Интегрированный курс домашнего чтения на английском языке в старших классах школы

Разделы: Иностранные языки


“Imagination and fiction make up more than three-quarters of our real life”.
Simone Weil

Едва ли расхожая фраза «Новое это хорошо забытое старое» в полном объеме применима к сфере образования, но трудно представить себе учителя, оспаривающего значение чтения и роль художественной литературы в формировании и развитии у учеников существенных знаний и умений. Подтверждением тому и проект новых ФГОС для средней и старшей школы, согласно которому «сформированность устойчивого интереса к чтению, как способа познания других культур, уважительного отношения к ним; развитие эмоциональной сферы в процессе личностного восприятия литературы»[10,5] являются важными предметными результатами общего образования. На личностном уровне. Что лучше поможет сформировать основы эстетического образования и нравственного сознания? Только на практике самостоятельно подростки читают все меньше, ссылаясь на нехватку времени, все большую загруженность другими видами учебной работы, по сути же у них просто отсутствует интерес. Следовательно, вызвать интерес к тексту – одна из центральных задач, стоящих перед учителем. Предлагаю взглянуть на «домашнее чтение» как традиционную форму обучения иностранному языку под новым углом, с позиции личного опыта и впечатлений. Представьте себе, что вы в картинной галерее, где представлены живописные шедевры, но вы понятия не имеете об их авторах, эпохе создания, и, вдобавок, классика соседствует с современным авангардом. Сравните это впечатление с интересом, который вызывает подробный рассказ явно увлеченного темой профессионала экскурсовода. По-моему, разница очевидна. Интегрированный междисциплинарный факультативный курс домашнего чтения – творческий итог подобных рассуждений.

“Read the best books first, or you may not have a chance to read them at all”.
Henry David Thoreau

Совсем немаловажно, что предложить ребятам для чтения. На книжных полках магазинов большой выбор адаптированных по уровням владения иностранным языком книг и сборников рассказов. Среди авторов имена величайших литераторов. Но современных школьников, искушенных жанром фэнтэзи, да к тому же, привыкших, что на экране кинотеатра, телевизора или компьютера это можно еще и увидеть, классическим приключенческим рассказом просто так не удивишь. Я предложила старшеклассникам факультативный курс домашнего чтения, построенный по хронологическому принципу, начиная с ранних произведений английской литературы и завершая, выборочно, современными авторами. Еще важен объем текста. Хотя при домашнем чтении ученики не ограничены временными рамками урока, большие объемы явно не вызывают энтузиазма. Сложные лексически тексты сопровождаются комментариями (glossary). При невозможности познакомиться со всем произведением целиком, необходимо отобрать «правильные» отрывки. Они должны иметь свою сюжетно-смысловую линию и представлять особый литературный интерес.

“Great literature is simply language charged with meaning to the utmost possible degree”.
Ezra Pound

В предлагаемом курсе домашнего чтения тексты рассматриваются не только с точки зрения сюжета и смысла, но становятся предметами литературного анализа. Учащиеся знакомятся с элементами стилистического анализа текста, учатся составлять аннотацию. Это позволяет не только актуализировать знания, полученные на уроках литературы, но и добавляет интереса к прочитанному. Ребята воспринимают текст на более глубоком художественном уровне. Так отрывок из Кентерберийских рассказов Дж. Чоссера (The Miller’s Tale) служит прекрасным образцом создания художественных образов героев посредством эпитетов, метафор и других стилистических приемов. XXX глава Записок Пиквикского клуба Ч. Диккенса изобилует разнообразными юмористическими стилистическими приемами. В сказке О.Уайльда «День рождения Инфанты» помимо завораживающего эстетизма присутствуют горькая ирония и сарказм.

“Books are the carriers of civilization. Without books, history is silent, literature dumb, science crippled, thought and speculation at a standstill”.
Barbara W. Tuchman

Понять художественное произведение по-настоящему глубоко невозможно в отрыве от исторического контекста, на фоне которого оно было создано. Данный курс домашнего чтения интегрирован с курсом страноведения и краткого знакомства с историей Великобритании (или наоборот). В художественных произведениях история «оживает», и тексты приобретают новый смысл. Термины: средневековая литература, эпоха Возрождения, Просвещение, Романтизм наполняются конкретным содержанием.

