Разработка элективного курса

Разделы: Технология


I. Пояснительная записка.

Цель: Ознакомить учащихся с разделом декоративно-прикладного творчества для подготовки к уникальным специальностям, таким как:

  • декоратор,
  • портной,
  • швея,
  • дизайнер,
  • вышивальщица,
  • реставратор,
  • художник-оформитель,
  • костюмер,
  • маркетолог и менеджер в области дизайна,
  • модистка,
  • закройщик и др.

Контингент курса: учащиеся 9 класса ( девушки и юноши).

Количество часов курса: 18.

Режим занятий: 2 дня в неделю по 1,5 часа.

Форма занятий: урок-беседа, урок-практикум.

Методы проведения урока: деятельностные.

Мотивация и контроль: поддерживающая, контроль и самоконтроль.

II. Тематический план

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего часов

1 Историческая справка

1,0

0,5

1,5

2 Знакомство с материалами и инструментами, правила безопасной работы

0,5

1,0

1,5

3 Основные приемы работы

0,5

1,0

1,5

4 Выполнение практических работ по изготовлению образцов

4,0

8,0

12,0

5 Итоговое занятие

0,5

1,0

1,5

  Всего дано

6,0

12,0

18,0

III. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1 Историческая справка: от истоков вышивки до современных технологий 1,5
2 Знакомство с материалами и инструментами. Правила безопасной работы 1,5
3 Основные приемы работы: закрепление ленты, основные стежки(прямые,перевитые, стебельчатый ) 1,5
4 Основные стежки(стежок “петелька”, шов “бант”, ленточный шов “цветок 1”). Практические советы по выполнению элементов декора 1,5
5 Ленточный шов “цветок 2”, цветок из присборенной ленты 1,5
6 Ленточный шов “рококо”.Изготовление розы (3 способа) 1,5
7 Составление шаблона и схемы вышивки. Изготовление бутонов, пестиков, тычинок, листиков. 1,5
8 Изготовление миниатюры, вышитой ленточками. 1,5
9 Изготовление текстурных объектов(ваза, корзинка, шкатулка) 1,5
10 Работа над индивидуальным изделием 1,5
11 Окончательная отделка изделия. 1,5
12 Рекомендации по уходу за изделием. Итоговое занятие (выставка работ). 1,5

IV. Содержание программы

Программа элективного курса предполагает дать сведения от знакомства с азами освоения данного вида вышивки до наработки навыков выполнения работ декоративно-прикладного профиля.

При знакомстве с материалами уделяется внимание качеству лент, возможной обработке их красителями в зависимости от требований разработанной сюжетной композиции изделия, особенностям использования вспомогательных инструментов и материалов, правилам безопасной работы с ними. Для полноты восприятия результата работы важна целостная картина, и техническое решение изготовления не исключает введение дополнительных материалов для подчеркивания текстуры и объёма в картине.

В процессе изучения приёмов вышивки ленточками возникает необходимость переносить контуры рисунка на поверхность, где она выполняется. Для выполнения разовой работы и удобства тиражирования рисунка существуют разные способы разметки рисунка на ткани, поэтому на занятиях они разъясняются и оговариваются.

Перспектива использования данной технологии вышивания несомненна, так как вышивка ленточками оригинальна, выразительна, многокрасочна и многофункциональна.

Окончив курс Вы сможете:

  • в быту украшать вещи и предметы интерьера,
  • внести свой вклад в востановление фонда театрального костюма,
  • опираясь на полученные знания и навыки сможете оценить трудоемкость работы и качество объекта реставрации ,
  • оценить себестоимость работы, продаваемого изделия,
  • распространить свой опыт на работу с материалами и технологиями будущего.

