Слова со звуком [э]. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок закрепления.

Цель урока: закрепление умения обозначать звук э в словах соответствующей буквой.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • повторение материала, изученного на предыдущих уроках
    • закрепление умения обозначать звук э в словах соответствующей буквой
    • продолжение работы по отработке навыка каллиграфии
    • обогащение словарного запаса детей
  • Развивающие:
    • развитие устной речи учащихся, их фонематического слуха
    • развитие орфографической зоркости
    • расширение кругозора младших школьников
    • развитие мышления, памяти, внимания
  • Воспитательные:
    • воспитание любознательности, пытливости при получении знаний
    • формирование интереса к изучению русского языка
    • воспитание взаимовыручки и коллективизма

Оборудование:

  • фотографии с изображением Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи
  • карточки со словами «Москва», «Санкт-Петербург», «Сочи», «Эрмитаж»
  • фотографии МГУ, Красной площади, площади Гагарина
  • предметные картинки: воробей, лисица, собака
  • демонстрационная карточка с буквами Э,э
  • подвижная магнитная картинка самолёт
  • подарочное издание книги о Санкт-Петербурге

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели

– Чему учимся на уроках русского языка? (Грамотно писать)
– Какую тему вы изучали на предыдущем уроке? (Слова со звуком э)
– Сегодня продолжим работу по этой теме, будем учиться правильно произносить слова со звуком э и обозначать этот звук в словах соответствующей буквой. А урок сегодня необычный. Мы побываем в главных городах России, узнаем, почему они главные. Будьте внимательными, каждый город приготовил для вас слова со звуком э и интересные задания. Хотите отправиться в это необычное путешествие?

II. Повторение

– Прежде чем отправиться в путешествие, давайте подготовимся: повторим изученный материал и выполним несколько заданий.

1. Запись числа

– Откройте тетрадь. Напишем правильно сегодняшнее число. Сколько слов написали?
– Что вы можете о них сказать? (Из словаря)
– Объясните их правописание.

2. Работа со словами из словаря

– Напишем в тетрадь ещё несколько слов. Я буду показывать картинку, а вы пишите слово-название предмета (воробей, лисица, собака).
– Прочитайте слова, которые вы написали?
– Как сказать одним словом, кто это? (Животные)
– С точки зрения русского языка, какие это слова? (Из словаря)
– Объясните их правописание.
– В каком из этих слов при произнесении слышим звук э? (Воробей)
– Какой буквой его обозначим? (Буквой е)
– Почему? (Если после мягкого согласного слышится звук э, то писать нужно букву е)

3. Чистописание

– Какой ещё буквой обозначается звук э?(э)
– Давайте вспомним, как нужно правильно писать эту букву. (Работа по демонстрационной карточке с буквами Э, э)
– Почему 4 буквы?
– Почему 2 печатные, 2 письменные?
– Для чего нужна заглавная буква?
– Похожи ли по начертанию заглавная и строчная буквы?
– Чем отличаются? (После показа правильного написания дети пишут в тетради 1 строчку заглавную и строчную буквы в соединении)
– Какое слово напечатано на карточке? (Эскимо)
– Где в слове слышим звук э?
– Если звук э слышится в начале слова, то какой буквой его обозначаем? (э)
– Что такое эскимо?
– Напишите это слово на следующей строке.
– Сейчас напишем ещё несколько слов с буквой э в начале, но для этого надо отгадать загадки:

Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всяк слышит. Эхо

Учитель показывает и объясняет начертание слова, дети пишут слово «эхо».

Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка
Кто такая? (Электричка)

Проводится аналогичная работа.

III. Основная часть

– Вы справились со всеми заданиями, теперь пришло время узнать, какие же города главные в России. Поможет нам маленький самолёт, который будет переносить нас на своих крыльях из города в город. А перед дорогой давайте отдохнём. Смотрите и слушайте внимательно, повторяйте движения за мной:

Физминутка

Быстрокрылый самолёт
Отправляется в полёт.
Мы перед дорогой
Отдохнём немного.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

1. Практические упражнения

а) работа со словарём, знакомство с новым словом из словаря

– Итак, отправляемся в путь! В каком городе совершил посадку самолёт? (Москва)
– Москва – главный город России. Как по-другому сказать «главный город»? (Столица)
– А вы в каком городе живёте? Как называют жителей Москвы? Посмотрите, как нужно правильно писать слово «Москва» (прикрепляется карточка со словом)
– Почему оно написано с большой буквы?
– Какая буква выделена?
– Слово «Москва» из словаря, нужно хорошо запомнить его написание. Для этого запишем это слово в словари.

