Урок-проект "Осторожно! Электричество". 3–4-е классы

Разделы: Начальная школа


«Пусть помнит каждый гражданин
Что электрический ток необходим».

Хроника газет и журналов часто пестрит информацией о электротравмах. Очень часто их участниками становятся дети. Более 80% случаев-трагичны. Именно поэтому учить правилам поведения при электрических травмах нужно с детства. В этом заключается и актуальность нашего проекта. Данный проект предназначен для осуществления в начальной школе как материал для углубления и расширения электробезопасности среди учащихся. В основе проекта лежит интеграция ряда предметов: окружающего мира, технологии, ОБЖ. Тема учебного проекта связана с развитием знаний о причинах электрических травм. Проект является программой мероприятий, направленных на создание условий для получения и расширения знаний учащихся о правилах поведения при электротравмах, навыков коллективной деятельности.

Цель: формировать знания по оказанию первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

Задачи:

  1. Предостеречь учащихся от опасности при работе с электроприборами и от нарушения правил техники безопасности;
  2. Развивать умение работать в коллективе и коммуникативные способности;
  3. Формировать чувство сострадания;
  4. Привитие интереса к здоровому образу жизни.

Продолжительность проекта: 2 недели.
Вид проекта:
творческий, прикладной.
Режим работы: урочный и внеурочный.
Мотивация к познанию: личный интерес учащихся.
Развитие навыков: самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой. Обмен информацией.

Этапы реализации проекта:

1 этап: разработка проекта, получение творческих заданий.

Виды деятельности:

  • обсуждение видов работ над проектом;
  • овладение навыками работы с дополнительной литературой;
  • овладение умениями оформления результатов деятельности.

2 этап: творческая исследовательская деятельность учащихся.

Виды деятельности:

  • посещение библиотеки;
  • работа с дополнительной литературой;
  • составление рассказов о правилах поведения при электротравмах;
  • сочинение стихотворений;
  • подготовка рисунков.

3 этап: защита проекта, рефлексия.

Виды деятельности:

  • урок-проект по теме: Осторожно! Электричество.
  • конкурс рисунков, стихотворений, рассказов о правилах поведения при элктротравмах.

Необходимые ресурсы:

  • дополнительная литература на тему электробезопасность;
  • канцелярские принадлежности;
  • денежные средства на оформление и призы.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся учатся самостоятельно подбирать материал по данной теме;
  • развивается познавательная активность учащихся знаний о электробезопасности;
  • учащиеся учатся работать коллективно и самостоятельно разделять обязанности.

Литература:

  1. Кораблёв В.П. «Электробезопасность» (в вопросах и ответах). Изд-во «Московский рабочий».
  2. Аракелян М.А., Вайнштейн Л.И. «Электробезопасность в жилых зданиях». – М.: Энергоатомиздат.
  3. Маренго А.К., Тилькунов Н.А. Справочник по электробезопасности. М.: Изд-во «Московский рабочий».
  4. Вайнштейн Л.И. Памятка населению по электробезопасности. – М.: Энергоатомиздат.
  5. Ревякин А.И., Кашолкин Б.И. «Электробезопасность и противопожарная защита в электроустановках». – М.: «Энергия».
  6. Топоров И.К. «Основы безопасности жизнедеятельности». – М.: «Просвещение», 2004.
  7. Попок Е.Л. «Осторожно – огонь». – М.: Россельхозиздат.
  8. Журнал. Физическая культура в школе. № 2, 2002.
  9. Журнал. Физическая культура в школе. № 4, 1998.

Ход мероприятия

Ребята поделены на две группы, в каждой группе по одному консультанту учащемуся 9 класса, которые делают сообщения, учат правилам оказания первой медицинской помощи, консультируют при выполнении практических заданий.

Ученик (одетый в форму энергетика).

Такая у нас эпоха,
Время такое у нас
Чтоб не было людям плохо
За счастье борись каждый час.
За радость, за жизнь, за счастье
В бой каждый день идёт
Энергетик, хирург и мастер,
Токарь и садовод
У счастья людского на страже
Заняли мы рубежи.
Потому, что энергетикам
Эпоха принадлежит.

