Оснащение кабинета иностранного языка является необходимым условием организации учебно-воспитательного процесса.
Практические цели обучения иностранному языку выдвигают на первый план задачу интенсификации учебно-воспитательного процесса, необходимость максимальной активизации деятельности каждого ученика на уроке с учетом его индивидуальных возможностей и способностей.
Интенсификация деятельности учащихся может вестись в разных направлениях, одним из которых является использование ИКТ и ТСО на уроках иностранного языка. Данная тема разрабатывается мной уже в течение ряда лет.
На уроках мной регулярно использовались разнообразные технические средства, такие как лингафонное оборудование, проигрыватель, катушечный магнитофон, диапроектор, графопроектор, эпидиаскоп, киноаппарат. В связи с тем, что наличие выпускаемых диафильмов и кинофильмов для обучения иностранному языку было ограничено, мной приобретались диафильмы с различными сказками или слайды и озвучивались сначала голосом учителя, а потом текст записывался на пленку и озвучивался с помощью магнитофона. Русский текст диафильма закрашивался при помощи перьевой ручки и черной туши. Данная работа себя оправдывала, так как позволяла делать учебный процесс более привлекательным для учащихся. Кроме того при помощи прозрачной пленки мной по разным лексическим и грамматическим темам создавались транспаранты для графопроектора. Транспаранты используются мной по настоящее время, так как они позволяют постепенно создавать ситуацию общения наслоением одной пленки с недостающими деталями на предыдущие до создания целостной картины.
В связи с развитием технического прогресса многие технические средства уходят в прошлое. Их место занимают более современные средства, такие как кассетный магнитофон, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, CD-проигрыватель, телевизор, компьютер, интерактивная доска.
Чтобы четко организовать учебный процесс с использованием ТСО и ИКТ, учитель должен уметь работать с технической аппаратурой, продумать местонахождение технических средств обучения, чтобы все находилось под рукой, не надо было терять время на установку, регулировку, настройку во время урока, переходить от одного прибора к другому и т.д.
Большую помощь в организации учебно-воспитательного процесса в условиях языковой лаборатории на всех этапах обучения, в вопросах комплексного использования имеющихся средств обучения оказывает картотека поурочного планирования.
В такой картотеке на каждый урок разрабатываются методы, организационные формы, средства обучения, кадры экранных пособий, презентаций, видеофрагменты. Фрагменты аудиозаписей, фрагменты пособий для работы с интерактивной доской и другие учебные материалы.
Главное в кабинете иностранного языка – рациональная организация всех рабочих мест, мест хранения картотеки, раздаточного материала, видеотеки, фильмотеки, фонотеки, презентаций и других средств обучения. Все новые пособия анализируются и заносятся в картотеку, систематизируются по лексическим и грамматическим темам. Вопросы размещения, систематизации и хранения средств обучения в кабинете непосредственно соприкасаются с вопросом научной организации труда учителя и учащихся. Поэтому все оснащение хранится таким образом, чтобы можно было в любой момент быстро найти и подготовить любой материал к использованию на уроке.
Учебные пособия хранятся мной по разделам учебной программы, по лексическим и грамматическим темам. Все имеющееся в кабинете оснащение заносится в паспорт кабинета.
ИКТ и ТСО призваны в первую очередь обеспечивать мотивационно-побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, при которой обычно возникает потребность в общении людей друг с другом, воссоздать ситуации, побуждающие к участию в коммуникации. С помощью видеофрагментов, слайдов, презентаций, интерактивной доски можно создать ситуации, мотивирующие и стимулирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность к общению на иностранном языке. Они придают особую наглядность и привлекательность создаваемой ситуации, делают уроки разнообразными, развивают интерес учащихся к предмету.
Аудиовизуальные материалы и наглядные пособия подразделяются на аудитивные и аудиовизуальные. К аудитивным материалам относятся различные упражнения и тексты на аудиокассетах или CD-дисках, радиопередачи и т.д. Аудиовизуальные материалы включают в себя видеофильмы, презентации со звуковым сопровождением промышленного производства и самодельные. С помощью звуковых пособий совершенствуются произносительные навыки учащихся, они облегчают развитие навыков и умений аудирования, оказывают положительное влияние на развитие навыков чтения и экспрессивной устной речи.
Упражнения, входящие в состав звуковых пособий, могут быть языковыми и речевыми, учебными и естественно-коммуникативными, тренировочными и контрольными. Выполнение паузированных упражнений позволяет совершенствовать произношение учащихся, способствует привыканию к изучаемому языку, что помогает как говорению (развитию навыков монологической и диалогической речи), так и восприятию иноязычной речи на слух. Регулярное выполнение паузированных упражнений приводит к тому, что учащиеся легко запоминают учебный материал, свободнее оперируют усвоенными ранее структурами.
