Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Задачи:

  1. Показать, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего.
  2. Сформулировать представление о половом размножении у покрытосеменных; совершенствовать умения узнавать органы цветкового растения.
  3. Продолжить формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде.

Оборудование: модели цветка, таблицы, флаш анимации, живые экземпляры, гербарии.

Ключевые понятия: Цветок. Пестик. Рыльце. Тычинки. Пыльца. Чашечка. Цветоложе. Семяпочка-завязь. Андроцей. Гинецей. Двойное оплодотворение.

Структура урока

1. Актуализация знаний.

Ответьте на вопросы:

  • Что вы понимаете под вегетативным размножением, приведите примеры с объяснениями этих видов размножения.
  • Какие преимущества и недостатки вегетативного размножения, т.е. его биологическое значение.
  • Работа на компьютере: расположите иллюстративные примеры вегетативного размножения под их названием.
  • Работа с дидак4тическими карточками по теме.

2. План изучения нового материала:

  • Особенности строения цветка покрытосеменных растений.

 

  • Многообразие цветков и пыльцевых зерен, как возможность эволюционного совершенства.

Многообразие форм, размеров, окраска и объединение одиночных цветков и является эволюционным приспособлением к продолжению жизни на Земле.

Пыльцевые зерна разных растений. Как видно из рисунка они также разные по форме, величине.

  • Растения однодомные и двудомные. Цветки обоеполые и разнополые. 

А) на одном растении пестичные и тычиночные цветки, такое растение называется однодомным.

Б) если на одном растении цветки только с тычинками, а на другом растении только с пестиками то они называются двудомными.

В) если в одном цветке располагаются пестики и тычинки, то цветок обоеполый.

Г) если в одном цветке только тычинки, называются тычиночные, а в другом только пестики, называются тычиночными или, они называются однополыми.

  • Виды опыления цветков. Признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Искусственное опыление.

Ветроопыляемые растения  

  

Опыление с помощью ветра отражено на первом рисунке. С помощью насекомых или птиц на втором рисунке. Все они говорят о перекрестном опылении. Есть еще самоопыление. А искусственное опыление совершается с помощью человека.

Признаки насекомоопыляемых растений:

  • крупные размеры цветка или соцветия;
  • аромат;
  • нектар;
  • яркая окраска

Признаки ветроопыляемых растений:

  • мелкие размеры цветков;
  • много мелкой, сухой пыльцы;
  • ранее цветение;
  • скопление растений.
  • Двойное оплодотворение цветковых растений. Жизненный цикл цветкового растения.

Оплодотворение - это слияние гамет двух родительских организмов и образование зиготы. В растительном организме мужские гаметы образуются в андроцее, а женские гаметы образуются в гинецее.

В андроцее образуются гаплоидные микроспоры – пыльцевые зерна. Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два ядра: вегетативное и генеративное. Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и образует пыльцевую трубку. Которая прорастает по направлению к завязи. В завязи находится зародышевый мешок с несколькими гаплоидными клетками, одна из которых - яйцеклетка. В пыльцевой трубке ядро делится еще раз, образуя два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, в результате образуется диплоидная зигота. Из которой разовьется семя. Другой спермий сливается с двумя ядрами центральной клетки. В результате возникает триплоидный эндосперм или это запас питательных веществ для развития будущего зародыша семенили плода. Такой процесс оплодотворения получил название двойного оплодотворения. Открыл его русский ботаник С.Г.Навашин.

  • Биологическое значение оплодотворения и полового размножения у покрытосеменных   растений.
  1. Участвует две родительских особи.
  2. образуется новое растение более жизнеспособное.
  3. Происходит комбинация наследственной информации.
  4. В результате колоссальное увеличение наследственного разнообразия растений.

3. Закрепление изученного.

  1. Ответьте на вопросы задаваемые учителем по изученной теме.
  2. Решите кроссворд. Кроссворд «Половое размножение растений»

  1. Процесс слияние сперматозоида с яйцеклеткой.
  2. Многоклеточная нитчатая водоросль, встречающаяся на дне мелких водоемов.
  3. Мужские подвижные половые клетки.
  4. Зеленая одноклеточная водоросль, встречающаяся в лужах, стоячих прудах.
  5. Оплодотворение у цветковых растений.
  6. Образование, после слияния спермии с яйцеклеткой.
  7. Одна из важнейших частей цветка, принимающая участие в образовании семян и плодов.
  8. Процесс попадания пыльцевого зерна на рыльце пестика.
  9. Женская половая клетка.
  10. Водоросль, тело которой – длинная, неветвящаяся нить из одного ряда клеток.
  11. Орган полового размножения у покрытосеменных (цветковых) растений.
  12. Мужские половые клетки цветковых растений, развивающиеся в пыльцевых зернах.

4. Домашнее задание.

  1. читать страницы учебника 208-215;
  2. выполнить задания по теме в рабочей тетради;
  3. Найти сравнения размножения с другими группами растений.

Информация для учителя.

Помимо типичного полового процесса, в котором обязательно участвует две гаметы, существует особый тип полового процесса, при котором зародыш развивается из неоплодотворенной яйцеклетки. Это явление у растений чаще всего известно под названием апомиксиса. Апомиксис широко встречается у многих покрытосеменных растений.