Использование закономерностей памяти в преподавании химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Цель: повышение эффективности обучения.

Задачи.

1. Для преподавателей – участников мастер-класса:

  • демонстрация возможностей использования мнемотехнических приёмов в процессе преподавания;
  • повышение трудовой мотивации.

2. Для студентов:

  • повышение учебной мотивации;
  • освоение некоторых мнемотехнических приёмов;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • закрепление изученного материала из курса химии.

Продолжительность занятия – 2 академических часа.

Оборудование:

  • мультимедийная система для демонстрации слайдов;
  • карточки с заданиями для студентов (по числу студентов);
  • таблица Менделеева в чёрно-белом формате (по числу студентов);
  • набор цветных карандашей (для каждого студента);
  • оборудование и химические реактивы для проведения опытов (пробирки с завинчивающей пробкой, содержащие органические вещества – растворы уксусной кислоты, фенола, спирта, уксусного альдегида, глюкозы, белка, глицерин; штативы, чистые пробирки, растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия);
  • мяч или мягкая игрушка;
  • флипчарт (доска и мел);
  • памятки для студентов.

План занятия:

1. Организационная часть. Введение. 2–3 минуты
2. Общая информация 5 минут
3. Основная часть. Память (теоретический материал и самодиагностика) 30 минут
4. Обобщение теоретического материала. Раздача «Памяток». 5–8 минут
5. Отработка мнемонических приёмов. Закрепление материала по химии. 30 минут
6. Обратная связь. 7–10 минут
7. Заключение. 5 минут

Ход занятия

Слайд 1 (Титульный лист) (Приложение 1)

Ознакомление с темой, целью и задачами занятия. Оглашение регламента урока. Получение студентами раздаточного материала к уроку.

Общая информация.

Слайд 2 (Суворов)

Память – удивительное свойство человеческого разума. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы и есть память. Она является своеобразным мостиком между нашим прошлым и нашим будущим.

У каждого человека свои, индивидуальные особенности памяти, например, одни лучше запоминают услышанную информацию, другие – увиденную. Хорошая память помогает человеку добиваться успехов в учебе и работе. Но память ржавеет, если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается.

Древние греки связывали происхождение человеческой памяти с именем одного из самых прекрасных героев, созданных человеческой фантазией, с именем Прометея. Это тот самый Прометей, который даровал людям огонь. Великий древнегреческий драматург Эсхил так говорил о нём:

Слайд 3 (Прометей)

Послушайте, что смертным сделал я:
Число им изобрел,
И буквы научил соединять –
Им память дал, мать муз – всего причину.

Слайд 4 (Мнемозина)

В греческой мифологии существует богиня памяти – Мнемозина. Поэтому приёмы, которые используются для улучшения запоминания материала, называются мнемоническими.

В истории человечества существует множество примеров феноменальной памяти. Вот некоторые их них:

Слайд 5 (А.Македонский, Юлий Цезарь)

Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30000 человек.

Слайд 6 (Эйс Грей)

Американский ботаник Эйс Грей мог по памяти назвать более 25 тысяч различных растений.

Слайд 7 (Алёхин)

Великий русский шахматист Александр Алехин был величайшим мастером игры вслепую. В 1933 году он провёл сеанс одновременной игры вслепую на 32 досках.

Понятно, что к этим вершинам могут приблизиться не все, лишь единицы. Но вот углубить, расширить, натренировать свою память по силам каждому из нас. Но, прежде чем работать над своей памятью, необходимо ее изучить.

Слайд 8

Память – это способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т. е. узнавать или воспроизводить то, что знаешь и забывать информацию.

Химия – наука сложная. Её изучение требует кропотливой работы и хорошей памяти. Мы надеемся, что сегодняшний урок поможет Вам в дальнейшем организовать свою работу при изучении не только химии, но и других дисциплин.

Упражнение 1

Цель: активизация студентов.

Предлагаю провести разминку. Инструкция: следите за изображением на экране. Если на экране появляется формула простого вещества – все хлопают в ладоши. Если сложного – вы по очереди называете название этого вещества.

Слайды 9–23 (формулы) – закрыть экран после N2

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью и прочностью ее сохранения, точностью воспроизведения.

Упражнение 2. "Прочность"

Цель: определение прочности сохранения ранее полученной информации.

Студенты получают индивидуальные задания на карточках (Приложение 2). Они изготовлены на цветных листах, по две карточки каждого цвета.

Время: 3 минуты.

Для проверки правильности выполнения заданий студенты обмениваются цветными бланками по принципу одинаковых цветов.

Основные виды памяти.

Существует несколько классификаций видов памяти.

Слайд 24 (произвольная и непроизвольная память)

По запоминанию: произвольная и непроизвольная.

Произвольное запоминание происходит с приложением волевых усилий; непроизвольное – не прилагая никаких усилий, как бы само собой, пример – реклама.

Слайд 25 (долговременная и кратковременная память)

По длительности хранения информации выделяют три вида памяти: кратковременную, долговременную и оперативную.