В процессе выполнения таких упражнений усиливается мотивация учения. Это достигается за счет повышения активности каждого ученика и возникающего при этом чувства удовлетворения от успешной практической деятельности. Это эффективный способ поддержания устойчивого внимания, активности, усиления мотивации учения.
Работа с аудиозаписью важное звено в процессе использования озвученных диафильмов, видеофильмов, видеофрагментов, презентаций или отдельных слайдов, которые можно проектировать на интерактивную доску или экран.
Обучение аудированию невозможно без систематических упражнений по восприятию иноязычной речи на слух. Когда слайды, видеофрагменты с текстовыми пояснениями в кадре на экране имеют звуковое сопровождение, они могут быть использованы для обучения устной речи и чтению. Звуковое сопровождение служит подготовке учащихся к работе с текстом книги, вводит в обстановку повествования, знакомит с авторами произведениями, действующими лицами. Звуковой материал при обучении чтению создает у учащихся зрительные образы, необходимые представления. Видеокадры могут знакомить со странами изучаемого языка, обычаями, традициями, жизнью людей. При обучении говорению звуковое сопровождение является образцом для собственных высказываний учащихся, изображение в кадре облегчает восприятие иноязычной речи, способствует более глубокому пониманию аудиотекста. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что видеофрагменты со звуковым сопровождением позволяют организовать обучение учащихся связному высказыванию, восприятию на слух связных текстов, включающих описание, повествование, диалог. Они находят применение на завершающей стадии работы над темой, когда необходимо предоставить обучающемуся практику в применении отработанного языкового материала. Если звуковое пособие вызывает проблемы, возможна повторная демонстрация фрагмента со звуковым сопровождением с целью полного извлечения заложенной в нем информации.
Роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. С 2006 года на уроках английского языка мной используется компьютерная программа «Урок», разработанная сотрудниками Государственной академии инноваций. Эта программа дает учителю возможность создавать любые ситуации, видеоряды, упражнения, тестирование и т.д. С 2008 года я работаю с интерактивной доской. Она помогает мне четко строить план работы, фиксировать наиболее важные аспекты, наглядно показывать и выделять значимые детали урока. Работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности. Высокое качество изображения позволяет создавать яркие и привлекательные материалы, воспитывающие в детях эстетический вкус. Возможности Smart Board по масштабированию, перемещению объектов, а также другие интерактивные функции крайне привлекательны для учащихся всех возрастных групп, что, несомненно, повышает мотивацию обучения.
Использование мультимедийных презентаций вносит свежую струю в учебный процесс, так как она может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Действительно, презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, географических карт. Еще одно преимущество – проигрывание аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает "эффективность" восприятия информации – излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Вторым преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих рисунков и т. д. В-третьих, презентации дают возможность показать структуру занятия: в начале урока можно раздать распечатки плана урока, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала. Так же стоит выносить на слайды все ключевые слова и непонятные термины. Это облегчит их восприятие и написание. Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация все равно не будет столь наглядной, на изображение уйдет значительно больше времени, а, кроме того, записи могут быть непонятны из-за почерка. То есть, обобщая, преимущества презентаций – это наглядность, удобство и быстрота.
Представленная мной презентация по теме «Время» универсальна, так как может быть использована в работе с любым УМК по английскому языку для того, чтобы научить детей запрашивать информацию о времени, понимать ответы и отвечать самостоятельно.
В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что работа с ИКТ и ТСО должна отвечать требованиям методической целесообразности, дидактической обоснованности. Она расковывает учащихся, помогает преодолевать языковой барьер, развивает активность, творческое мышление, она позволяет учителю создавать на уроке эффект присутствия, соучастия, сопереживания. Грамотное применение ИКТ и ТСО на урок развивает интерес к иностранному языку, как учебному предмету. развивает интерес к иностранному языку, как учебному предмету.
Список литературы:
1. Локтюшина Е.А. «Компьютеры в школе»,
Волгоград, 2001.
2. Машбиц, Е.И. «Психолого-педагогические
проблемы компьютеризации обучения» М., 1988.
3. Ромашина, С.Я. «Дидактические основы
формирования культуры коммуникативного
воздействия педагога: Учебное пособие для
студентов педагогических вузов» Барнаул:
Издательство БГПУ, 2002.
4. Смирнова, Е.О. «Образование и
информационная культура. Социологические
аспекты», М., 2000.