То, чему мы учились в школах
и университетах, – не образование,
а только способ получить образование.
Ральф Уолдо Эмерсон
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на значимый для них социальный, исследовательский или информационный результат.
Проект - это "пять П":
- Проблема,
- Проектирование (планирование),
- Поиск информации,
- Продукт,
- Презентация.
Проект - это метод обучения, который
- может применяться на уроке и во внеурочное время
- ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален
- формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
- дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект - это форма организации учебного процесса, которая может стать альтернативой классно-урочному обучению.
Проект - это особая философия образования:
- Философия цели и деятельности
- Философия результатов и достижений.
В данной работе обобщается накопленный автором опыт по организации проектной деятельности учащихся по химии и биологии.
Организация проектной деятельности.
Сложившаяся система организации проектной деятельности по химии и биологии в ГОУ СОШ № 969 включает следующие этапы:
Этап |
Девиз |
Содержание |
Информационный |
Познание начинается с удивления. Аристотель |
В начале учебного года на уроке учитель рассказывает школьникам о том, что такое проект (самостоятельная познавательная творческая деятельность, имеющая осязаемый результат), о целях (в основе любого учебного проекта лежит проблема, которую надо осмыслить или решить), видах (информационные, исследовательские, игровые, практико-ориентированные) и формах (по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные; по времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) проектов. |
Организационный |
3нание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. |
Школьникам сообщается а) об обязательности проектной деятельности по предмету (химия, биология) б) возможности у них выбора области знаний, формы и темы проекта. Одно из основных условий успешности любой деятельности - посильность для конкретного школьника, то есть учет его индивидуальных особенностей (уровня сформированности общеучебных умений и навыков, выраженности мотивации к изучению предмета и др.). Ситуация выбора позволяет определить и скорректировать самооценку. в) о необходимости представить свою работу. Учитель называет некоторые возможные темы, кратко освещая проблемные вопросы, предлагает подумать над своей темой. Оговаривается время для выбора темы, сбора информации (не более 1 месяца) |
Сбор информации |
«Почему?» – можно назвать матерью всех наук. |
Учащиеся собирают информацию на выбранную тему. Она должна быть научной, свежей, актуальной (приложение 1). Учитель выступает в роли консультанта, оставляя право выбора в работе школьникам. |
Организация практической части проектов |
Эксперимент - истинный посредник между человеком и природой. |
У наиболее заинтересовавшихся учащихся информационный проект перерастает в исследовательский. Под руководством учителя выполняется практическая часть работы. |
Презентация работ в классе на уроке или во внеурочное время |
Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество. |
Самооценка и оценка работ. Рефлексия. |
Выступление авторов лучших проектов на школьной конференции «Что я узнал за этот год». |
Наука - это спорт, |
Награждение призеров и победителей. Отбор лучших исследовательских работ на окружные и городские конкурсы. |
Участие в окружных и городских конкурсах проектов |
Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто сумел убедить в ней других и сделал её применимой в науке. |
Участие во внешкольных конкурсах позволяет учителям и школьникам как говорится « и других посмотреть, и себя показать». |
Поощрение наиболее активных участников проектной работы |
Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример. А.Эйнштейн. |
Один из вариантов: проведение для учащихся экскурсии. Желательно, чтобы экскурсоводом был сам учитель. Это нестандартно, и погулять в хорошей компании – полезно для здоровья. |
Планирование дальнейшей работы. Самоанализ. |
Поле исследований всех наук беспредельно. |
Совместная деятельность учителя и ученика по развитию проекта, его углублению или расширению. |
Результаты успешной организации проектной деятельности:
- Каждый ученик делает для себя открытие, назовем его Я – открытие. Как часто полученные в школе знания формальны, оторваны от жизни! Проект позволяет связать науку и жизнь.
- Каждый ученик развивается, приобретая новые знания, приобщаясь к организованной научной деятельности, овладевая специальными умениями и навыками.
- Каждый ученик развивает свои коммуникативные навыки.
- Каждый ученик участвует в значимом для себя деле.
- У каждого ученика повышается мотивация к изучению химии, биологии, экологии.
- Каждый ученик учится представлять свою работу, уважать и оценивать свой и чужой труд.
В работе представлены материалы из опыта работы по организации проектной деятельности по химии и биологии. Можно с уверенностью сказать, что подобная совместная творческая работа учителя и школьников не только повышает интерес учащихся к учебной деятельности, но и способствует формированию благоприятного психологического климата, создает неформальные межличностные отношения.
Первоначально организация учителем обязательной проектной деятельности - массовой и индивидуальной одновременно - требует больших затрат времени и сил. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Впоследствии, когда накапливается опыт (у всех!), работа значительно облегчается и становится все более научной и творческой. Этому способствует работа в разновозрастных группах, когда опытные старшеклассники могут помочь начинающим школьникам.
Независимо от того, какую профессию выберут нынешние ученики в будущем, полученный первый опыт успешной научной, творческой, самостоятельной работы пригодится им в любой области деятельности.
"Будущее - в руках школьного учителя." Виктор Гюго