Сценарий спектакля "Анчупечо"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Историческая справка:

Маня, как ласково называли дочь родители, была пятым ребёнком в дружной семье. Способности девочки удивляли окружающих, она обладала феноменальной памятью и неуёмной жаждой знаний. В четыре года Маня неожиданно для родных научилась бегло читать – она следила за тем, как учится шестилетняя сестра, и вместе с ней запоминала буквы. Когда ребёнок надолго пропадал из поля зрения, старшие не волновались, они знали, что Маня скорее всего в отцовском кабинете, где в прозрачной витрине стоят весы, расположились стеклянные колбы и такие необычные физические приборы.
Однако никто не предполагал, что дочь многодетного учителя физики Владислава Склодовского Мария станет директором Института радия, профессором Сорбонны, двукратным лауреатом Нобелевской премии и совершит настоящий переворот в мировой науке. Но прежде ей довелось испытать унизительную нищету, голод, пройти через многие лишения, утратить и вновь обрести веру в истинную любовь.

Действующие лица:

Дети: Юзеф, Броня, Эля, Маня (в детстве), Маня (в юности), Мать. Учительница: госпожа Тупальская., инспектор Хорнберг, Пьер Кюри, дама в чёрной вуали, учёные: Эйнштейн, Макс Планк, Максвелл, Профессор, 2 ведущих спектакля (юноша и девушка), 4 пары танцующих.

Вступление

1 ведущий.

Быть может, эти электроны –
Миры, где пять материков.
Искусства, званья, войны, троны
И память сорока веков!

Ещё, быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет,
Там всё, что есть в объёме сжатом,
Но так же то, чего здесь нет.

2 ведущий.

Эти стихи были написаны в начале 20-х годов нашего столетия. Время было бурное – прогремели войны. Отбушевали революции.
А происходили они не только в каких-то странах, с какими-то народами, но и в искусстве, литературе, науке.
Видимо, это и отразилось в произведении Брюсова. Заметьте, что при своей сногсшибательности его мыслей, слова «атом», «электрон», «вселенная» употребляются им как понятия уже знакомые, вошедшие в обиход. А ведь совсем незадолго до этого, именно в мир мельчайших частиц и в мире огромных расстояний и времён случались фантастические события. Собственно говоря, миры эти оставались прежними, переворот произошёл в умах людей, прежде всего учёных.

1 ведущий.

Мария и Пьер Кюри, Ирен и Фредерик Жолио-Кюри…. История науки всех времён и всех народов не знает примера, чтобы две супружеские пары в двух поколениях внесли столь большой вклад в науку как семья Кюри.

2 ведущий.

Уважение к двум поколениям учёных Кюри объясняется высокими моральными качествами, бескорыстным служением науке, жизнь обоих поколений принесена была в жертву науке. Образ незабвенной Марии Кюри, истинной героини в борьбе за науку, преодолевшей огромные трудности и жизненные тяготы – служит для нас прекрасным примером.

Сцена 1.

4 детей играют в кубики. Юзеф (9лет), Броня (8 лет), Эля (6,5 лет), Маня начинает обстрел кубиков. Все «стреляют» и Маня начинает собирать кубики-«снаряды» в фартук. Дети визжат от восторга.

Эля. Нет больше снарядов! (ползает на животе).

Юзеф. Целься в башню! В башню! Маня, отойди!

Маня. Да я принесла кубики.

Хором: Ого- го!

Входит старшая сестра Зося (12 лет)

Зося. Что здесь происходит? Маня, (та роняет кубики из фартука) мама сказала, чтобы ты шла к ней, ты ей нужна.

Маня берёт с достоинством сестру за руку и они уходят.

Сцена 2. (сцена с матерью)

Мать сидит на стуле, Маня подле неё на низенькой скамеечке. Мать ласково гладит дочь по волосам.

Мать. Маня… Манюша…. Моя Анчупечо! Какая ты вся взъерошенная! Как ты раскраснелась (мать поправляет ей бантики). Ты спишь Анчупечо?