Беседа. Человека уже давно не удивляет слово электричество. Вы знакомы с одним из удивительных открытий человека – электрическим током, вошедшим в нашу жизнь настолько, что мы не задумываемся над тем, всегда ли он приносит пользу человеку. С детских лет нам хорошо знакомы: электрическая лампочка, электроутюг, электрочайник, телевизор, холодильник, компьютер, пылесос и т.д. – это далеко не полный перечень предметов, занявших достойное место в жизни каждого современного человека. Сегодня электрическая энергия-верный помощник человека в быту. Но она может принести и непоправимый вред здоровью, если при пользовании ею не соблюдать меры предосторожности и не выполнять элементарных правил безопасности.

Ученик: Уверенные в безопасности электроприборов, вставляя вилку от утюга или магнитофона в розетку, мы не задумываемся о печальной статистике. Каждый год от поражения электрическим током в мире гибнут до 30 тысяч человек. Электротравмы составляют от 30 до 50 % общего числа травм на производстве; частота смертельных исходов в 15 раз превосходит другие виды травм. В России гибнут не менее 30% попавших под напряжение.

Обнаружить электрический ток человек не может, для этого у него нет специальных органов чувств. Коварная особенность электрической энергии закльчается в том, что она невидима, не имеет запаха и цвета

Смертельный исход при поражении электрическим током во многом зависит от стечения обстоятельств, но практически в каждом случае нужно стараться спасти пораженного, оказывая грамотно первую помощь. Сегодня вы познакомитесь с техникой оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Сообщение 1 консультанта: При поражении электрическим током, как вы убедились, имеют значение не только его сила, напряжение и частота, но и влажность кожных покровов, одежды, воздуха и продолжительность контакта. Существует несколько вариантов прохождения электрического тока по телу.

Варианты прохождения электрического тока.

Вопрос: Какая петля, на ваш взгляд, наиболее опасна? Почему?

Запомните! Наиболее опасна та петля, путь которой лежит через сердце.

Характер повреждений при поражении электрическим током:

  • напряжением до 380 В – появляются метки на коже в виде кратеров, иногда внезапная остановка сердца;
  • напряжением до 1000 В – судороги, спазм дыхательной мускулатуры, отёк мозга, внезапная остановка сердца;
  • напряжением свыше 10000 В – электрические ожоги и обугливание кожи, разрыв органов, опасные кровотечения, переломы костей и даже отрывы конечностей.

При поражении электричеством страдает весь организм человека:

  • фибрилляция желудочков сердца – 80%;
  • отек головного мозга – 15%;
  • спазмы дыхательной мускулатуры – 4%;
  • повреждение внутренних органов, кровотечения и ожоги – 1%.

Нужно помнить, что по истечении 4 минут остановившееся сердце уже невозможно заставить биться даже с помощью самого совершенного дефибриллятора.

Учитель: Чтобы не упустить шанса на спасение при поражении током, необходимо немедленно приступить к оказанию помощи.

Сообщение 1 консультанта:

Схема оказания первой помощи при поражении электрическим током:

  1. Освободить пострадавшего от действия электрического тока.
  2. При внезапной остановке сердца нанести прекардинальный удар по грудине.
  3. В состоянии комы – повернуть на живот.
  4. Искусственная вентиляция лёгких.
  5. Непрямой массаж сердца.
  6. При кровотечении – наложить кровоостанавливающий жгут, стерильную повязку.
  7. При ожогах и ранах – наложить стерильные повязки; при переломах костей и конечностей – наложить шины.

Сейчас мы остановимся лишь на 1–5 действиях. А с техникой наложения кровоостанавливающего жгута, стерильных повязок, шин вы познакомитесь на занятиях по ОБЖ.

Сообщение 2 консультанта: учащийся объясняет, что такое прекардинальный удар, искусственная вентиляция лёгких, непрямой массаж сердца; показывает на своём напарнике.

Учитель: Запомните! Крайне опасно касаться оборванных висячих или лежащих на земле проводов или даже приближаться к ним. Электротравму возможно получить и в нескольких метрах от провода за счет шагового напряжения.

Нельзя:

  • вбивать гвозди в стену в месте, где может располагаться скрытая электропроводка. Смертельно опасно в этот момент заземляться на батареи центрального отопления и на водопроводе;
  • сверлить стены в местах возможной электропроводки, не зная монтажной схемы;
  • красить, белить, мыть стены с наружной или скрытой проводкой, находящейся под напряжением;
  • работать с включенными электроприборами вблизи батарей или водопровода;
  • работать с электроприборами, менять лампочки, стоя на ванне;
  • работать с неисправными электроприборами;
  • ремонтировать необесточенные электроприборами.

