Формирование компетентности правильного здорового питания у старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

В числе важных факторов, влияющих на улучшение здоровья детей, называется сбалансированное питание. Однако, несмотря на огромную значимость правильного здорового питания ребенка дошкольного возраста существует ряд факторов, значительно нарушающих детский рацион. Вопросы организации питания в детском саду требуют особого внимания и внедрения в практику работы ДОУ новых методов и приёмов.

Проект «Формирование компетентности правильного здорового питания у старших дошкольников» предполагает использование в практике работы педагогов курса специальной игровой деятельности. Структура проекта включает пояснительную записку, проблемный анализ питания детей в ДОУ, концептуальные основы проекта, механизм реализации проекта (этапы, сроки, цели и задачи), ожидаемые результаты и средства контроля. В приложении проекта имеется тематический план игрового курса с детьми,  диагностический комплекс,  критерии для определения уровня компетентности правильного здорового питания, нормативно-правовая база проекта и  список использованной литературы.Проведение игрового взаимодействия планируется  один раз в неделю, не требует определенного часа в режиме дня и проводится  в любое удобное время, что  не создаёт дополнительной нагрузки на детей.

Проблемный анализ организации питания детей в ДОУ

Общие тенденции общественного здоровья в России характеризуется ростом заболеваемости всех возрастных групп населения и накоплением целого ряда тяжёлых недугов. Напряжённость процессов роста и развития, определяющих сущность детского организма, делает его наиболее уязвимым и чувствительным к минимальным неблагоприятным воздействиям. Отсюда берет начало его неотзывчивость на процессы обучения и воспитания. В настоящее время сохранение и поддержание здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики. В Национальной образовательной инициативе президента Российской Федерации "Наша новая школа"   в числе  важных  факторов,  влияющих на улучшение здоровья  детей, называется  сбалансированное питание. При анализе наиболее известных программ дошкольной педагогики и психологии ("Программа воспитания и обучения в детском саду", «Детство", «Радуга" и др.) можно отметить, что в них не уделяется должного внимания процессу формирования компетентности детей в области правильного здорового питания.

Практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста не могут оценить полезность «здоровой» пищи, а их вкусовые предпочтения часто не совпадают с   требованиями полноценного рационального питания.

Дошкольные образовательные учреждения обеспечивают конституционное право каждого ребенка на охрану жизни и здоровья. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколь­ко его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Рациональное питание детей дошкольного возраста – одно из главных условий их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. В основу правильной организации питания детей в различ­ные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

– регулярный прием пищи через определенные промежут­ки времени – условие, с которого необходимо начи­нать организацию питания ребенка;
– питание детей должно соответствовать уровню разви­тия и функциональным возможностям организма в конкрет­ный возрастной период;
–   поступающие в организм вместе с пищей белки, жиры и углеводы должны находиться в определенном соотношении между собой.

В нашем детском саду вопросам питания детей уделяется большое внимание. В детском рационе достаточно всех необходимых компонентов. Круглый год дети получают свежие фрукты, соки, ведется регулярный контроль организации питания. Тем не менее, в последние годы наблюдается тенденция к тому, что дети  в детском саду и дома отказываются от многих полезных и вкусных блюд. При этом у значительной части детей старшего дошкольного возраста можно отметить стойкое снижение аппетита в целом, а у части детей проявляется повышенный аппетит, приводящий к избыточной массе тела. Эти обстоятельства нельзя считать удовлетворительными, так как при этом нарушаются принципы рационального детского питания. С учётом того, что у современных детей имеются вкусовые пристрастия к продуктам с избытком углеводов, консервантов можно предположить, что у детей старшего дошкольного возраста не сформирована компетентность правильного здорового питания.  Для проверки этого предположения мы использовали комплекс диагностических методов, включающий:

– индивидуальную беседу  с ребенком. Вопросы для беседы с детьми старшего дошкольного возраста:

  • Знаешь ли ты, какие продукты и блюда полезны для детей? Назови их и расскажи в чем их польза.
  •  Какие из них ты любишь и с удовольствием кушаешь?
  • Знаешь ли ты, какие продукты вредны для детей? Почему они считаются вредными?
  • Какие из них ты любишь и кушаешь?

– наблюдение за ребенком. Схема наблюдения за поведением детей за столом:

Садясь за стол, ребенок чаще всего:

а) сразу приступает к еде;
б) некоторые блюда начинает кушать только после настойчивого уговора взрослого;
в) отказывается кушать некоторые блюда даже после уговоров взрослого.
– и модифицированный  цветовой психодиагностический тест М. Люшера [13].

Методика  проведения:

К наиболее общим элементам процедуры тестирования относится следующее. Тестирование проводится индивидуально. Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне. Карточки раскладываются в случайном порядке, на примерно равном расстоянии от испытуемого (условно – полукругом).

Инструкция ребенку: «Посмотри внимательно на эти восемь карточек. Выбери цвет,  на который чаще всего похоже твоё настроение, когда ты кушаешь в детском саду». После того, как ребенок выбрал цвет, можно уточнить, спросив,  почему он выбрал именно его («Это хорошее или плохое настроение?»). Фиксируется номер цветовой карточки в протоколе.