Маня. Нет мама я ничего…

1 ведущий. Маня не знала большей материнской ласки, чем касание руки. Насколько она себя помнила, мать никогда не целовала её. Для неё высшее блаженство – те минуты, когда можно притулиться к этой задумчивой женщине и чувствовать себя под покровом материнской нежности.

2 ведущий. Госпожа Складовская тяжело больна – чахотка. Мать сторонится детей и строго придерживается двух правил: иметь отдельную посуду и никогда не целовать детей.

Мать, закашлявшись, уходит.

Маня. Господи! Сделай так, чтобы мама была здорова!

Сцена 3.

Вывеска: «Частная школа мадемуазель Сикорской». 2 парты: Маня сидит с сестрой.

1 ведущий. Мадемуазель Тупальская, прозванная «Тупчей», преподаёт историю и арифметику, она же классная дама. Ей приходится быть строгой, чтобы преодолеть независимость и упрямство младшей Склодовской.

Тупальская. Мария Склодовская!

Маня. Я здесь.

Тупальская. Расскажи о Станиславе Августе.

Маня. Станислав Август Понятовский был избран польским королём в 1764 году. Это был умный, образованный человек, друг артистов и писателей. К сожалению, он был человеком, лишённым мужества…

Звенит звонок, дети собирают книги, шум, гам, но вот, входит инспектор Хорнберг и дети замолкают.

Инспектор. Вы им читали книжку? Какую?

Учительница. Два раза в неделю по одному часу дети учатся рукоделию. А читали басни Крылова.

Инспектор. Будьте любезны вызвать какую-нибудь из ваших учениц. (Инспектор присаживается на стул, нога за ногу)

Маня. Господи! Сделай так, чтобы не меня! Только не меня!

Учительница. Склодовская Мария!

Маня встаёт.

Инспектор. Молитву!

Маня. (читает: «Отче наш…»)

Инспектор. Какие цари царствовали на нашей Святой Руси со времён Екатерины II?

Маня. Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II.

Инспектор. Перечисли состав и титулы императорской фамилии.

Маня. Её высочество Императрица, Его высочество Великий Князь…

Инспектор. Какой титул принадлежит царю в ряду почётных званий?

Маня. «Высочество».

Инспектор. А мне?

Маня. «Высокородие».

Инспектор доволен.

Инспектор. А кто нами управляет?

Маня. Его величество Александр II, царь всея Руси.

Cмотр закончен, инспектор уходит.

Учительница. Душенька моя, поди ко мне…

(Целует Маню в лоб. Класс оживает, Маня плачет).

Сцена 4.

Занавес закрыт. Вывеска: «1876 год»

1 ведущий. Мане 10 лет. Страшный год: умерла от чахотки старшая Зося. А 9 мая говорит прощальное «люблю» мать, она чертит в воздухе дрожащей рукой крестное знамение, благословляя детей…

2 ведущий. 1883 год. Прошло 7 лет. Три золотые медали, одна за другой выпали на долю Склодовских. Третья досталась Мане.

Июнь, лето 1883 года в деревне.

Маня.

А в день Людовика Святого мы жаждем ехать на пикник,
Зовите ж юных кавалеров так, чтоб у каждой был жених,
Тогда по вашему примеру и мы, как можно поскорей
Пойдём к желанному венцу.

Звучит музыка: полька, танцующие пары молодёжи, затем медленный танец и текст ведущего.

1 ведущий. Благодарение судьбе за то, что раньше, чем направить женщину на путь сурового, неумолимого призвания, она даровала ей возможность носиться на санях по карнавальным празднествам и трепать туфельки в вихре ночного бала…

(Занавес закрывается)

Вывеска: «Французская Республика. Факультет естествознания, первый сесместр. Начало лекций в Сорбонне – 3 ноября».

Сцена 5.