б) выделение звука э в словах, обозначение его соответствующей буквой

– Сколько лет исполнилось нашему городу? Много интересного можно увидеть в Москве.
Посмотрите, вот Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова, а это сердце нашей Москвы – Красная площадь и Кремль, а вот площадь, названная в честь первого космонавта. Его имя знают во всём мире. А вы знаете? А есть совершенно удивительное сооружение – подземная электрическая железная дорога Что это? (Метро)

– Послушайте рассказ о метро. Когда будете слушать, постарайтесь запомнить слова со звуком э из этого рассказа. (Рассказывает заранее подготовленный ученик)

«Метро – электрическая железная дорога, только почти везде спрятанная под землёй. Поезда метро получают электричество снизу. Они мчатся в подземных коридорах-тоннелях. Московское метро – самое красивое в мире. Станции похожи на светлые дворцовые залы».

– Какие слова со звуком э услышали? Если звук э слышим в начале слова или после гласного, то какой буквой его обозначаем? Если звук э слышим после мягкого согласного, то какой буквой обозначаем?

в) работа с учебником

– А теперь я загадаю вам загадку, догадайтесь, что это:

Нам шагать по лесенке
Незачем с тобой.
Лесенка-чудесенка
Бежит сама собой. (Эскалатор)

– Где вы видели эскалатор?
– Есть такое слово, с которым часто путают слово «эскалатор». Давайте откроем учебник и узнаем, какое же это слово. (с.23 Т.Г.Рамзаева «Русский язык. 2 класс»). Прочитайте объяснение значений слов. Правильно напишите слова в тетрадь.

– А наш самолёт переносит нас в другой город. Его называют северной столицей. Основал этот город русский царь Пётр Первый. Как называется этот город? (Вывешивается карточка со словом «Санкт-Петербург»).

– Давайте послушаем стихотворение об этом чудесном городе. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье…»)

– Посмотрите, какая замечательная книга о Петербурге у меня есть. Давайте просто посмотрим фотографии, запечатлевшие величие этого города. (Учитель листает книгу)

г) работа с предложением

– Много интересных мест есть и в Санкт-Петербурге. И одно из них называется вот так… (Вывешивается карточка со словом «Эрмитаж»).
– Прочитайте слово. Кто знает, что такое Эрмитаж?
– Чтобы вам помочь, я сделала на доске запись:

… – один из крупнейших музеев мира.

– Добавьте сюда слово «Эрмитаж». Как вы поняли, что же такое Эрмитаж?
– Прочитайте, какая получилась запись?
– Что написано с точки зрения русского языка?
– Почему это предложение?
– Сколько в нём слов?
– Как обозначили конец предложения?
– Какой вид предложения?
– Почему слово «Эрмитаж» написано с большой буквы?
– Какая это буква?
– Напишите это предложение без ошибок в тетрадь.
– С каким новым словом познакомились?
– Запомните его значение и правописание.

д) упражнение в правильном произношении слов

– Наш самолёт набирает высоту и переносит нас в другой город. Это курортный город. Каждый год здесь много отдыхающих. Расположен он на берегу Чёрного моря. И был он до недавнего времени рядовым простым городом России. А теперь о нём знают во всём мире. Он выбран столицей зимних Олимпийских игр 2014 года. Как он называется? (Вывешивается карточка со словом «Сочи»)

– Олимпийские игры – это прежде всего соревнования, победы или поражения, но это ещё и новые знакомства, новая дружба, общение между людьми. Чтобы друг друга понимать, люди должны уметь правильно выражать свои мысли и правильно произносить слова. Я предлагаю вам попробовать правильно произнести слова, написанные на доске:

Ателье
Модель
Свитер
Термос
Поэт

2. Домашнее задание

– И в нашем учебнике есть упражнение, в задании которого вас просят правильно произнести предложенные слова, используя словарик в конце учебника, а слова с буквой э выписать в тетрадь. Это ваше домашнее задание: с. 22 упр. 37.

IV. Итоги урока.

– Понравился ли вам урок?
– Что больше всего запомнилось?
– Что показалось трудным?
– Какой звук мы учились обозначать в словах буквой? (Поблагодарить детей, поставить отметки)