Интеграция образовательных областей (познание, коммуникация, социализация, художественная литература, художественное творчество, здоровье)
Программное содержание:
Расширять представление детей об окружающем живом мире. Учить различать домашних и диких птиц, называть их отличия. Обогащать словарный запас и образный строй речи, словами: перелетные, грачи, скворцы, скворечник, дятел, кукушка, ласточка.
Развивать логическое мышление – умение отгадывать загадки, развивать у детей бережное отношение к природе и птицам, желание и привычку помогать диким птицам, ухаживать за домашними птицами.
Содействовать воспитанию трудолюбия. Непраздному проведению времени. На примере птиц учить детей осторожности и осмотрительности в своем поведении на улице.
Материал к занятию: картинки: “Перелетные птицы”, аудиозапись голосов птиц, шапочки птиц, клеенка, клей-карандаш, птичка вырезанная из картона, салфетка (на каждого ребенка).
Ход
урока
1 часть занятия.
Организационный момент: “Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом”.
Включить аудиокассету с голосами птиц. Побеседовать с детьми:
– Узнали чьё пенье? (Это поют птицы).
– Каких птиц услышали? (Соловья, ласточку).
– Как вы думаете, почему птицы так весело поют? (Наступила весна, они вернулись домой).
– А вы хотите на них посмотреть? ( – ).
(Четверым детям одеть шапочки птиц: скворца, ласточки, грача, дятла).
– Узнали их? Какие это птицы? ( – ).
1 птица:
Летели мы через моря,
Летели через горы.
И труден был наш перелет,
Мечтали мы о доме.
2 птица:
А холод силы забирал,
И солнце словно печка.
“Лети, лети скорей, дружок”, –
Стучало мне сердечко.
3 птица:
И вот награда – дома мы.
Друзья ждут у порога.
И даже домиков для нас
Готово много – много.
4 птица:
Мы быстро домик обживем
И вмиг уют там наведем
Мы будем очень вас любить
И песней звонкою будить.
Все:
Мы летим, летим, летим,
Всю планету облетим.
Мир и счастье принесём
В каждый город, в каждый дом.
Все дети исполняют песню “Травка зеленая”.
– Молодцы ребята! Садитесь на стульчики. Послушайте стихотворение “Ласточка”:
Воротились пташки из-за синя моря,
Весело щебечут и не знают горя.
Ласточки под крышей вьются торопливо
И из глины лепят домик свой красиво.
Перья, пух, соломку клювиком таскают,
Теплую постельку деткам устилают.
– Дети, о ком это стихотворение? ( – ). Чем занимается ласточка? ( – ).
– Весной с юга возвращаются перелётные птицы: грачи, скворцы, ласточки, соловьи… Почему их назвали перелетными?
– Перелетными их назвали потому, что на зиму они улетают в теплые края, а весной возвращаются домой.
2 часть занятия.
– Отгадайте загадки, а вот эти картинки вам будут маленькими подсказками:
1. Прилетают к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины. (Ласточка).2. Есть на дереве дворец,
Во дворце живет певец.
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет. (Скворец).3. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад – вперед по пашне вскачь
А зовется птица…(Грач).4. Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку. (Кукушка).
– Молодцы, правильно отгадали все загадки. На этой картинке грач – первый вестник весны, он прилетает раньше всех. А это – ласточка – небольшая черная птичка с белой грудкой и длинным раздвоенным хвостиком. Скворец – один из первых вестников весны, он чёрный с фиолетовым отливом. Для него люди делают специальные жилища – скворечники.
Дети, кто из вас сам видел грачей, скворцов, ласточек?
– Я видел скворца около его скворечника.
– Я видела ласточек в деревне у бабушки, они строили гнездо под крышей.
– У нас во дворе живут ласточки и красиво поют.
3 часть занятия.
– Сейчас поиграем в игру “Кто где живет?”
(На стульчиках расставляю картинки – гнезда, скворечника и дупла. Дети-скворцы летают и летят к себе домой в скворечник, затем, дети-дятлы летают и летят к себе домой в дупло, дети-грачи летают и летят к себе домой в гнездо из веток).
4 часть занятия.
– Мы с вами знаем, где живут птицы и вот этих птиц мы тоже поселим на дереве. Птичкам клеем намазываем животик. Соня, ты уже намазала? ( – ). Иди, приклеивай свою птичку. Дима, ты намазал? Иди, приклеивай.
– Рита, где твоя птичка? (На верхней веточке).
– Рома, а твоя где? (Моя птичка на верней ветке).
– Сегодня мы встретили вернувшихся с юга птиц, послушали, как они поют, полюбовались их нарядом, помогли им расселиться в домики. Я вижу, что вы добрые друзья птицам и никогда не обидите их. Завтра, когда вы проснетесь, снова услышите, как они поют. И пусть так будет вечно…
– У нас осталось еще одно дело. Мы с вами расселяли птиц в их домики. А вот папа Димы изготовил домик для скворца, после занятия мы выйдем на площадку и закрепим скворечник.