“You'll find boredom where there is the absence of a good idea”.
Earl Nightingale

Чтение текстов происходит вне школьных уроков, поэтому формы проведения занятий могут быть самыми разными: на предтекстовом этапе – лекции или сообщения, сопровождаемые презентациями; просмотр отрывков фильмов, прослушивание аудиоматериалов; в процессе обсуждения текстов – драматизация (диалог Студента с возлюбленной из упомянутой истории мельника Дж. Чоссера), театр чтецов (День рождения Инфанты О. Уайльда; Ферма животных Дж. Оруэла), дебаты (отрывок из Робинзона Крузо Д.Дефо), игра-викторина ( пьесы В. Шекспира)и т.д.

“Drive thy business, let not that drive thee”.
Benjamin Franklin

Хотя речь идет о факультативном курсе, что предполагает интерес учащихся к предмету изучения, необходима система заданий, контролирующих процесс. Среди них есть просто задания на 5 минут, проверяющие общее понимание прочитанного дома текста, в форме теста или краткого изложения с пропусками; и более сложные задания, связанные с анализом текста. Формы заданий должны быть разнообразны, в зависимости от поставленных целей, например: составление таблицы с эпитетами, описывающими внешность и личности героев, составление аннотации, написание эссе-рассуждения и др.

“I have been impressed with the urgency of doing. Knowing is not enough; we must apply. Being willing is not enough; we must do”.
Leonardo da Vinci

Last but not least! Главное – не научить ребят дюжине новых терминов, не выучить несколько сотен новых слов (лишними не будут, конечно!), и даже не практика английской речи. Самое важное – сформировать у них очень полезные метапредметные умения: анализировать прочитанное, делать выводы, видеть явление во взаимосвязи с другими, составлять логичный отзыв о прочитанном, готовить краткие и одновременно содержательные сообщения, презентации, привлекать и удерживать внимание аудитории, наконец, умение слышать других во время беседы или дискуссии.

  Тема Текст для домашнего чтения Форма занятия Количество часов
1. Литературные жанры и стили. Основные стилистические приемы. Небольшие отрывки разных стилей и жанров (Macmillan Literature Guide for Russia, pp.13-18; p.37) Комментированное чтение 1
2. Тема, сюжет, место действия, герои, кульминация художественного произведения. План краткой аннотации произведения. Macmillan Literature Guide for Russia, pp.19-26 беседа 2
3. Знакомство с историей английского языка. Ранние эпические произведения. Отрывок из эпоса Beowulf Сообщение-презентация, просмотр отрывков из фильма 2
4. Англо-норманский период 11-13 веков. Жанр легенды и баллады. Отрывок из «Сказаний о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола» Прослушивание отрывка, составление характеристики образа героя. 2
5. Характерные особенности средневековой литературы. Творчество Джеффри Чоссера. Рассказ мельника из «Кентерберийских рассказов» Драматизация 2
6. Ренессансная литература эпохи царствования Елизаветы I. Творчество В. Шекспира. Пьесы В. Шекспира (адаптированный текст в прозе) Сообщение-презентация,

Игра-викторина

2
7. Английская литература эпохи Просвещения. Литературное творчество и философские взгляды Д.Дефо. «Робинзон Крузо» Д. Дефо (отрывок с описанием преимуществ и недостатков положения Робинзона) Сообщение-презентация,

Беседа,

дебаты

2
8. Общая характеристика литературы эпохи Романтизма. Поэты-романтики. Индивидуальное чтение стихотворений Доклады,

Декламация,

перевод

2
9. Творчество В. Скотта Отрывок из «Айвенго» В. Скотта Беседа,

Театр чтецов

2
10. Литература эпохи Критического Реализма. Творчество Ч. Диккенса. Юмор в литературе. «Записки Пиквикского клуба» отрывок из XXX главы Анализ стилистических приемов,

