Я – воспитатель. Это удивительная профессия, ассоциирующаяся с добротой, вниманием, заботой. Она дает мне возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка.
Я думаю, что задача воспитателя – осторожно входя в этот мир, помочь каждому ребенку максимально раскрыться.
Тема “Внедрение в практику работы системы игр, направленных на развитие познавательных функций и умственных способностей” выбрана мной в связи с тем, что к моменту окончания детского сада мы должны помочь каждому ребенку набрать определенный потенциал и достичь соответствующих показателей своего интеллектуального развития: познавательных функций и умственных способностей.
В своей профессиональной деятельности педагог должен уметь наблюдать за ребенком и на основе наблюдения находить эффективные приемы взаимодействия с ним, обеспечивающие развитие. В этом смысле мне повезло, т.к. по первому образованию я – воспитатель, а по второму – педагог-психолог.
Я понимаю, что в нашей профессии сложно открыть что-то новое, поэтому я считаю, что каждый педагог формирует свой профессиональный почерк в процессе отбора методов, приемов и технологий взаимодействия с детьми.
Ориентируясь на принципы развивающего обучения и деятельную модель его организации, в качестве инновационного продукта я предлагаю алгоритм организации взаимодействия с детьми.
Данный алгоритм построен на основе системы развивающих игр Леонида Абрамовича Венгера по освоению действий игрового замещения и наглядного моделирования и модели ступенчатой интеграции Дианы Ивановны Воробьевой. На основе данного алгоритма может быть выстроено как отдельное занятие, так и длительное взаимодействие с детьми.
Что я имею ввиду под показателями развития умственных способностей, прежде всего это – способность ставить цель (мотивировать свою деятельность), способность планировать и предвидеть результат своих действий, способность поддерживать беседу на определенную тему и рассуждать, применение заместителей и наглядных моделей, использование условных обозначений, использование чертежей, использование схематических рисунков. Это то, что необходимо любому ребенку, как в его дошкольной жизни в разных видах деятельности: игровой, учебной, творческой, трудовой, так и школьнику.
Трудно представить себе успешного ученика, который не понимает, зачем он учиться, не может спланировать свою деятельность, задать вопрос, не может оперировать знаками и символами.
Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. Исследования показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действий замещения и наглядного моделирования.
Наблюдая за детьми своей группы, как предыдущего выпуска, так и тех которые у меня сейчас я обратила внимание на то, что дети с большим интересом включаются в игры, основанные на наглядном моделировании и замещении. Изучив литературу по данному вопросу, я выбрала систему игр Л.А. Венгера. Игры систематизируются по своей направленности: игры на обозначение предметов, игры на анализ строения предметов, игры на выделение пространственных отношений, игры на создание новых образов, игры на использование логических отношений.
Взятые мной игры и упражнения могут быть представлены детям каждой возрастной группы без предварительного обучения. Способствуют интеграции в любых образовательных областях и могут быть включены в любую тему. Возможно использование, как в совместной, так и самостоятельной деятельности.
Для того, чтобы выбор игр был более целенаправленным, я провела анализ их влияния на высшие психические функции в соответствии с приведенной таблицей (табл.1)
<Табл. 1>
Развиваемые психические процессы и Свойства и операции виды |
Придумай сам |
Зверушки на дорожках |
Сложи узор |
Посади огород |
Загадки и отгадки |
Наседка и ыплята |
Маленькие и большие ножки |
Солнышко и дождик |
Через ручей |
Лохматый пес |
Сложи картинку |
Нарисуй пальчиками картинку |
Поезд |
Кукла Маша купила мебель |
Что это такое |
Какая игрушка |
Дети напрогулке |
Камушки наберегу |
Зрительные цвет |
· |
· |
· |
· |
|
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
||||||
форма |
· |
· |
· |
· |
|
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
|||||
размер |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
||||||
Слуховое восприятие |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
|||
Двигательные крупная |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
||||||||||
мелкая |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
|||||||||||
Внимание слуховое |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
|||||||
зрительное |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
||||
тактильное |
||||||||||||||||||
Память слуховая |
· |
· |
· |
|||||||||||||||
зрительная |
· |
· |
· |
· |
· |
|
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
Воображение репродуктивное |
· |
· |
· |
· |
· |
|||||||||||||
творческое |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
||||||
Речь |
· |
· |
· |
· |
· |
|
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
||
Анализ |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
||||||||
Синтез |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
||||||||||
Обобщение |
· |
· |
· |
· |
· |
· |
||||||||||||
Абстрагирование |
· |
· |
· |
· |
· |
|||||||||||||
Классификация |
· |
· |
||||||||||||||||
сериация |
· |
Изучение показало, что каждая игра имеет полифункциональную направленность и может быть использована многократно с установлением акцента на разные стороны развития, как познавательных функций, так и умственных способностей.
