Цели:
- контроль знаний, умений, навыков учащихся;
- развивать мышление, память;
- воспитывать познавательный интерес.
Учащиеся научатся: использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.
Характеристика деятельности учащихся: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию и обсуждать полученные сведения.
Оборудование: карта полушарий, глобусы, задания на листах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!
- Посмотрите друг на друга, пожелайте глазками успехов и удачи на уроке.
(Звучит тихая, спокойная мелодия).
II. Проведение контрольной работы.
Задания выводятся на доску (мультимедийный проектор), а так же каждый учащийся получает индивидуально.
III. Учебная ситуация.
Оля и Роман поспорили. Оля говорит, что белый медведь – самый крупный наземный хищник. Роман утверждает, что белого медведя называют морским медведем. Прочитай текст, рассмотри внимательно рисунок и реши, кто из ребят прав.
Белый медведь.
На обширных территориях России, Норвегии, Гренландии, Канады и США раскинулись ледяные просторы Заполярья. Именно здесь находится суровая родина белых медведей – крупнейших представителей своего семейства. Латинское название этого зверя «Ursus maritimus», что означает "морской медведь", и чаще всего его можно встретить там, где скованное льдом море встречается с сушей. Белые медведи отменные пловцы и ныряльщики чувствуют себя в воде как дома, плавают со скоростью до 6,5 км/час и способны находиться под водой до 5 минут. Энергично плывущих белых медведей видели в трёхстах с лишним километрах от суши. В воде их защищает от холода толстый слой подкожного жира и водоотталкивающая шуба. Густой медвежий мех с чуть желтоватым оттенком отлично сливается с заснеженной местностью и состоит из плотного подшерстка и длинных остей. Даже подошвы лап покрыты шерстью, позволяя медведю уверенно ступать по скользкому льду.
Главной пищей белым медведям служат тюлени, особенно кольчатые нерпы. Медведь подкрадывается к тюленьей лёжке, подкарауливает добычу у лунки или подплывает под водой к отдыхающему животному и мощным рывком пробивается сквозь тонкий лед. Великан Арктики любит полакомиться рыбой, он – отличный рыбак. Летом питаются медведи травой, лишайниками, ягодами и леммингами.
Самка белого медведя устраивают на зиму берлогу, выкапывая глубокую нору в прибрежных снеговых наносах. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детёныши. Крохотные медвежата появляются на свет в декабре-январе, и только через три месяца выходят вместе с матерью на поверхность. Самка приносит чаще всего двоих невероятно крохотных детенышей. Новорожденные весят не больше 750 г, слепы, беззубы и почти безволосы. Остаток зимы они проводят в берлоге с матерью, питаясь ее жирным молоком и быстро подрастая. Медведица кормит малышей молоком. Она же ничего не ест, пока не потеплеет настолько, чтобы можно было выйти на охоту. Весной медвежата выбираются на солнышко, неуверенно семеня следом за мамашей.
Ответь на вопросы и выполни задания:
1. Раздел «Получение, поиск и фиксация информации». Работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).
Рассмотри рисунок и заполни таблицу.
«Портрет» белого медведя.
Длина тела |
Высота в холке |
Вес животного |
|
|
|
2. Раздел «Применение и представление информации». Сравнивать между собой два объекта.
Сравни заполненную тобой таблицу и представленную.
Вид медведя |
Длина тела |
Высота в холке |
Вес животного |
Бурый медведь |
до 2 м |
до 1 м |
до 400 кг |
Гималайский медведь |
до 170 см |
до 80 см |
до 140 кг |
Что можно сказать о размерах и внешнем виде белого медведя, по сравнению с другими видами?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Физкультминутка. Гномики. (слайд 5-10)
3. Раздел «Понимание и преобразование информации». Находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение.
Можно ли белого медведя назвать морским медведем?
Да
Нет
Найди в тексте примеры, подтверждающие правильность твоего ответа.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Раздел « Оценка достоверности получаемой информации». Определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации.
Ты помнишь, что Максим считает, что белый медведь – самый крупный наземный хищник, а Роман утверждает, что белого медведя называют морским медведем. Кто же из них, по-твоему, прав?
Никто
Максим
Роман
Оба
Объясни, почему ты так думаешь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Итог урока.
VI. Рефлексия.
- С каким настроением заканчиваем урок? Нарисуйте на листе своё настроение. (Под спокойную непринуждённую музыку дети изображают своё настроение).
Обсуждение рисунков во внеурочное время.
Предполагаемые ответы:
1.
Длина тела |
Высота в холке |
Вес животного |
до 3 м |
до 150 см |
до 800 кг |
2. Белый медведь самый крупный, по сравнению с другими видами, белый медведь имеет самый большой вес, длина и высота его тела больше, чем у других медведей.
3. Да
Чаще всего белого медведя можно встретить там, где скованное льдом море встречается с сушей. Белые медведи отменные пловцы и ныряльщики чувствуют себя в воде как дома, плавают со скоростью до 6,5 км/час и способны находиться под водой до 5 минут.
4. Оба
Я считаю, что оба мальчика правы. Медведи самые крупные хищники, а белый медведь самый крупный из всех медведей, значит он самый крупный хищник. Несмотря на то, что медведь наземное животное, его называют морским медведем, т.к. он обитает в местах, где море сковано льдом, и чувствует себя в воде как дома, прекрасно плавая и ныряя в воде.