Кратковременную – запоминание информации на короткий срок после однократного и непродолжительного предъявления информации. В кратковременной памяти может храниться одновременно очень ограниченное количество элементов: примерно семь. В кратковременной памяти храниться та информация, которую мы только что восприняли.

Долговременная память – это длительное хранение информации, которая часто запоминается после многократного повторения.

Оперативная память – это рабочая память. Аналогично работает оперативная память в компьютере.

Любая информация, которая поступает к нам, оказывается сначала в кратковременной памяти, затем поступает в оперативную, а только потом – на длительное хранение в долговременную. И наоборот: если нам необходимо воспользоваться какой-либо информацией из своей памяти, то она поступает в оперативную память, где и происходит работа с ней.

(Закрыть экран.)

Упражнение 3

Цель: определение объёма кратковременной памяти.

Инструкция: прослушать слова и постараться их запомнить. Записать слова, которые удалось запомнить.

Вслух зачитываются 10 слов: кислота, амины, алкены, валентность, углевод, вода, этан, восстановитель, белок, галоген.

Далее преподаватель зачитывает слова повторно. Студенты подсчитывают количество правильных ответов.

В норме количество правильно воспроизведённых слов – около 7. Если меньше 6 – объём кратковременной памяти снижен, если больше 8 – высокий.

По содержанию память бывает: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.

Слайд 26 (образная, словесно-логическая …)

Образная – это память на то, что мы видим, слышим, нюхаем, пробуем. Она осуществляется с помощью органов чувств: она может быть слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Например, память на запахи и на вкус особенно развита у парфюмеров, дегустаторов. Давайте вспомним и мы запахи некоторых химических соединений.

Упражнение (закрыть экран)

Цель: развитие образной памяти на запахи.

Слайд 27 (запахи)

Студентам предлагается набор из пронумерованных 4 пробирок, содержащих различные химические вещества: фенол, уксусная кислота, альдегид и спирт.

Инструкция: определите, какие вещества находятся в каждой пробирке?

Проверить правильность выполнения задания, открыв подсказку на экране.

Упражнение

Слайд 28 (демонстрировать 30 сек, затем закрыть, открыть для проверки)

Цель: развитие зрительной памяти

Инструкция: рассмотрите таблицу Менделеева, возобновляя в памяти расположение элементов и цвета, в которые они окрашены (30 секунд). (закрыть экран)

Теперь по памяти раскрасьте чёрно-белую карточку с таблицей Менделеева в необходимые цвета (Приложение 3).

Для проверки правильности выполнения задания студентам предлагается поменяться раскрашенными таблицами через одного.

На экране возобновляется показ таблицы.

Проверку задания не проводить (эффект незаконченного действия).

Двигательная (или моторная) – это память на движения. Двигательная память имеет основное значение при запоминании физических упражнений, а также в трудовых процессах, связанных с движениями. Она лежит в основе вырабатываемых при этом двигательных навыков.

У вас, будущих фармацевтов, должен быть хорошо сформирован навык работы с химическими реактивами.

Упражнение:

Выполним качественные реакции на различные классы органических соединений.

Приложение 2.

Слайд 29 (правило Марковникова)

Словесно-логическая – это память на смысл изложения, выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Благодаря ей человек способен запоминать логику какого-нибудь доказательства, смысл читаемого текста, смысл событий.

Упражнение «Правило Марковникова»

Цель: развитие словесно-логической памяти

Чтобы запомнить правило Марковникова, используем стихотворение:

Найдёшь ли справедливость тут,
Где действуют двойные связи:
Где много – там своих дадут,
Где мало – там чужих прибавят.

Одному из студентов предлагается объяснить принцип действия правила.

Эмоциональная память – это память на переживания. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.

Вы только что сдали экзамен по химии. Конечно, вы хорошо помните те вопросы, которые вам достались на экзамене. Вы также помните свои ответы и те трудности, которые возникли у вас при ответе. Согласны? Многие из вас хорошо помнят даже школьные экзамены и свои ответы на них. Дело в том, что экзамен – это всегда стресс. А в стрессовом состоянии, т.е. в момент особого эмоционального подъёма, информация запоминается полнее и прочнее.

У памяти есть свои закономерности, которые можно использовать, чтобы улучшить запоминание. Существуют специальные приемы запоминания, которыми человек пользуется, часто даже не подозревая, что эти приемы являются мнемоническими. Мы предлагаем вам познакомиться с некоторыми способами улучшения запоминания.

1. Использование образной памяти.

Для облегчения запоминания используйте различные образы.

Вопрос аудитории (обращение к студентам и гостям): помните ли вы правило: при разведении концентрированных кислот нужно воду лить в кислоту или кислоту в воду?

Слайд 30 (чай с лимоном)

Для того чтобы запомнить это правило навеки, представьте себе чай с лимоном.

2. Использование ассоциаций

Мысленные связи, которые возникают между образами, называются ассоциациями. Ассоциации должны быть необычные, нестандартные, невероятные и даже абсурдные. Главным в образовании ассоциаций является яркость образа. Чем ярче образы, тем больше развито у вас воображение, тем легче создавать связи между ними и тем больше информации вы запомните.

