Тип урока: урок закрепления.
Цель урока: закрепление умения обозначать звук э в словах соответствующей буквой.
Задачи урока:
- Образовательные:
- повторение материала, изученного на предыдущих уроках
- закрепление умения обозначать звук э в словах соответствующей буквой
- продолжение работы по отработке навыка каллиграфии
- обогащение словарного запаса детей
- Развивающие:
- развитие устной речи учащихся, их фонематического слуха
- развитие орфографической зоркости
- расширение кругозора младших школьников
- развитие мышления, памяти, внимания
- Воспитательные:
- воспитание любознательности, пытливости при получении знаний
- формирование интереса к изучению русского языка
- воспитание взаимовыручки и коллективизма
Оборудование:
- фотографии с изображением Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи
- карточки со словами «Москва», «Санкт-Петербург», «Сочи», «Эрмитаж»
- фотографии МГУ, Красной площади, площади Гагарина
- предметные картинки: воробей, лисица, собака
- демонстрационная карточка с буквами Э,э
- подвижная магнитная картинка самолёт
- подарочное издание книги о Санкт-Петербурге
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы, цели
– Чему учимся на уроках русского языка?
(Грамотно писать)
– Какую тему вы изучали на предыдущем уроке?
(Слова со звуком э)
– Сегодня продолжим работу по этой теме, будем
учиться правильно произносить слова со звуком э
и обозначать этот звук в словах соответствующей
буквой. А урок сегодня необычный. Мы побываем в
главных городах России, узнаем, почему они
главные. Будьте внимательными, каждый город
приготовил для вас слова со звуком э и
интересные задания. Хотите отправиться в это
необычное путешествие?
II. Повторение
– Прежде чем отправиться в путешествие, давайте подготовимся: повторим изученный материал и выполним несколько заданий.
1. Запись числа
– Откройте тетрадь. Напишем правильно
сегодняшнее число. Сколько слов написали?
– Что вы можете о них сказать? (Из словаря)
– Объясните их правописание.
2. Работа со словами из словаря
– Напишем в тетрадь ещё несколько слов. Я буду
показывать картинку, а вы пишите слово-название
предмета (воробей, лисица, собака).
– Прочитайте слова, которые вы написали?
– Как сказать одним словом, кто это? (Животные)
– С точки зрения русского языка, какие это слова? (Из
словаря)
– Объясните их правописание.
– В каком из этих слов при произнесении слышим
звук э? (Воробей)
– Какой буквой его обозначим? (Буквой е)
– Почему? (Если после мягкого согласного
слышится звук э, то писать нужно букву е)
3. Чистописание
– Какой ещё буквой обозначается звук э?(э)
– Давайте вспомним, как нужно правильно писать
эту букву. (Работа по демонстрационной
карточке с буквами Э, э)
– Почему 4 буквы?
– Почему 2 печатные, 2 письменные?
– Для чего нужна заглавная буква?
– Похожи ли по начертанию заглавная и строчная
буквы?
– Чем отличаются? (После показа правильного
написания дети пишут в тетради 1 строчку
заглавную и строчную буквы в соединении)
– Какое слово напечатано на карточке? (Эскимо)
– Где в слове слышим звук э?
– Если звук э слышится в начале слова, то
какой буквой его обозначаем? (э)
– Что такое эскимо?
– Напишите это слово на следующей строке.
– Сейчас напишем ещё несколько слов с буквой э в
начале, но для этого надо отгадать загадки:
Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всяк слышит. Эхо
Учитель показывает и объясняет начертание слова, дети пишут слово «эхо».
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка
Кто такая? (Электричка)
Проводится аналогичная работа.
III. Основная часть
– Вы справились со всеми заданиями, теперь пришло время узнать, какие же города главные в России. Поможет нам маленький самолёт, который будет переносить нас на своих крыльях из города в город. А перед дорогой давайте отдохнём. Смотрите и слушайте внимательно, повторяйте движения за мной:
Физминутка
Быстрокрылый самолёт
Отправляется в полёт.
Мы перед дорогой
Отдохнём немного.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
1. Практические упражнения
а) работа со словарём, знакомство с новым словом из словаря
– Итак, отправляемся в путь! В каком городе
совершил посадку самолёт? (Москва)
– Москва – главный город России. Как по-другому
сказать «главный город»? (Столица)
– А вы в каком городе живёте? Как называют
жителей Москвы? Посмотрите, как нужно правильно
писать слово «Москва» (прикрепляется карточка
со словом)
– Почему оно написано с большой буквы?