(Мария пишет письмо отцу – вслух)

Мария. Прошлое воскресенье я ездила в Ренси, под Парижем. В париже деревья зеленели ещё в начале апреля. Чем ближе срок экзаменов, тем больше одолевает меня страх, что не сумею как следует подготовиться, тогда пропадет всё лето. Впрочем, поживём – увидим….

(Занавес закрывается).

2 ведущий. Июль. Сдача экзаменов. Лихорадка. Мария не в состоянии даже прочесть условие задачи в билете. Часы отстукивают время. Все ждут профессора. И вот долгожданная минута…

Сцена 6.

Профессор. Мари Склодовска… сдано.

(Профессор в мантии уходит)

Мария. Как жестоко протекает юность женщины-студентки, когда вокруг неё другая молодёжь, всё с новым увлечением стремиться надо жадно к новым, для них доступных развлечениям. И все же одинокая, безвестная студентка живёт счастливо в своей келье, где действует то пламенное рвенье, что расширяет душу до конца. Но пролетают и эти благие времена, приходится сказать «прощай» миру науки, чтобы отправиться в мир борьбы за хлеб по серому просёлку нашей жизни.

1 ведущий. Как часто, истомлённая путём, её душа летит в тот милый сердцу угол, где обитал когда то молчаливый труд и где остался целый мир воспоминаний.
Вывеска: «1894 год»

2 ведущий. Весна. Вокзал. В Париж приезжает знакомый Марии – профессор физики Ковальский.

(Выходят Мария и Ковальский)

Профессор. У меня есть идея: я знаю, что Вам негде проводить лабораторные эксперименты. Я знаком с одним молодым учёным в школе фимхики и химии на улице Ломон. Его зовут Пьер Кюри.

Мария. Вы думаете он может помочь?

Профессор. Он заведует лабораторией, думаю, что поможет. Заходите, душечка, к нам выпить чаю после обеда – познакомлю Вас с интересным молодым человеком…

(Профессор хитро улыбается).

Сцена 7.

Комната Марии, Пьер и Мария пьют чай.

Пьер. Вы навсегда останетесь во Франции?

Мария. Конечно нет. Если летом выдержу экзамен, вернусь в Варшаву. Позже я стану профессором в Польше. Поляки не имеют права бросать Отечество!

Пьер. Мне бы хотелось, чтобы Вы познакомились с моими родителями. Я живу с ними в Со, где мы снимаем домик. Родители чудесные люди: мой отец старик с голубыми глазами, бурливый как молочный суп, а матушка – искусная хозяйка.

Мария. Но я поеду в Польшу к отцу до октября.

Пьер. Вы не имеете права бросать науку!... и меня…

Мария. Думаю, что Вы правы. Мне очень хотелось бы вернуться…

(Пьер уходит. Мария пишет письмо подруге в Польшу, вслух)

Мария. Моя дорогая подруга! Когда получишь письмо, твоя маня уже переменит свою фамилию. Я выхожу замуж за Пьера. Судьбе было угодно, чтобы мы глубоко привязались друг к другу, и мысль о разлуке для нас невыносима.

(Занавес закрывается, звучит тихая музыка).

1 ведущий. Не всё ли равно для науки: бедны ли, богаты ли, счастливы ли или больны её служители? Супруги Кюри за 5 лет вместе публикуют 32 научных сообщения.

2 ведущий. О химическом действии лучей радия, о новых радиоактивных веществах, о физиологическом действии лучей радия…

1 ведущий. Об абсолютном измерении времени, о теплоте, выделяемой солями радия.

Сцена 8.

На столе стоят колбы, Пьер и Мария работают, ставят опыт.

Пьер. Радий! Я люблю тебя! Но я сердит на тебя!

Мария. Мы с доктором Доло в Сен-Луи изучили действие радия на кожу. Ободряющие результаты: эпидерма, частично разрушенная действием радия, преобразуется в здоровую..

Пьер. Радий полезен. Изумительно полезен! Вот послание из Буффало: производство радия расширяется, просят нас дать им сведения. У нас есть выбор: описать наши исследования или…мы можем рассматривать себя как собственников на изобретение радия, надо тогда запатентовать наши права.