V. Результат. Оформление выставки изделий слушателей курса.

VI. Литература.

  1. “Вышивка лентами” /Пер.с англ.– М.: “Ниола 21-й век”, 2006. -132 с.: ил. – (Серия “Вышивка от А до Я”).
  2. Энн Кокс. “Вышивка шелковыми ленточками”/Пер.с англ.-изд-во “КРИСТИНА — НОВЫЙ ВЕК”, 2006.– 80 с.: ил.-( Серия “Возрождение традиций. Уроки мастерства”).
  3. Д.Чиотти. “Украшение из шелковых лент”– М.: “Мир книги”, 2007. – 96 с.: ил.
  4. Журнал “Стежок” №4, 2007
  5. Серия журналов “Ручная работа”
  6. Интернет -ресурсы http:/www.silk — ribbon.ru (Только о вышивке лентами)
  7. Форбс И.

Полная книга по занавескам: стили, ткани, способы оформления окон/Пер.с англ. – М.: Издательский дом “Ниола 21-й век”, 2005.-192с.:ил.

VII. Содержание занятий

Занятие 1.

Тема: “Историческая справка: от истоков вышивки до современных технологий”

Обзор возникновения декоративно-прикладного промысла с использованием лент от времен Древней Греции и эпохи рококо при французском дворе к настоящему времени, где переплетаются стили хайтек и романтика, где каждый стиль находит своего потребителя и зрителя.

Выполнение практической работы.

  • Изготовление банта (элемента декора исторического костюма и интерьера )
  • Изготовление плиссированной розы

Занятие 2

Тема: “Знакомство с материалами и инструментами, правила безопасной работы”

На занятии даются общие сведения о материалах и инструментах. Приводятся правила безопасной работы со всеми используемыми материалами: иглы, шило, ножницы, красители, клей.

Выполнение практической работы.

  • Организационные работы по оборудованию рабочего места, хранению инструментов и материалов.
  • Изготовление простейшей игольницы.

Занятие 3

Тема: “Основные приемы работы: закрепление ленты, основные стежки (прямые,перевитые, стебельчатый )”

Показываются приемы работы по закреплению ленты, даются азы и отрабатываются навыки выполнения основных стежков(прямые, перевитые, стебельчатый ).

Занятие 4

Тема: “Основные стежки(стежок “петелька”, шов “бант”, ленточный шов “цветок 1”). Практические советы по выполнению элементов декора”

Практическое занятие по отработке навыков выполнения основных стежков(стежок “петелька”, шов “бант”, ленточный шов “цветок 1”). Практические советы по выполнению элементов декора.

Занятие 5

Тема: “Ленточный шов “цветок 2”, цветок из присборенной ленты”

Практическое занятие по отработке навыков выполнения основных стежков и элементов декора (ленточный шов “цветок 2”, цветок из присборенной ленты)”

Занятие 6

Тема: “Ленточный шов “рококо”.Изготовление розы (3 способа)”

Практическое занятие по отработке навыков выполнения элементов декора (стежок “рококо” и изготовление розы (3 способа)”

Занятие 7

Тема: “Составление шаблона и схемы вышивки. Изготовление бутонов, пестиков, тычинок, листиков”

На занятии открывается алгоритм выполнения шаблона и составления схемы вышивки. Показаны приёмы изготовления бутонов, пестиков, тычинок, листиков.

Занятие 8

Тема: “Изготовление миниатюры, вышитой ленточками”

На занятии предоставляется возможность индивидуальных консультаций при изготовлении миниатюры, вышитой ленточками.

Занятие 9

Тема: “Изготовление текстурных объектов(ваза, корзинка, шкатулка)”

Предлагается творческая работа по изображению текстурных поверхностей и объёмных форм, определяются объекты их применений. Работа над объектами (ваза, корзинка, шкатулка).

Занятие 10

Тема: “Работа над индивидуальным изделием”

Консультирование по работе над индивидуальным изделием.

Занятие 11

Тема: “Окончательная отделка изделия”

Консультирование по работе над индивидуальным изделием. Даются рекомендации по окончательной отделке изделия.

Занятие 12

Тема: “Рекомендации по уходу за изделием. Итоговое занятие (выставка работ)”

Итоговое занятие(выставка работ). Занятие-беседа. Даются рекомендации по уходу за изделием. Ответы на вопросы, подведение итогов, открытие нового знания, рефлексия, синквейн.