– Какая буква выделена?
– Слово «Москва» из словаря, нужно хорошо
запомнить его написание. Для этого запишем это
слово в словари.
б) выделение звука э в словах, обозначение его соответствующей буквой
– Сколько лет исполнилось нашему городу? Много
интересного можно увидеть в Москве.
Посмотрите, вот Московский Государственный
Университет имени М.В.Ломоносова, а это сердце
нашей Москвы – Красная площадь и Кремль, а вот
площадь, названная в честь первого космонавта.
Его имя знают во всём мире. А вы знаете? А есть
совершенно удивительное сооружение – подземная
электрическая железная дорога Что это? (Метро)
– Послушайте рассказ о метро. Когда будете слушать, постарайтесь запомнить слова со звуком э из этого рассказа. (Рассказывает заранее подготовленный ученик)
«Метро – электрическая железная дорога, только почти везде спрятанная под землёй. Поезда метро получают электричество снизу. Они мчатся в подземных коридорах-тоннелях. Московское метро – самое красивое в мире. Станции похожи на светлые дворцовые залы».
– Какие слова со звуком э услышали? Если звук э слышим в начале слова или после гласного, то какой буквой его обозначаем? Если звук э слышим после мягкого согласного, то какой буквой обозначаем?
в) работа с учебником
– А теперь я загадаю вам загадку, догадайтесь, что это:
Нам шагать по лесенке
Незачем с тобой.
Лесенка-чудесенка
Бежит сама собой. (Эскалатор)
– Где вы видели эскалатор?
– Есть такое слово, с которым часто путают слово
«эскалатор». Давайте откроем учебник и узнаем,
какое же это слово. (с.23 Т.Г.Рамзаева «Русский
язык. 2 класс»). Прочитайте объяснение значений
слов. Правильно напишите слова в тетрадь.
– А наш самолёт переносит нас в другой город. Его называют северной столицей. Основал этот город русский царь Пётр Первый. Как называется этот город? (Вывешивается карточка со словом «Санкт-Петербург»).
– Давайте послушаем стихотворение об этом чудесном городе. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье…»)
– Посмотрите, какая замечательная книга о Петербурге у меня есть. Давайте просто посмотрим фотографии, запечатлевшие величие этого города. (Учитель листает книгу)
г) работа с предложением
– Много интересных мест есть и в
Санкт-Петербурге. И одно из них называется вот
так… (Вывешивается карточка со словом
«Эрмитаж»).
– Прочитайте слово. Кто знает, что такое Эрмитаж?
– Чтобы вам помочь, я сделала на доске запись:
… – один из крупнейших музеев мира.
– Добавьте сюда слово «Эрмитаж». Как вы поняли,
что же такое Эрмитаж?
– Прочитайте, какая получилась запись?
– Что написано с точки зрения русского языка?
– Почему это предложение?
– Сколько в нём слов?
– Как обозначили конец предложения?
– Какой вид предложения?
– Почему слово «Эрмитаж» написано с большой
буквы?
– Какая это буква?
– Напишите это предложение без ошибок в тетрадь.
– С каким новым словом познакомились?
– Запомните его значение и правописание.
д) упражнение в правильном произношении слов
– Наш самолёт набирает высоту и переносит нас в другой город. Это курортный город. Каждый год здесь много отдыхающих. Расположен он на берегу Чёрного моря. И был он до недавнего времени рядовым простым городом России. А теперь о нём знают во всём мире. Он выбран столицей зимних Олимпийских игр 2014 года. Как он называется? (Вывешивается карточка со словом «Сочи»)
– Олимпийские игры – это прежде всего соревнования, победы или поражения, но это ещё и новые знакомства, новая дружба, общение между людьми. Чтобы друг друга понимать, люди должны уметь правильно выражать свои мысли и правильно произносить слова. Я предлагаю вам попробовать правильно произнести слова, написанные на доске:
Ателье
Модель
Свитер
Термос
Поэт
2. Домашнее задание
– И в нашем учебнике есть упражнение, в задании которого вас просят правильно произнести предложенные слова, используя словарик в конце учебника, а слова с буквой э выписать в тетрадь. Это ваше домашнее задание: с. 22 упр. 37.
IV. Итоги урока.
– Понравился ли вам урок?
– Что больше всего запомнилось?
– Что показалось трудным?
– Какой звук мы учились обозначать в словах
буквой? (Поблагодарить детей, поставить
отметки)