Цели урока:
- способствовать осознанию основного материала по теме;
- познакомить с терминами: «истинное» и «ложное» высказывание, а также с формой записи истинных и ложных высказываний;
- способствовать отработке вычислительных навыков, развитию логического мышления, внимания, памяти;
- содействовать воспитанию усидчивости, самостоятельности, уважительного отношения к товарищам.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: учебники, тетради на печатной основе, письмо от Снеговика, таблицы с условием задачи, карточки в форме снежных комочков, снежный сугроб с заданием, постеры, разноцветные карточки (красные и синие) с высказываниями, 3 круга разных размеров, карточки со снеговиком для д/з
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
С добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А считать и рассуждать!
– Ребята, покажите, на что похоже выше настроение с помощью сигналов (солнышко и тучка).
II. Устный счёт
– Отгадайте загадку: «Скатерть бела весь мир
одела». (Зима) Какие зимние забавы вы любите?
– Посмотрите, ребята, я получила письмо. Оно
адресовано нашему классу, а обратного адреса нет.
Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, ребята! Я
пришёл к вам в класс, чтобы вы научили меня
считать и рассуждать. Но я таю, у вас жарко. Ой,
помогите!»
– Как вы думаете,от кого это письмо? (От
Снеговика). Чтобы помочь Снеговику, мы должны
выполнить несколько заданий.
– Посмотрите, у нас есть снежные комочки, а с
обратной стороны на них примеры, давайте решим. (Решают
и крепят на доску)
1) Выполните действия:
6000 + 3000 + 200 + 5 (14350 – 350) : 100
18000 + 5000 + 300 60 • 3 + 120
– Из снежных комочков у нас получился большой
снежный ком.
– Первый ком готов. (На доску прикрепляется
круг)
2) –Давайте подумаем, в чём бы мог
спрятаться второй ком.
По данным таблицы составьте задачи и
решите их: (таблица есть у каждого
ученика)
Длина | Ширина | Высота | Объём |
2 см | 10 см | 14 см | ? |
3 дм | 30 дм | ? | 900 дм |
– Вот у нас получился второй ком. (Прикрепляется второй круг)
3) Задача на смекалку
В классе 18 двухместных парт. В классе 35 учащихся. Все ли места за партами заняты, если все дети войдут в класс? (Прикрепляется последний круг)
– Ребята, посмотрите, что это? Да, это головной убор Снеговика. Какую геометрическую фигуру он напоминает? Найдите периметр четырёхугольника, стороны которого равны 10 см, 11 см, 9 см и 6 см. (36 см)
– Чего не хватает у Снеговика? (Носа)
– Чтобы отыскать нос, нужно решить примеры.
42 • 4 = 51 • 6 = 75 • 4 = 92 • 3 =
– Какие вы молодцы! Вот мы и собрали Снеговика!
III. Этап подготовки к изучению нового материала.
1. Актуализация знаний.
– Госпожа Метелица намела глубокий снежный сугроб с заданием и обещала принять Снеговика в школу, если он правильно ответит на поставленные вопросы, но ему нужна наша помощь. Сможем ему помочь?
1 мин = 60 сек. 812 < 825
Число 12 делится на 2 18 > 93
– Как называют эти записи? (Высказывания)
– Что называют высказыванием?
2. Сообщение темы и задач урока
– Сформулируйте тему нашего урока? (Высказывания)
– Правильно, тема нашего урока «Высказывания и
их значения. Истинные и ложные высказывания». (Тема
записана на доске)
– Ребята, у каждого из вас лежит постер, сейчас
напишите на нём о том, что вы должны узнать на
уроке.
Сегодня на уроке я узнаю – …
IV. Этап изучение нового материала
1. Работа по учебнику (стр. 71)
– Прочитайте высказывания. Как вы считаете,
какое из этих высказываний будет ложным? Почему
вы так считаете? Какие из них будут верные?
– Такие высказывания в математике называют
истинными.
2. Словарная работа
Прочитаем все вместе. (Истинное высказывание)
3.Чтение и разбор рубрики «Это важно знать» на с.71
– Прочитайте в рубрике «Это важно знать» как обозначаются и читаются истинные и ложные высказывания.
V. Этап проверки первичного усвоения.
1. Работа по карточкам № 265, с. 71
– У вас есть разноцветные карточки (красные (И) и синие (Л)). Прочитайте, что на них написано и решите ложное или истинное это высказывание. По очереди крепим карточки на доску в нужный столбик истина или ложь.
Истинное высказывание: В русском алфавите 33
буквы, 1 час = 60 мин, 1 дм = 10 см, в слове
«высказывание» –12 букв.
Ложное высказывание: Дельфин – рыба, 1 час = 100 мин,
буква М – гласная, число 4720 – трёхзначное, 368 + 402 =
360 + 402.
2. Работа в парах. Стр. 71 № 266
– Предлагаю поработаем в парах. А кто мне скажет, какие правила дружной работы необходимо помнить?
1. Внимательно слушай товарища.
2. Говори вполголоса.
3. Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.
4. Береги каждую минуту.
В неделе, 7 дней, февраль, зимний месяц, слово «нос», существительное, тонна, единица массы, рыба, осенний месяц, прилагательное, единица длины.
– Возьмите карточки и составьте истинные
высказывания. А теперь каждое из этих
высказываний замените другим высказыванием так,
чтобы оно начиналось словами «Неверно, что». Если
вам трудно, у вас есть карточка- помощница. Какие
высказывания получились: истинные или ложные?
– Как называют верные высказывания?
– Как называют неверные высказывания?
3. Работа в печатных тетрадях. Стр.55 №171 (1 столбик – устно)
VI. Физкультминутка
Мы всем классом не скучаем, и задачи мы решаем,
А теперь мы встали, руки вверх подняли.
Мы шагаем, мы шагаем, поворачиваемся.
Пальцы сжали и разжали, чтоб скорей они писали.
Упражнение на концентрацию внимания
– Посмотрите на двери, окно, друг на друга, улыбнитесь и тихонько садитесь
VII. Самостоятельная работа №271 с.73
Самопроверка – сверяются с ответами на доске.
– Ребята, а сейчас мы узнаем высоту комнаты,
сможет ли поместиться в неё снеговик и ледяная
горка. №273
– Оказывается комната у нас высокая и в неё
поместится не один Снеговик и не одна горка.
VIII. Этап информации о домашнем задании(дифференцированное)
– Ребята, Снеговик благодарит вас за то, что вы научили его считать и рассуждать, и каждому дарит свою фотографию. С обратной стороны вы найдёте высказывания, которые определял Снеговик истинные они или ложные. Но он не уверен, что у него всё правильно. Поэтому ваше домашнее задание будет таким: если есть ошибки, то исправить их.
IX. Этап подведения итогов занятия
– Теперь прочитайте, о чём хотели узнать на уроке? Узнали? (Постеры вешают на доску вокруг снеговика)
X. Этап рефлексии
– Скоро Новый год. Вы с нетерпением ждёте этот праздник. Дома у вас будут стоять елки, но лучше, если елки будут искусственные. А я предлагаю вам украсить нашу елку, нарисованную на бумаге. На партах лежат конверты с елочными игрушками. Выберите игрушку, которая соответствует вашему настроению, и прикрепите на елку.