Аудирование отрывка, драматизация

2
11. Литература конца XIX века. Творчество Л.Кэррола «Алиса в стране чудес» глава I Путешествие по иллюстрациям 2
12. Эстетические взгляды О.Уайльда. «День рождения Инфанты» О.Уайльда. Театр чтецов 2
13. Творчество Р.Киплинга. «Садовник» Р. Киплинга беседа 2
14. Творчество Г. Уэльса. «Страна слепцов» Г. Уэльса. беседа 2
15. Новые направления в литературе начала XX века. Творчество Д.Х. Лоуренса. «The Rocking Horse Winner» by David Herbert Lawrence дискуссия 2
16. Литература второй половины XX века. Творчество Дж. Оруэлла. «Animal Farm» by George Orwell дебаты 2
17. Жанр фэнтази в современной литературе. «The Chronicles of Narnia. The Last Battle.» by C.S. Lewis, Chapter I беседа 2
18. Обобщающее занятие   Итоговое тестирование , анкетирование  

Список литературы:

  1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике, Высшая школа, 1991
  2. Богин Г.И. Методологическое Пособие По Интерпретации Художественного Текста http://books4study.org.ua/kniga1694.html
  3. Гальперин А.И. "Очерки по стилистике английского языка". http://www.classes.ru/grammar/30.Ocherki_po_stilistike_angliyskogo_yazyka/html/unnamed.html
  4. Избранные произведения английской и американской литературы. Пособие для школьников. Сост. Ю.Б. Голицынский- М.: Лист, 1996.
  5. Короткие рассказы для чтения и обсуждения. Сост. Э.Л. Хавина, Редак. Н.А. Самуэльян – М.: Менеджер, 2005
  6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.// в кН.: Лотман Ю.М. Об искусстве СПб., 1998
  7. Тумбина О.В. Лекции по английской литературе. Спб.: Каро, 2003
  8. British Literature and Culture . V. Safonova, L. Kuzmina, E. Smirnova, Спб.:Питер, 1997
  9. Macmillan Literature Guide for Russia. Сост. Копылова В.В., Macmillan Publishers Limited, 2005
  10. Проект Федерального государственного образовательного стандарта для полного среднего лобразования. стр.5–6 http://mon.gov.ru/files/materials/7956/11.04.19-proekt.10-11.pdf

План-конспект урока по теме
«Английская литература эпохи Просвещения.
Литературное творчество и философские взгляды Д.Дефо»
(a double class)

Задачи:

Образовательный аспект

  • систематизировать знание основных событий истории Великобритании конца 17-18 вв.;
  • выделить основные характеристики эпохи Просвещения как нового этапа в развитии культуры буржуазного общества, особенности философских взглядов Д.Дефо;
  • проанализировать художественные особенности и содержание романа «Робинзон Крузо».

Развивающий аспект

развивать речь:

  • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства, адекватные ситуации;
  • участвовать в дебатах, т.е. анализировать аргументы оппонента, их сильные и слабые стороны, выстраивая логику собственного выступления.

развивать мышление:

  • умение анализировать;
  • выделять главное и существенное в предлагаемом объеме информации;
  • умение обобщать.

развитие ИКТ компетенции:

  • умение использовать различные (в том числе интернет) ресурсы для достижения учебных целей;
  • составлять текст и презентацию материалов с использованием информационных технологий.

Воспитательный аспект

  • формировать навыки культуры общения со сверстниками;
  • воспитывать толерантное сознание и поведение;
  • формировать основы эстетического воспитания

Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор или интерактивная доска, тексты отрывка из романа «Робинзон Крузо»[8, 270-275], распечатанные и в электронном виде задания для V этапа (содержание романа), написанные крупным шрифтом или в электронном виде полезные для ведения дебатов выражения (VIII этап), рабочие тетради учеников

Ход урока

I. Подготовительный этап

Teacher: Today we are to talk about the Age of Enlightenment in English Literature. Have you heard the term before? What does it mean?

Expected answer: It must be something connected with light but we don’t know exactly how.

Teacher: Surely, the name Daniel Defoe is familiar to you. How much can you tell me about this writer?

Expected answer: He is the author of Robinson Crusoe, an adventure story, in which a man has to survive on a desert island.