Недопустимо:

  • приближаться к лежащему на земле проводу бегом или большими шагами;
  • пытаться оттащить человека от источника тока. Это лишь к тому, что вместо одного травмированного электроударом появятся двое, а при подходе следующего – трое, и так до бесконечности
  • терять время на поиски рубильника или выключателей, если можно сбросить провода с потерпевшего или перерубить их;
  • в спешке вы не только не поможете потерпевшему, но и пострадаете сами. Лучше лишних несколько секунд затратить на подготовку и спасение человека, чем потерять его и свою жизнь.

Работа в группах

Каждая группа решает одну ситуационную задачу, используя рисунок «Алгоритм оказания помощи при поражении электрическим током».

Ситуационная задача 1

Во время ремонта телевизора произошел сильный разряд электрического тока. Мастер потерял сознание и упал, продолжая крепко сжимать пучок проводов с деталями. Лицо поражено судорогой. Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очерёдности выполнения.

  1. Вызвать «Скорую помощь».
  2. Позвать кого-нибудь на помощь.
  3. Как можно скорее нанести прекардинальный удар и приступить к непрямому массажу сердца.
  4. Перебить провода топором одним ударом.
  5. Перерезать каждый провод по отдельности на разных уровнях.
  6. Подложить пострадавшему под голову подушку.
  7. Убедиться в наличии пульса на сонной артерии, ударить пострадавшего по грудине, приступить к непрямому массажу сердца.
  8. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и после прекардинального удара начать сердечно-легочную реанимацию.
  9. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на бок.

(Правильные ответы: 5, 7, 2, 1 или 5, 9, 2, 1.)

Ситуационная задача 2

После удара молнии в одиноко стоящее дерево путник, укрывшийся под ним, замертво упал. У пораженного молнией левая рука черная, обожженная по локоть; зрачки широкие, не реагируют на свет; пульса на сонной артерии нет.

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности.

  1. Закопать пораженного молнией в землю.
  2. Нанести прекардинальный удар и приступить к сердечно-легочной реанимации.
  3. Накрыть обожженную поверхность чистой тканью.
  4. Поручить кому-нибудь вызвать «Скорую помощь».
  5. Повернуть пострадавшего на живот и ждать прибытие врача.
  6. Убедиться в отсутствии реакции зрачков на свет.
  7. Поднести ко рту зеркальце, ватку или перышко – по запотеванию стекла и движению ворсинок определить наличие дыхания.
  8. Положить холод на голову.
  9. Положить холод на место ожога.
  10. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.

(Правильные ответы: 6, 2, 4, 8, 3, 9)

Практическая работа в группах по карточкам

  1. Какие знаки безопасности вам знакомы?
  2. Где вы их встречали?
  3. Когда они используются?

ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Предназначение плаката Текст плаката
Для запрещения подачи напряжения на рабочее место Не включать
работают люди
Для запрещения подачи напряжения на линию, на которой работают люди Не включать
Работа на линии
Для предупреждения об опасности воздействия электрического поля на персонал и запрещения передвижения без средств защиты Опасное электрическое поле
Без средств защиты не входить
Для запрещения подачи сжатого воздуха и газа Не открывать
Работают люди
Для запрещения повторного ручного включения выключателей после их автоматического отключения без согласования с производителем работ Работа под напряжением
Повторно не включать
Для предупреждения об опасности поражения эл. током Осторожно
Электрическое напряжение
Для предупреждения об опасности поражения электрическим током (применяется на опорах) Осторожно
Электрическое напряжение
Для предупреждения об опасности поражения эл. током Стой
Напряжение
Для предупреждения об опасности поражения эл. током при проведении испытаний повышенным напряжением Испытание
Опасно для жизни
Для предупреждения об опасности подъёма по конструкциям Не влезай. Убьёт
Для указания рабочего места Работать здесь
Для указания безопасного пути подъёма к рабочему, расположенному на высоте Влезать здесь
Для указания о недопустимости подачи напряжения на заземлённый участок электроустановки Заземлено
Для запрещения курения Не курить
Для запрещения пользования открытым огнём Открытый огонь запрещён

Запомните дети заповеди эти:

ПЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЭЛЕКТРИКА

1. Прежде чем включить незнакомый электроприбор, не поленись внимательно ознакомиться с инструкцией. (Это поможет не только быстрее освоить новинку, но и избавит тебя и окружающих от очень серьёзных проблем).

