранять природу значит охранять Родину?
– Об охране природы написаны не только рассказы и стихи, но и песни. Послушайте отрывок из песни Пахмутовой «Раненая птица».
6. Итог урока
– Давайте подведём итоги нашей серьёзной научной работы.
К каким экологическим последствиям может привести вмешательство человека в природу? Что вы запомнили из материала нашего урока?
Поднимите руку те, кто понял этот материл. Встаньте те, кто не понял.
А теперь давайте подведём итоги. Сегодня прекрасно поработали все учащиеся, поэтому они награждаются медалями «Юный натуралист»
Выставление оценок за урок и награждение медалью «Юный натуралист».