Мария (как бы раздумывая) Нельзя, это противно духу науки.

Пьер. Я тоже так думаю, но не хочу, чтобы мы это приняли легкомысленно. Жизнь у нас тяжёлая, а у нас есть дочь Ирен. Патент это богатство, обеспеченная жизнь.

Мария (смотрит в одну точку) Физики публикуют результаты своих трудов и исследований всегда бескорыстно. Радий будет служить и для лечения больных людей. И мне кажется невозможным извлекать из этого выгоду.

Пьер. Да. Это было бы противно духу науки. Вечером я напишу американским инженерам и дам все указания которые они просят.

Занавес закрывается.

Вывеска: 1903 год.

1 ведущий. Шведская академия 12 ноября присудила месье и мадам Кюри Нобелевскую премию по физике в знак высокой оценки выдающихся совместных работ по исследованию лучей Беккереля.

2 ведущий. Супруги Кюри получили половину Нобелевской премии: 70000 франков. Для них это было огромная сумма. Их засыпали письмами, а от журналистов не было отбоя. Хотелось сквозь землю провалиться, чтобы иметь покой…

Сцена 9.

Круглый стол, зелёное сукно, сидят учёные в мантиях и супруги Кюри.

Мария. Дважды лауреат Нобелевской премии, была почётным членом 106 научных учреждений, академий, института экспериментальной медицины в Петербурге, почётный член Академии наук СССР. Имею 10 премий и 16 медалей

Пьер. Я принадлежу к числу тех, кто думает, подобно Нобелю, что человечество извлечёт из новых открытий больше блага, чем зла. На заре атомного века мы не знали об опасном излучении радия. Радиоактивная пыль носилась в лаборатории, но мы брали руками эти препараты, держали их в кармане, не ведая о смертельной опасности.

1 учёный. Я Джеймс Клерк Максвелл. Создатель кинетической теории газов, обладатель почётной премии Адамса. Мои уравнения выражают все закономерности электромагнитных явлений.

Второй учёный в круглых очках, волосы зачёсаны назад.

2 учёный. Макс Карл Эрнст Людвиг Планк, выдвинул теорию квантов, за что получил Нобелевскую премию в 1918 году. Ввёл термин «теория относительности», но я преклоняюсь перед Марией Кюри.

3 учёный. Я Альберт Эйнштейн. Мне принадлежит фундаментальное открытие в физике, которое не могут уничтожить ни ветер, ни время, ни бомбы. Я был совестью человечества в такое время, когда многие достижения цивилизации теряли цену.

1 ведущий. Через 55 лет, после того, как Пьер Кюри вел записи в своём блокноте, блокнот поднесли к счётчику Гейгера: и ровный гул сменился чуть ли не грохотом!

2 ведущий. Среди чёрных пятен на фотопластине, где лежал лист блокнота, проявился отпечаток пальца, державшего листок 55 лет назад, столь часто касавшегося препарата, что даже через полстолетия обнаружился его снимок.

Мария. Мы с Пьером перерабатывали в день вот этими руками (показывает зрителям руки) до 20 кг руды, чтобы получить чистые соли радия!

1 ведущий. С полным правом к современным мученикам науки можно отнести Марию и Пьера Кюри, её дочь Ирен и Фредерика Жолио-Кюри.

2 ведущий. Нередко можно слышать вопрос о том, кто был гениальнее? Кому принадлежит большая роль в сделанном открытии? Истинная наука – это дело коллективного труда людей, и определить долю отдельных учёных в итогах научных исследований – задача чрезвычайно трудная и подчас ненужная.

Мария. Я пережила мужа на 28 лет. За это время учение о радиоактивности выросло в новую отрасль физики и химии и нашла применение в медицине, в первую очередь в лечении такого заболевания, как рак.

Все участники спектакля выходят на сцену и кланяются, а Мария гасит свечу, которая горела в течение всего спектакля на столике у ведущих.