Цели урока:
- Формировать навык правописания падежных окончаний в предложном падеже;
- Отрабатывать последовательность действий при написании окончаний;
- Обобщать знания о предложном падеже;
- Познакомить с употреблением предлогов – о; – об в предложном падеже;
- Развивать аккуратность, навыки анализа и самоконтроля.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тесты, словари фразеологизмов, сигнальные знаки, карточки со словами.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока.
– Ребята, на сегодняшнем уроке мы вспомним правописание падежных окончаний имен существительных в предложном падеже, обобщим знания о предложном падеже, познакомимся с правописанием предлогов – о; -об.
II. Работа по карточкам.
На карточках написаны слова:
|
|
ОБ ОДНОКЛАССНИКЕ |
|
ОБ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ |
|
|
ОБ УРОКЕ |
– Что общего у этих существительных? (Эти существительные в предложном падеже.)
– Чем отличается первый столбик от второго? (Предлогами: в первом столбике предлог – О; во втором – предлог– ОБ). Подчеркните предлог – о – одной чертой, а – об – двумя чертами.
– Сегодня на уроке мы узнаем, когда употребляется предлог – О, когда – ОБ.
III. Проверка домашнего задания.
Упражнение 218, стр. 112.
– Прочитайте словосочетания с существительными 1-го склонения. (Плыли на пароходе; купались в озере; жили в домике; ехали на поезде, на трамвае; работали на заводе; читали о космосе, о лете; говорили об Андрее.)
– Прочитайте словосочетания с существительными 3-го склонения. (Работа на пристани, читали о смелости.)
– Какое окончание у существительных 1-го склонения в предложном падеже? (-е.) 2-го скл? (-е.) 3-го скл.? (-и.)
IV. Чистописание.
Р П Т Г рпт ртп прт птр
– Замените в слове РОЛЬ одну букву так, чтобы получилось новое слово.
– Запишите цепочку таких слов.
РОЛЬ - ТОЛЬ - МОЛЬ - БОЛЬ - СОЛЬ
V. Работа по теме урока. Исследовательская деятельность (работа со словарями фразеологизмов).
а) Упражнение «Крылатые слова».
На доске записаны «крылатые слова и выражения».
ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ; КАК НА ИГОЛКАХ; ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ; ЗАРУБИТЬ НА НОСУ; ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В РУКАХ; СУЧОК В ГЛАЗУ НЕ ЗАМЕЧАТЬ; ДЕРЖАТЬ В ЧЕРНОМ ТЕЛЕ.
– Объясните значение данных фразеологизмов, найдите существительные в предложном падеже, определите число. (Ищи ветра в поле — не найти, не вернуть обратно. Как на иголках — в состоянии волнения, беспокойства. Избушка на курьих ножках - небольшое ветхое строение. Зарубить на носу - надолго запомнить. Держать себя в руках - сохранять самообладание. Сучок в глазу не замечать — замечать мелкие недостатки других, не замечая своих, более крупных. Держать в чёрном теле -обращаться очень строго, сурово.)
б) Упражнение «ОБ или О?». Работа в парах, взаимопроверка.
На карточках написаны существительные в предложном падеже. Нужно определить, какой из двух предлогов записать.
(О, ОБ) тайне, (О, ОБ) сердце, (О, ОБ) инее, (О, ОБ) Ане, (О, ОБ) острове, (О, ОБ) сказке.
Учитель дает небольшую подсказку, разделив слова на две группы:
- тайна, сердце, сказка;
- Аня, иней, остров.
– Ребята, проверьте в парах, затем посмотрите на экран, сверьтесь еще раз.
– Кто не допустил ошибок? (Дети « сигналят» красным кружочком.)
– Кто допустил 1-2 ошибки? (Дети « сигналят» зеленым кружочком.)
– Кто допустил более 2 ошибок? (Дети « сигналят» желтым кружочком.)
Вывод: Если существительное начинается с согласной, то употребляем предлог – О. Если существительное начинается с гласной - ОБ.
в) Работа по учебнику. Чтение вывода на стр. 112.
г) Упражнение «Запишите только предлог».
Учитель читает слова в именительном падеже, учащиеся должны решить, с каким предлогом (- О или - ОБ) это слово будет употребляться в предложном падеже.
АКВАРЕЛЬ, ФАСОЛЬ, ЕЛЬ, ВЕСТЬ, ЛЕНЬ, СИРЕНЬ, МОРКОВЬ, ОТМЕЛЬ, МЕБЕЛЬ, ИСПОВЕДЬ. (ОБ, О, ОБ, О, О, О, О, ОБ, О, ОБ.)
– Какого склонения эти существительные? (3 скл.)
– Какое окончание у них в предложном падеже? (- И.)
д) Работа по учебнику. Упражнение 219, стр. 112.
– Назовите слова с проверяемыми безударными гласными. (За окном, лежит, огоньками, цветёт, цветков, на своей, до шестнадцати, плоды, в пищу, древесина, прочна, в строительстве.)
Упражнение 222, стр. 114.
– Напишите по памяти.
VI. Физкультминутка.
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки.
(Хлопки в ладоши.)
От первой до третьей – люди,
Четвертая была верблюдик.
(Массаж четырех пальцев.)
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая,
(Массаж пятого пальца.)
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.
(Постучать в кулачки.)
И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли.
(Массаж пальцев.)
И следом за ними, гонясь и стирая,
Солнце погналось – желтый жираф.
(Хлопки в ладоши.)
VII.Словарно-орфографическая работа.
Словарное слово «шестнадцать» на стр.113.
а) На доске следующая запись: 6 - ь + надцать = ? 6 + сот = ? 6 + десят = ?
– Запишите слова, которые получились. (Шестнадцать, шестьсот, шестьдесят).
– Поставьте ударение, выделите орфограммы.
– Сверьтесь с экраном, «просигнальте» ответы.
б) Диктант с подготовкой. Упражнение 223, стр. 114.
– Разберите по составу слово «ЦЕННЫЕ»
– Разберите существительное « В СХВАТКЕ» как часть речи.
В схватке - сущ. (в чём? где?)
- Н.ф. – схватка.
- Ж.р., 1 скл.
- В П.п., ед.ч.
- Вт. чл.
VIII. Тест.
- Найдите существительное 2–го склонения:
а) от радости;
б) с инеем;
в) в природе. - С каким словом употребляется предлог – о - в предложном падеже:
а) космосе;
б) осени;
в) урожае. - С каким словом употребляется предлог – об – в предложном падеже:
а) арбузе;
б) лодке;
в) речке.
– Сверьтесь с экраном, «просигнальте» кружочками.
IX. Домашнее задание.
Упражнение 220, стр. 113.
X. Итог урока, выставление оценок.
– Когда существительное употребляется с предлогами - О, - ОБ?
– С каким словарным словом познакомились? Понравилось ли вам проверка в парах?
– Ребята, вы хорошо работали на уроке. Молодцы!