Teacher: Not much. Our aim today is to enrich your knowledge. You all read an extract from world-famous Robinson Crusoe story, honestly speaking, did you find it amusing? No, not at all. Far less entertaining than numerous screen versions based on the plot. I hope you will enjoy it more after we have put the story under analysis and you become able to understand its deeper meaning. First of all, let us see what Daniel Defoe witnessed in England during his lifetime (1661–1731). We are going to listen to a report on the topic and your task is to produce a summary at the end. I recommend you to take brief notes while listening.

II. Сообщение одного из учащихся в сопровождении презентации «17 and 18 century Britain»

Интернет ресурсы для подготовки:

  • http://www.localhistories.org/18thcent.html
  • http://en.wikipedia.org/wiki/Early_modern_Britain#17th_century
  • http://en.wikipedia.org/wiki/Kingdom_of_Great_Britain#Great_Britain_in_the_18th_century

Plan of the report:

  1. British colonial expansion
  2. Economic development
  3. Scientific discoveries and inventions
  4. The glorious Revolution
  5. The two-party system

По завершении 10 мин. Сообщения обсуждаются краткие выводы.

The summary: Due to success against France Britain turned into a leading European power with colonies. The developing bourgeoisie managed to bring the royal power under the control of Parliament, where the lines of modern party system were drawn. Science and scientific practical view on the world developed. Social life of rich aristocrats became more complicated.

III. Сообщение ученика об особенностях литературы Просвещения и краткая биографическая справка о Д.Дефо

Интернет ресурсы:

  • http://history-world.org/age_of_enlightenment.htm
  • http://www.online-literature.com/periods/enlightenment.php
  • http://www.zavuch.info/metodichka/inostrann/english/engluroki/-qthe-enlightenment-and-the-english-literature-of-the-18th-centuryq
  • http://en.wikipedia.org/wiki/Daniel_Defoe
  • http://kirjasto.sci.fi/defoe.htm

Plan of the report:

  • Essence of the Enlightenment
  • Political literature, pamphlets
  • Prose and novel as leading genres, the hero
  • Two groups of the Enlighteners

While listening to the second part students complete the table:

Daniel Defoe (1660–1731)

Family: father-intelligent London chandler______________________
Education: well-educated, studied economics, spoke several languages_
Occupation: merchant, well-to-do businessman, writer
Works: nonfiction works on politics, economics, moralizing, supernatural, history, crime, pamphlets, poems, novels
Achievements: _______________________________

(The final line students complete as their homework.)

IV. Философия Д.Дефо

Teacher: Now I invite you to have a look at some quotations from Defoe’s works. What do they tell us about his outlook?

“Wherever God erects a house of prayer,
The Devil always builds a chapel there;
And ‘twill be found, upon examination,
The latter has the largest congregation.”
            (The True Born Englishman, Pt.I)

Expected answer: He was not so much religious, very realistic, even skeptical about human nature

“And of all plagues with which mankind are curst,
Ecclesiastic tyranny’s the worst.”
            (The True Born Englishman, Pt.II)

Expected answer: Defoe valued freedom, which was typical of the period

“He made me observe it, and I should always find, that the calamities of life were shared among the upper and lower part of mankind; but that the middle station had the fewest disasters”.
            (Robinson Crusoe, Pt.I)

Expected answer: He seems to be very practical, sensible, even selfish. Defoe proclaims values of bourgeoisie, doesn’t show to much pity for the poor.

V. The plot of the novel

Teacher: Let us have a closer look at the novel. Its plot is also important. Your first task is to rearrange the lines in the order of the events in the novel.

As a class students do the task looking at the papers and the teacher demonstrates the results on the screen.

