Введение
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья.
Здоровьесберегающие технологии – это психологические приемы и методы работы, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Реализация здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного процесса, при которой происходит качественное развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка.
Для коллектива нашего детского сада применение здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности является актуальной темой, так как за последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей и подростков. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых школьников составляет всего лишь 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные.
Основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ
- Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса, атмосферы доброжелательности, веры в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.
- Творческий характер процесса обучения.
- Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект образования, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации.
- Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.
- Комплексная система закаливания.
Формы работы используемые в процессе единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи:
– открытые занятия с детьми для родителей;
– индивидуальные беседы с родителями;
– общие и групповые родительские собрания;
– выставки детских работ изготовленные
совместно с родителями;
– участие родителей в проведении конкурсов,
праздников, досугов;
– совместное создание предметно-развивающей
среды;
– коллективная трудовая деятельность (посадка
деревьев, оформление участков декоративными
поделками, сооружение снежных горок).
Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении.
В нашем ДОУ разработана технология здоровьесбережения, задачами которой является:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на
основе комплексного и системного использования
доступных для детского сада средств физического
воспитания, оптимизации двигательной
деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе
получения знаний о здоровьесберегающей жизни.
3. Взаимодействие педагогического коллектива с
семьей.
Формы оздоровительной работы в ДОУ
В нашем ДОУ ежедневно во всех группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течении всего дня. Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Формы закаливания:
– четкая организация теплового и воздушного
режима в помещении;
– режим проветривания;
– соблюдение режима прогулок;
– неперегревающая одежда ребенка;
– гигиенические процедуры (умывание и обливание
рук до локтя прохладной водой);
– полоскание рта кипяченой водой комнатной
температуры;
– утренний прием детей на свежем воздухе;
– подвижные игры и физические упражнения на
воздухе:
– плавание:
– утренняя гимнастика;
– физминутки;
– гимнастика после дневного сна;
– хождение по массажному коврику босиком;
– использование нетрадиционного спортивного
оборудования во время гимнастики и физических
занятий;
– точечный массаж;
– витаминизация;
– бактерицидное обеззараживание воздуха;
– чеснокотерапия.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
– подвижные и спортивные игры;
– релаксация;
– гимнастика пальчиковая;
– гимнастика дыхательная;
– гимнастика для глаз;
– коммуникативные игры;
– танцы и музыкотерапия.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должны стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.