Обработка результатов тестирования.

После того, как  тестирование закончено со всеми детьми, подсчитывается количество детей, у которых выбраны карточки, соответствующие трем последним позициям аутогенной нормы (коричневый, серый, черный). Предпочтение этих цветов может свидетельствовать о наличии негативного эмоционального отношения ребенка к процессу принятия пищи. Выбор  ребенком трех первых позиций аутогенной нормы (красный, желтый, зеленый), напротив свидетельствует о положительном эмоциональном отношении. После этого подсчитывается процент детей, у которых отмечается негативное (позитивное) эмоциональное отношение.

Для определения уровня  компетентности правильного здорового питания нами были выделены его компоненты (когнитивный, поведенческий, эмоциональный) и критерии его оценки.

Критерии уровней  компетентности правильного здорового питания

Уровни Высокий  Когнитивный компонент. Ребенок  называет 5-10 блюд и продуктов, которые необходимы для детского питания. Может легко мотивировать свой выбор.
Поведенческий компонент. Ребенок называет полезные блюда и продукты в числе тех, которые он предпочитает. В реальной жизни с удовольствием употребляет названные блюда и продукты.
Эмоциональный компонент. Ситуации приема пищи у ребенка не вызывают отрицательных эмоций.
Средний Когнитивный компонент. Ребенок знает менее 5 блюд и продуктов, которые необходимы в правильном здоровом рационе. Иногда затрудняется в мотивации своего выбора.
Поведенческий компонент. Ребенок называет полезные блюда и продукты в числе тех, которые он предпочитает. В реальной жизни употребляет названные блюда и продукты нередко только после настойчивых уговоров взрослого.
 Эмоциональный компонент. Ситуации приема пищи у ребенка чаще всего не вызывают отрицательных эмоций
Низкий Когнитивный компонент. Ребенок  затрудняется назвать блюда и продукты, которые необходимы в правильном рационе («полезные») или называет те, которые нежелательны для детского питания («вредные»)
Поведенческий компонент. Ребенок называет «вредные» блюда и продукты в числе предпочитаемых. В реальной жизни  употребляет полезные блюда и продукты преимущественно только после настойчивых уговоров взрослого, некоторые совсем исключает из своего рациона.
Эмоциональный компонент. Ситуации приема пищи у ребенка часто вызывают отрицательные эмоции.

С целью изучения знаний детей (когнитивный компонент) мы проводили индивидуальную беседу с каждым ребёнком группы (см. выше). В результате были получены следующие данные: 80% детей знают, какие продукты считаются полезными и называют 4-5 из них, 68% детей могут назвать несколько «вредных» продуктов. В этой беседе были предусмотрены вопросы, направленные на выявление вкусовых предпочтений (поведенческий компонент). 31% детей в качестве предпочитаемых продуктов называют «вредную» для детского рациона пищу (чипсы, кириешки, колбасу и т.п.).

Для выявления реального поведения за столом, нами использовался метод наблюдения по определенной схеме. В результате исследования  выявлено, что 55% детей отдают предпочтение полезным блюдам и продуктам.

Для определения эмоционального отношения детей к ситуации принятия пищи в детском саду мы использовали цветовой тест Люшера. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ему предлагалось выбрать цвет, на который чаще всего похоже его настроение за столом в детском саду. Выбор ребенка фиксировался в протоколе.

Анализ результатов проведенного обследования показал, что 41% детей при выборе цветовой карточки оценивают  свое эмоциональное  самочувствие как негативное (выбирается черный,  коричневый и серый цвет). Этот выбор большинство детей сопровождали высказываниями «я кашу не люблю», «я рыбу не люблю» и т. д.

Таким образом, у большинства детей имеются достаточные знания о здоровом питании, но только 55% детей руководствуются этими знаниями в жизни. У значительной части детей (41%) ситуации принятия пищи не вызывают положительных эмоций, а многие полезные виды продуктов не получают детского предпочтения и, по-видимому, часто игнорируются ими в реальной жизни. Высокий уровень компетентности правильного здорового питания отмечается у 50% детей, средний уровень у 30%, низкий уровень 20%.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у половины детей старшего дошкольного возраста отмечается недостаточный уровень компетентности правильного здорового питания. Так как детские привычки нередко имеют свойства закрепляться, есть  большая вероятность того, что в последующем характер их питания не будет способствовать сохранению здоровья.

Для формирования данной компетентности  мы разработали проект, при подготовке которого мы руководствовались нормативно-правовой базой различного уровня:

  • Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Концепция дошкольного образования. Одобрена решением коллегии Госкомитета СССР по народному образованию № 7/1 от 16.06.89г;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30.06.92 № 186/272;
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 N 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Письмо Министерства образования РФ от 02.06.98 № 89/34-16 «О реализации прав дошкольных образовательных учреждений на выбор программно-педагогических технологий»;
  • Национальная образовательная инициатива  "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. №24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009., № 655.