Expected answer:

1. A merchant of German origin encourages his youngest son to study law.
9. He seeks shelter and food for himself.
4. Crusoe still goes on to set himself up as merchant on a ship leaving London and the voyage is financially successful.
6. He breaks free and sail down the African coast where a kindly Portuguese captain picks him up and takes Crusoe to Brazil.
2. The young man gives in to the temptation to go to sea
8. It ends up shipwrecked off of the coast of Trinidad and Crusoe is the sole survivor of the expedition.
10. Crusoe spots traces of other humans and catches sight of thirty cannibals heading for shore with their victims.
12. Friday and Crusoe kill some cannibals and release a European, a Spaniard.
3. A storm causes the near deaths of Crusoe and his friend, the friend is dissuaded from sea travel
13. English ship approaches the shore; Crusoe’s team saves its captain and takes control of the ship.
7. Crusoe establishes himself as a plantation owner and embarks on a slave-gathering expedition to West Africa.
5. The second voyage does not prove as fortunate: the ship is seized by Moorish pirates.
14. Crusoe boards the ship to return to England, where he finds out he is still rich.
11. Crusoe protects one of the victims, names him Friday and takes him as his servant.
15. He marries, and his wife dies.
16.Crusoe is restless and departs for the East Indies as a trader to find his island to be a prosperous colony.

VI. Discussion based on the extract

Teacher: Which part of the story is the extract you read from?

Expected answer: 9. He seeks shelter and food for himself.

Teacher: What do we learn about Robinson Crusoe’s skills in the first two paragraphs? What did he manage to do?

Expected answer: He was busy reading and writing a lot. It means education is important to him.

He is a Christian as he mentions Sabbath days and Bibles. He is capable of doing different practical things and the author describes the calendar he made in great detail (citations).

Teacher: Which of the details mentioned in the extract help us to visualize Crusoe’s activities? Describe these activities.

Expected answer: We find the details in the description of his building shelter:

piles, “heavy as he could well lift”, posts, iron crows, “laborious and tedious work”(citations), a detailed description of his “habitation (citation).

Teacher: Why did the character start comparing positive and negative aspects of what had happened to him?

Expected answer: He wants to comfort himself, to find reason for his activities, to survive he has to think positive.

VII. Debates

Students are divided into two groups: “pessimists” and “optimists”. They base their arguments on the text and use particular expressions to shape up their point of view and carry on the process.

“Evil: I am cast upon a horrible, desolate island, void of all hope of recovery.

Good: But I am alive; and not drowned, as all my ship's company were.

Evil: I am singled out and separated, as it were, from all the world, to be miserable.

Good: But I am singled out, too, from all the ship's crew, to be spared from death; and He that miraculously saved me from death can deliver me from this condition.

Evil: I am divided from mankind-a solitaire; one banished from human society.

Good: But I am not starved, and perishing on a barren place, affording no sustenance.

Evil: I have no clothes to cover me.

Good: But I am in a hot climate, where, if I had clothes, I could hardly wear them.

Evil: I am without any defence, or means to resist any violence of man or beast.

Good: But I am cast on an island where I see no wild beasts to hurt me, as I saw on the coast of Africa; and what if I had been shipwrecked there?

Evil: I have no soul to speak to or relieve me.

Good: But God wonderfully sent the ship in near enough to the shore, that I have got out as many necessary things as will either supply my wants or enable me to supply myself, even as long as I live.” (Chapter IV.)

Useful language on the board to express partial agreement and make your point:

Certainly it’s true that …, but on the other hand…
I can see that…. But surely…
I am in total agreement with you about… but we also have to consider….
Agreed, BUT if we accept… then it must also be true that…
Well, you have a point there, but…
Perhaps, but I don’t think that…
I see what you mean, but…
You’ve just said…. – Yes, but….

Conclusion: in every situation there are both negative and positive points or , in the other words, Defoe teachers us to be able to think positive.

VIII. Conclusion. Appreciation of the story

(Might be arranged in the form of debates as well)
Together the class shapes up the ideas of what they liked and didn’t like about the story. Students are given some time to think it over.

Positive points Negative points
  • An innovative plot, a man finds himself in a critical situation
  • The character develops throughout the story
  • Philosophical approach to life
  • Positive thinking “never say die”.
  • Importance of labour and knowledge
  • Triumph of man over nature
  • Though the story is based on a real event, it is quite unbelievable
  • Too straightforward (even primitive)
  • Too much Crusoe’s interest to himself and his property, individualism
  • Exaggerated value of energy and practicism
  • The language is unemotional and not descriptive enough

IX. Подведение итогов

Teacher: Do you have a different idea of Daniel Defoe and his famous novel now? What are your strongest impressions?