Цели урока:
- ввести понятие скорости как новой единицы измерения;
- установить зависимости между величинами – скорость, время, расстояние;
- учить решать задачи на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения используя формулу движения;
- повторить табличные и внетабличные случаи умножения и деления;
- формировать вычислительные навыки, закрепить знание единиц времени и длины;
- способствовать развитию логического мышления, внимания, речи, самостоятельности;
- прививать интерес к физкультуре и спорту.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Аутотренинг.
- Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным, познавательным, поэтому предлагаю вам настроиться на работу.
Начинаю работать
Буду внимателен
У меня все получится
Я выполню работу хорошо
Если мне будет трудно, попрошу помочь
Я доволен
- Все настроились?
- Если настроились - покажите внутреннюю часть ладошки, если нет - внешнюю.
III. Актуализация знаний.
- Сейчас мы с вами потренируемся, будем совершенствовать вычислительные умения, которые помогут нам быстро и четко выполнять задания на уроке.
- Ваша задача: фишками закрывать ответы на квадрате.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
- 1 множитель – 2, 2 множитель – 6, найди произведение?
- Уменьши 35 на 12
- Увеличь 9 в 3 раза
- По 6 взять 6 раз
- 9 увеличить в 5 раз
- Уменьшаемое 45, вычитаемое 11, чему равна разность?
- Делимое – 36, делитель – 2, частное?
- Обратите внимание на фигуру, которая должна получиться у вас, если вы, верно, выполнили задание.
- Образ, какой буквы напоминает полученная фигура? (V)
- Какую величину обозначает эта буква? (Скорость)
- Вот и наши герои из сказки «Три поросёнка». Наши друзья ведут здоровый образ жизни, учатся правильно питаться, занимаются конькобежным спортом.
- Друзья решили посоревноваться. Серый Волк объявил старт. Друзьям надо пробежать 200 метров. Ниф-Ниф прибежал к финишу через 2 минуты, Наф-Наф – за 4 минуты, а Нуф-Нуф - через 10 минут.
Проблемный вопрос:
- Почему так произошло? (Один быстрее двигался, а другой медленнее)
- Да, они двигались с разной скоростью.
- Где вы встречались с понятием “скорость”? (В машине спидометр измеряет скорость)
- Как измерить скорость движущихся тел, у которых нет спидометра?
- Назовите тему урока – Скорость.
- Что будем учиться измерять на уроке?
IV. Постановка темы урока.
- Чтобы точнее сформулировать тему и цели урока, найдём опорные слова. Они необходимы для определения скорости. Для этого расположите данные единицы измерения в порядке возрастания.
- Какие единицы измерения у мальчиков? (Длины)
- У девочек? (Времени)
- Кто готов назвать их в порядке возрастания? (Ученики называют и выкладывают на наборное полотно.)
мм, см, дм, м, км
с, мин, ч, сут, мес
Расстояние – это промежуток между двумя пунктами, точками, между чем-нибудь. В чём измеряется расстояние? (В единицах длины).
Время – это продолжительность, длительность чего-нибудь. В чём измеряется время? (В единицах времени).
Проблемный вопрос:
- А что называется скоростью?
- В чём измеряется скорость движения?
- Уточните тему нашего урока. (Скорость. Время. Расстояние.)
- Чему будем учиться на уроке? (Ответы детей).
- Сегодня нам предстоит узнать, как скорость движения связана со временем движения и расстоянием, научиться решать задачи на нахождение скорости движения.
V. Открытие новых знаний.
- Что называют скоростью? Где найти ответ на наш вопрос? (В учебнике)
- Откройте учебник с. 1, найдите выделенное слово “скоростью”. Прочитаем определение скорости. (Скоростью называют расстояние, пройденное в единицу времени.)
- Так что же называют скоростью?
- Какими величинами будем пользоваться для определения скорости? (Расстоянием и временем)
- И в качестве единиц измерения скорости мы будем пользоваться и единицами длины и единицами времени.
- Обычно используют такие единицы скорости, как метр в секунду, метр в минуту, километр в час, а записывают так: м/с, м/мин, км/ч. Обратите внимание, что предлог “в” в математике заменили чёрточкой “ / ”.
- Прочитайте единицы скорости км/с м/мин км/ч м/с
- Из каких единиц измерения образуются названия единиц скорости? (Из единиц длины и единиц времени).
VI. Физкультминутка.
БЕГУН - БЕЖИТ,
ПЛОВЕЦ - ПЛЫВЕТ,
А ЛЕТЧИК ВОДИТ САМОЛЕТ.
ШОФЕР БАРАНКУ КРУТИТ ТАК,
А Я ПЕШКОМ ХОЖУ ВОТ ТАК!
VII. Работа с учебником.
- стр.2 №1
- стр.2 №2
- стр.3 №4
VIII. Самостоятельная работа.
- Давайте потренируемся в решении задач на нахождение скорости, выполняя работу самостоятельно (каждому ребёнку предлагается выполнить задание)
Движущиеся тела |
Расстояние, S м |
Время, t, мин |
Скорость, V м/мин |
Конькобежец |
80 м |
2 мин |
|
Пловец |
45 м |
5 мин |
|
Велосипедист |
480 м |
6 мин |
|