Концептуальные основы проекта

Содержание и динамика возрастного развития ребенка проектируется педагогическими программами, определяющими  своеобразие дидактических практик. Разрешение проблем полноценного развития ребенка во многом зависит от представления о личностных новообразованиях дошкольного детства.

С позиций культурно-исторической заданности основным новообразованием дошкольного детства является компетентность (компетентность (лат.сompetentia – соответствие, соразмерность) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом [8]. «Компетентность вбирает в себя результаты развития всех базисных характеристик личности, сформировавшихся в деятельности ребенка, в его поведении и жизнедеятельности в целом»[12, с.23]. Компетентность в смысловом значении включает в себя три аспекта: знания, умения, эмоциональное отношение.

Кроме того, компетентность – это гармоничное сочетание «хочу» и «могу». В контексте возрастных новообразований, считает Е.Е.Кравцова, понятие ведущей деятельности приобретает совершенно иной смысл [7].

Ведущим типом деятельности ребенка-дошкольника, по мнению многих психологов, является игра [5, 14 и др.].

Проблема развития основного личностного новообразования дошкольного возраста – компетентности, таким образом, заключается в создании условий для её развития в процессе игры. Следовательно, круг вопросов, связанных с познаниями ребенка в области правильного и здорового  питания, его опыт и эмоциональное отношение можно рассматривать как определенную  компетентность, оказывающую влияние на его пищевые предпочтения.

С учетом этого можно предположить, что развитие компетентности правильного здорового питания у детей старшего дошкольного возраста возможно с помощью  проведения курса специально организованной игровой деятельности. Исходя из этого, нами разработан курс игрового взаимодействия педагога с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) который включает 40 тем с единой сюжетной линией «Приключения принцессы Витаминки» (приложение).

Проведение игрового взаимодействия не требует определенного времени в режиме дня и не создаёт дополнительной нагрузки на детей, планируется один раз в неделю в удобное время. Для реализации проекта достаточно той материальной базы, которая уже существует в ДОУ (плакаты, муляжи, оборудование для сюжетно-ролевых игр, литература и т.д.).

При разработке этого курса нами учитывались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 № 65/23-16).

Анализ результатов экспериментальной работы

В ходе мобилизационного этапа  на основе первоначальных результатов диагностического исследования был разработан курс игровых занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на расширение знаний, формирование полезных привычек и развитие положительного эмоционального отношения в области полезного здорового питания.
Осуществление преобразовательного этапа было запланировано на два учебных года (2010-2011 гг. и 2011-2012 гг.). В 2010-11 учебном году было проведено 20 игровых занятий в соответствии с тематическим планом проекта. При проведении игрового взаимодействия отмечался стойкий интерес детей к предлагаемым играм, появление познавательной мотивации, любознательности. Полученные знания дети нередко переносили в самостоятельную  игровую деятельность.

Для выявления эффективности данной работы по формированию компетентности правильного здорового питания у детей старшего дошкольного возраста было проведено  повторное (динамическое) диагностическое исследование в конце первого учебного года с помощью  комплекса тех же диагностических методик, которые применялись в ходе первого этапа.

Результаты  показали, что высокий уровень компетентности правильного здорового питания у детей увеличился с 50% до 70%. Низкого уровня при повторном исследовании не отмечалось. Полученные результаты свидетельствуют  о позитивных изменениях в когнитивном и поведенческом компонентах.

Повторное изучение эмоционального отношения к ситуации принятия пищи в детском саду также свидетельствует о том, что увеличился процент детей с положительным эмоциональным состоянием с 59%  до  85%. Высокий уровень компетентности здорового правильного питания стал преобладающим. По мере  реализации проекта отмечались  видимые изменения в отношении детей к приему пищу в детском саду и к полезным продуктам в целом. Дети стали более осознанно делать свой выбор в отношении тех или иных продуктов. О том, что у детей появились знания о пользе и вреде продуктов свидетельствовали беседы с родителями, которые отмечали новые знания детей, приобретенные в ходе игровой деятельности в детском саду.

Таким образом, в настоящее время,  динамика результатов проводимой работы, позволяет сделать вывод о том,   что курс специально организованной игровой деятельности  может способствовать  формированию компетентности правильного здорового питания  у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Алямовская В.Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика,1991.
  3. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.– М.: Издательство «Скрипторий» 2003», 2007.
  4. Доскин В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / – М.: Просвещение, 200.
  5. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.
  6. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.– М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста// Вопр. психол.–1996,№6.
  8. Краткий словарь иностранных слов./Составитель Локшина С.М., –М., 1972, С.147).
  9. Лазарев М.Л. Предшкольный курс «Здравик»: программа для педагогов. – М.: Мнемозина, 2008.
  10. Пусть ребенок растет здоровым! п/р Л.Ф.Островской, – М., «Просвещение», 1975.
  11. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
  12. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования.– М.: Педагогическое общество России, 1998.
  13.  Цветовой психодиагностический тест М.Люшера, – Методическое      руководство «Иматон», 1999г.
  14. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

Приложение 1