В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память,внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, себе самом и регулируют его деятельность. У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок усваивает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем овладевает простейшими способами мышления, учится анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать свои наблюдения, т.е. производить простейшие умственные операции.
Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним нужно поставить задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам. Поэтому любая мыслительная задача, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Изучив литературу по формированию познавательных процессов у дошкольников, в частности по мышлению, общение с учителями привело нас к выводу, что детский ум испытывает трудности при переходе каждого вида мышления на более высокую ступень развития. Поэтому детям сложно на первом этапе школьного обучения на уроках математики. Также проанализировав начальную диагностику, мы решили направить свою работу по двум параллелям: развитие наглядно-образного и наглядно-схематического мышления, у детей старшего дошкольного возраста используя занимательный математический материал.
Занимательный математический материал по данным разделам мы включили как в основную часть занятий, так и используем в конце, когда у детей наблюдается снижение умственной активности.
В старшей группе нами были взяты игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур, взяты нами, непроизвольные, а представляющие собой части разрезанной определённым образом геометрические фигуры: квадрата, круга, овала, прямоугольника. Детям интересна конечная цель этих игр: составить увиденное на образце или задуманное, что вызывает у них положительное эмоциональное состояние и стимулирует мыслительную активность.
Первичное ознакомление с каждой игрой проходит по определённым этапам, что позволяет детям подробно познакомиться с каждой из них.
Этапы ознакомления с играми на составление фигур-силуэтов.
1. Знакомство с игрой, называние, обследование, группировка фигур по размеру, форме.
2. Составление новых геометрических фигур из имеющихся, по заданию воспитателя, по образцу, по собственному замыслу. Называние и обследование их осязательно-двигательным и зрительным способом.
3. Придумывание и выкладывание образных изображений на плоскости из неполного набора элементов игры («чтобы ты хотел составить и какие фигуры для этого понадобятся?»), по собственному замыслу, заданию, по условию (из 2-х маленьких и 2-х больших треугольников составить мостик, например, в игре «Танграм»).
4. Выкладывание силуэтов из полного набора элементов игры. Использование различных приёмов мотивации деятельности: организация выставки лучших работ, конкурсов.
5. Выкладывание силуэтов, сюжетов («Зоопарк», «Наш город» и др.) из двух одинаковых наборов в игре («Обитатели морей» - игры с расчленением круга «Вьетнамская игра» и «Волшебный круг»).
Нами был разработан план – указатель игр по развитию наглядно-образного мышления в старшей группе.
Классификация игр | Перечень игр | Цель |
Игры на составление фигур-силуэтов | «Танграм» «Монгольская игра» «Волшебный круг» «Вьетнамская игра» «Колумбово яйцо» «Пентамино» |
Учить анализировать простые изображения, видоизменять фигуры путём разрезания и составлять из частей задуманное или увиденное изображение, уметь передавать сходство с реальным предметом. |
Игры с фигурами-эталонами | «Найди такую же» «Выбери необходимое» |
Развивать у детей способность анализировать форму предмета на основе зрительного восприятия, и как следствие возможность воссоздания искомой фигуры из её частей. Повышать уровень проявления мыслительной самостоятельности ребёнка (поэтапно). |
Развитие наглядно-схематического мышления проходило в играх и игровых упражнениях, которые отражены в плане – указателе для детей подготовительной группы.
Классификация игр | Перечень игр | Цель |
«Игры и игровые упражнения на плоскости» | «Скопируй» «Зверушки на дорожке» «Вышивка крестиком» «Передвинь игрушку» «Зашифруй и расшифруй» «Морской бой» |
Уметь создавать пространственный образ по словесному
описанию, мысленно прослеживать и запоминать описываемую словами
траекторию движения тела на основе двухмерного рисунка. Учить планировать траекторию своего или чужого движения, работать с координатой, плоскостью, картой, шахматной доской. Учить читать условные обозначения, также самостоятельно создавать планы, схемы. |
Через игры и упражнения занимательного математического характера у детей формировалась мыслительная деятельность, развивалось математическое мышление. К концу года у детей активизировалась познавательная деятельность, что способствовало развитию заинтересованности математикой.
Вся наша работа направлена на помощь детям при дальнейшем обучении в школе, а именно при прохождении курса школьной математики, начальной геометрии, основам черчения.