Слайд 31 (бусы)

Например, свойства полимеров можно представить по ассоциации с бусами.

Одному из студентов предлагается объяснить свойства полимеров, используя эту ассоциацию (Звенья могут быть одинаковые или разные, в определённом порядке, чтобы соединить звенья между собой, вначале надо разомкнуть каждое звено).

Слайд 32 (Грабитель – окислитель)

Другая ассоциация: «Окислитель – это грабитель. Восстановитель – это тот, кто отдаёт электроны грабителю – окислителю».

Одному из студентов предлагается объяснить пример на доске (Приложение 4):

KJ + FeCl3 → J2 + FeCl2 + KCl

3. Использование смысловых фраз.

Всем нам с детства знакома фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Так мы раз и навсегда запомнили цвета радуги. Этот же приём можно использовать и в других случаях.

Упражнение 1:

Слайд 33 (названия кислот)

Студенты распределяются на две подгруппы.

Инструкция: составьте смысловую фразу из предложенных для запоминания названий карбоновых кислот: муравьиная, уксусная, пропионовая, масляная, валериановая, капроновая.

Через 2 минуты студенты зачитывают вслух составленные фразы.

Пример преподавателя: Мурка украла прогорклое (пропавшее, прокисшее) масло, варёную (вчерашнюю) колбасу.

Упражнение 2:

Вам необходимо знать тривиальные и формулы названия непредельных карбоновых кислот, т.к. они входят в состав жиров – важных органических соединений, которые широко распространены в природе и являются составной частью растительных и животных организмов. Как проще их запомнить?

Слайд 34 (буквы)

C15H31COOH
C16H33COOH
C17H35COOH

Индекс «15» (Пятнадцать) и название «Пальмитиновая» – начинаются с буквы «П».

Индекс «17» (Семнадцать) и название «Стеариновая» – начинаются с буквы «С».

Между ними находится Маргариновая кислота. «Между ними» и «Маргариновая» – начинаются с буквы «М».

5. Использование рифмования

Прием рифмования, т.е. перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше запоминается.

Например:

А индикатор фенолфталеиновый – Он в щелочах всегда малиновый!

В курсе органической химии мы изучали различные классы органических соединений. Предлагаю оригинальный способ их запоминания и повторения.

Слайд 35

Запомним, друг, и я, и ты,
Чем отличаются спирты –
В них углерод и гидроксид,
И каждый спирт легко горит.
R – это значит радикал,
Он может быть велик и мал,
Предельный или непредельный.
Но это разговор отдельный.

Слайд 36

Приятно пахнут альдегиды,
Но группа C(H)O их выдаст.

Слайд 37

Среди карбоновых кислот
Известных "лиц" невпроворот.
В кислотах – группы карбоксильные,
Но все кислоты здесь – несильные.

Слайд 38

В кетонах группа есть CO,
Но это тоже ничего…
Горит прекрасно ацетон,
И растворитель – тоже он.

Слайд 39

Мы говорим спокойно: жир.
А между прочим, он – эфир,
Он из кислот и глицерина.
Такая вот у нас картина...

Обратная связь. Раздача «Памяток» (Приложение 5, Приложение 6)

Цель: повторение и обобщение теоретического материала.

Проведение фронтального опроса студентов по материалу первой части занятия. Сначала студентам предлагается указать ту информацию, которая им наиболее запомнилась. Затем преподаватели активизируют активность студентов, задавая вопросы по той части материала, которая не была повторена студентами. Для ответов используется мяч или мягкая игрушка, которая перебрасывается от одного отвечающего к другому.

Вопросы студентам:

1. Что понравилось и что не понравилось на уроке?
2. Что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем занятии?
3. Какие мнемонические приёмы вы будете использовать в дальнейшей учёбе?

Слайд 40 (спасибо за внимание)

Заключение.

Цель урока достигнута. Изучены некоторые мнемонические приёмы, проведено повторение материалов из курса органической и неорганической химии.

Благодарность участникам.

Список литературы:

  1. Запоминалки для школьников / Весёлая химия / Алхимики // URL: http://www.alhimik.ru/fun/fun34.html
  2. Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М., 2005. -136с.
  3. Маркина И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Ярославль, 2008. – 288с.
  4. Органическая химия: Учебник / А.П.Лузин, С.Э.Зурабян, Н.А.Тюкавкина и др. / Под ред. Н.А.Тюкавкиной. – М., 2002. – 512с.
  5. Память / Википедия. Свободная энциклопедия / URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C
  6. Хомченко И.Г. Общая химия: Учебник. – М., 2010. – 464с.
  7. Чечулина Т.В., Черных Н.А. Интегрированный урок (химия + психология) по теме "Химическая мнемоника или мнемоническая химия" / Первое сентября // URL: http://www.1sept.ru
  8. Яндекс-картинки // URL: http://images.yandex.ru/