2. Прежде чем снять заднюю стенку с любого электроприбора, убедитесь, что именно его сетевая вилка находится у тебя в руках… а не в розетке. (Подобная оплошность очень дорого обошлась уже не одному поколению недотёп).

3. Если ты не профессионал, то даже для ремонта розетки воспользуйся услугами мастера.(Лучше расплатиться деньгами, чем собственной жизнью).

4. Не следует пользоваться электроприборами в ванных комнатах, банях, бассейнах, саунах. (Электрический провод в воде подобен укусу сотни разъярённых кобр… Выжить еще никому не удавалось).

5. Даже если ты это слышишь в десятый раз, умоляем: не стой во время грозы под высоким деревом!

Какие правила электробезопасности мы должны соблюдать, чтобы не было беды?

Ученик (одетый в форму энергетика):

Правила электробезопасности –
Строгие, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно
В жизни помогут они обязательно,
Правила запомни – в тайне не держи
Всем друзьям и знакомым ты их расскажи

Запомните, дети, ПРАВИЛА эти

1. С электричеством не шути! Сгореть можно!
    С электроприборами обращайся очень осторожно!

2. Когда без присмотра оставлена электрическая печь,
    Замыкание может целый дом сжечь.

3. Когда суп себе сварил,
    Посмотри, а плиту ты отключил?

4. Если имущество хочешь сберечь.
    Не оставляй включенной электрическую печь.

5. Включен утюг, хозяев нет.
    На простыне дымится след
    Люди! Меры принимайте,
    Утюг горячий выключайте
    В жизни всем беречься нужно!
    И пословица слывёт
    Бережённых Бог спасёт!

Рефлексия

– Ребята, если вам понравился урок, покажите карточку с включенной лампочкой, а если что-то не понравилось карточку с выключенной лампочкой.

Учитель:

Дети! Помните о том,
Что нельзя шутить с электричеством
Кто с электричеством неосторожен
У того беда возможна.

Самоанализ внеклассного мероприятия
по теме: «Осторожно! Электричество»,
проведённого в 3–4-Х классах

Форма мероприятия: урок-проект.

Вид проекта: творческий, прикладной.

Цель: формировать знания по оказанию первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

Задачи:

  • Предостеречь учащихся от опасности при работе с электроприборами и от нарушения правил техники безопасности;
  • Развивать умение работать в коллективе и коммуникативные способности;
  • Формировать чувство сострадания;
  • Привитие интереса к здоровому образу жизни.
  • Поставленные цель и задачи реализовывались на протяжении всего мероприятия.
  • Для достижения поставленной цели и задач на мероприятии использовались: компьютер, мульти-медио, карточки с ситуационными задачами;
  • Плакаты: «Знаки безопасности», «Заповеди электрика»; консультанты- учащиеся 9 класса; правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами, первая помощь при поражении током.
  • Теоретические знания учащихся были закреплены на практике во время практической работы в группах по карточкам и при решении ситуационных задач.
  • Итоги подведены, лучшая группа награждена дипломом и сладким призом. Мероприятие цели достигло.

Конкурс рассказов, стихотворений о элктробезопасности

Рассказ о том, что электричество требует знаний и уважения

Терпугова Юля (10 лет, 4-й класс)

У нас в семье все любят вечерком собраться за чайком. Поговорить о том, о сём.
На столе стоит электрочайник, включенный в розетку. Мама говорит папе: «Андрей, выключи чайник!» Папа подходит, и не вынимая вилки из розетки, начинает отключать шнур от чайника.
– Можно ли так отключать чайник? – спрашиваю я. Мама говорит: «Нельзя! При малейшей неисправности папа может получить электротравму. Нужно сначала вынуть вилку из розетки». Вот так мы научили папу правилам электробезопасности.

С электричеством шутки плохи

Чупраков Андрей (10 лет, 4-й класс)

Дети! Помните о том,
Что нельзя шутить с электричеством.

Осторожно! Электричество

Удод Виталя (10 лет, 4-й класс)

Как-то суп себе варил,
А электроплиту не отключил
Пришла мама и сказала:
«Если хочешь всё сберечь
Не оставляй включенную печь».