Данная аналитическая таблица сделана на все возрастные группы и помогает в планировании воспитательно-образовательной работы с детьми, с учетом задач развития.
Для того, чтобы реализовать разработанный алгоритм, я определила какие требования нужно предъявить к педагогу для реализации поставленных задач:
– видение педагогом психологических особенностей воспитанников группы (ведущий канал восприятия, тип темперамента, особенности сенсорного развития, развитие воображения, внимания, памяти, владение мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение, выводы, классификация и др.);
– интеграция с деятельностью других педагогов, при которой соблюдается единство требований к подаче материала детям, стиля взаимодействия с ними со стороны всех педагогов;
– деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса;
– способность к педагогической импровизации;
– личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.
И сейчас я попытаюсь раскрыть суть алгоритма.
Первый этап. Сбор внимания. На этом этапе важно найти приемы для сбора внимания:
– нахождение объекта или предмета, изменений в окружающей обстановки с целью оказания помощи воспитателю, персонажу, другим детям по заданным параметрам (включение зрительного канала восприятия, зрительного внимания, саморегуляции, навыков взаимодействия с детьми – ведущая установка “посмотрите”) <Рисунок 1>;
– “прислушивание” или использование активного звука для включения слухового канала восприятия, использование приема “Три круга внимания” – ведущая установка “прислушайтесь”;
– включение анализаторов обоняния, осязания;
– обращение к эмоциональному состоянию человека или персонажа – ведущая установка “почувствуйте”.
Кроме всего прочего на этом этапе мы формируем мотивы для дальнейшей деятельности.
После того, как мы собрали внимание и определили мотив по которому мы будем действовать мы переходим к практической деятельности с объектом или предметом, которая строится из трех блоков, которые могут использоваться как автономно, так и в комплексе.
<Рисунок 1>
Второй этап. Организация практической деятельности.
Исследовательские действия – при помощи включения всех анализаторов ребенок получает возможность создать целостный образ объекта или явления и зафиксировать его при помощи наглядного моделирования. <Рисунок 2> При этом модель ступенчатой интеграции Д.И. Воробьевой – “увидеть, услышать, озвучить, обыграть” (табл.2) – обеспечивает получение полной информации и впечатлений об объекте исследования.
<Рисунок 2>
<Табл. 2>
Моделирование действия – процесс, позволяющий детям получить опыт игрового взаимодействия на заданную тему. При этом создаются условия для эффективной работы по развитию у детей умения рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замысел.
<Рисунок 3>
Моделирование пространства – процесс, тесно связанный с моделированием действия. В ходе работы в блоке, дети учатся читать составлять схемы, карты, моделируя тем самым пространство, в котором происходит действие. Данный прием может стать основой для образовательной и игровой деятельности, когда дети используют карту – схему для поиска чего-либо в группе или путешествия. <Рисунок 4>
<Рисунок 4>
Третий этап. Заключительный.
Создание условий для самостоятельного использования детьми приемов игрового замещения и наглядного моделирования в игровой и творческой деятельности. С этой целью предлагаю составленные с детьми или заранее изготовленные модели в свободное использование. <Рисунок 5>
Данный алгоритм является своего рода конструктором образовательного процесса и может быть универсальным для работы по развитию у детей умственных способностей.
С учетом действенного характера образовательного процесса он целиком и полностью соответствует Федеральным Государственным требованиям к образовательной программе.
<Рисунок 5>
Эффективность воздействия игр на замещение и наглядное моделирование и ступенчатой интеграции можно проследить по результатам анализа УПР П.А. Мясоеда. Из этого анализа видно, что в течении года в следствии проделанной работы мы получили хорошую динамику связанную не только с биологическим созреванием, но и с целенаправленным использованием развивающих игр.