Цели: учить распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; совершенствование каллиграфических навыков; продолжить формирование умений определять части речи в предложении; учить подбирать однокоренные слова к данным существительным, проводить разбор слова по составу; развитие речевых умений, наблюдательности, творческих способностей; воспитание интереса к родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Проверь, дружок.
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2. Постановка цели урока:
- Ребята, сегодня на уроке нас ждет большое морское путешествие. Мы с вами проплывем море «Одушевленных и Неодушевленных существительных». Мы должны доплыть до острова «Имя существительное», но сделать это не просто. Нас ждет много испытаний. Преодолевая эти препятствия, мы будем упражняться в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных. Какими качествами мы должны обладать, чтобы достигнуть цели?
(Ответы детей.)
-В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах.
- Давайте отметим первый пункт в нем (Как я понял цель урока). (Приложение 1)
- Итак, мы начинаем наше путешествие.
(На мультимедийном экране появляется изображение карты – плана) (Приложение 3)
- Посмотрите, что ждет нас: трап «Чистописание», «Синтаксический шторм», морской царь «Тритон», рифы с однокоренными словами, конечно же, отдых. Также на уроке мы будем работать с книгой и тетрадью. В конце урока мы подведем итоги нашего путешествия.
- Итак, в путь!
3. Чистописание:
кто – что
- Тот, кто напишет этот элемент чисто , красиво, не упадет в море, а сядет на наш корабль.
(Учащиеся работают в тетрадях.)
- Чем интересны слова, из которых вы построили мостик?
- Что такое имя существительное?
- На какой вопрос отвечают одушевленные существительные?
- На какой вопрос отвечают неодушевленные существительные?
- Послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю, и постарайтесь запомнить как можно больше существительных.
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
- Какие существительные вы запомнили?
- Пришло время вернуться к нашему маршрутному листу. Отметим следующий пункт «Как я помню предыдущий материал».
(Дети работают в маршрутных листах.)
- Двигаемся дальше.
4. Синтаксический шторм:
- Ребята, а вы ничего не чувствуете? По-моему начинается шторм! Чтобы с ним справиться, нужно составить красивое предложение по схеме:
кто? – что делают ?– какой? – что?
(Учащиеся составляют предложение. Лучшее записывается на доске и в тетрадях, а затем проводится синтаксический разбор предложения).
- Найдите имена существительные в предложении. На какие вопросы они отвечают? Чем являются в предложении имена существительные?
- Я предлагаю вам поиграть в игру « Найди существительное».
(Каждый ряд – это команда).
- Послушайте правила игры. Я каждой команде раздам карточки, на которых записаны предложения. Ваша задача – определить, к какой части речи относятся выделенные слова. Те слова, которые являются существительными, необходимо подчеркнуть. (Приложение 2).
Карточка 1.
Рой пчел кружиться над цветущей липой.
Рой яму глубже!
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Из соседней комнаты послышался плач ребенка.
Карточка 2.
Мы будем печь хлеб.
Печь топится.
На полке кусок мыла.
Мама мыла дочку.
Строй дома!
Дети встали в строй.
Карточка 3.
Мы стали работать лучше.
Коньки сделали из стали.
Кошка пила молоко.
Пила хорошо наточена.
Варя шила платье.
У Сережи нет шила.
(Учащиеся сдают карточки).
- Молодцы! Мы с вами преодолели наш «Синтаксический шторм». Плывем дальше!
5. Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных.
- На нашем пути встретился морской царь «Тритон». Он хочет проверить, умеем ли мы распознавать одушевленные имена существительные. Я буду диктовать слова, которые приготовил Тритон, а вы будете их записывать в два столбика. В первый – слова, отвечающие на вопрос кто?, а во второй – слова, отвечающие на вопрос – что?
Чайка, звезда, волна, морж, краб, берег, лодка, река, рыбка.
- Как узнать, какие существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос – что?
- Допишите в каждый столбик по два слова.
- С какими орфограммами встретились нам слова? Объясните, как вы их написали.
6. Рифы «Однокоренные имена существительные».
- Осторожно! На нашем пути серьезное препятствие – рифы. Ребята, а что означает слово риф?
(Риф – ряд подводных или выступающих из воды каменистых возвышений, опасных для судов.)
- Чтобы наш корабль не сел на коралловые рифы. Надо быть очень внимательными.
…Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся…
- Прочитайте. Кто автор данного отрывка? Как называется это произведение?
- Прочитайте имена существительные. Найдите одушевленные имена существительные.
- А теперь неодушевленные.
- Есть ли в тексте однокоренные существительные?
- Почему эти существительные являются однокоренными?
Запись на доске и тетрадях:
Кораблик (что?) – корабельщики (кто?)
- Как вы понимаете значение слова «корабельщик»?
- Из каких частей состоит это слово?
Разбор слов по составу.
- Пора обратиться к маршрутным листам. Отметьте пункт «Как я понял основное правило урока».
(Дети работают в маршрутных листах).
7. Физкультминутка.
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево - вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево - вправо.)
Морская фигура, замри! (Присели.)
8. Работа с учебником.
- Плывем дальше. На пути нам встретился осьминог. Посмотрите в его руках записка. Давайте прочитаем ее. (В записке написан номер упражнения и страница учебника.)
- Как вы думаете, что нам необходимо сделать?
Задание в учебнике:
Образуйте однокоренные имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? Разберите слова по составу.
Что? – Кто?
река – речник
пожар - …
лыжи -…
грибы -…
победа – победитель
строить -…
футбол -…
баян -…
Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях. Один ученик выполняет задание на закрытой части доски. Затем учащиеся проверяют работу.
- Пора поработать в маршрутных листах. Пункт «Как я умею сам применять правило».
(Дети работают в маршрутных листах).
- Вот мы и выполнили задание осьминога. Но наше путешествие подходит к концу.
9. Итог урока. Оценки.
- Мы доплыли до острова «Одушевленные и неодушевленные имена существительные». И здесь нас ждет задание.
- Что такое имя существительное?
- Какие имена существительные называются одушевленными? Неодушевленными?
- Какие правила мы вспомнили во время нашего путешествия?
- С какими новыми словами мы познакомились?
- Как вы оцениваете вашу работу на уроке? Отметьте это в своих маршрутных листах.
Домашнее задание: Составить и записать одушевленные и неодушевленные существительные с корнем -мор-.