Высказывания и их значения. Истинные и ложные высказывания. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • способствовать осознанию основного материала по теме;
  • познакомить с терминами: «истинное» и «ложное» высказывание, а также с формой записи истинных и ложных высказываний;
  • способствовать отработке вычислительных навыков, развитию логического мышления, внимания, памяти;
  • содействовать воспитанию усидчивости, самостоятельности, уважительного отношения к товарищам.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: учебники, тетради на печатной основе, письмо от Снеговика, таблицы с условием задачи, карточки в форме снежных комочков, снежный сугроб с заданием, постеры, разноцветные карточки (красные и синие) с высказываниями, 3 круга разных размеров, карточки со снеговиком для д/з

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

С добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А считать и рассуждать!

– Ребята, покажите, на что похоже выше настроение с помощью сигналов (солнышко и тучка).

II. Устный счёт

– Отгадайте загадку: «Скатерть бела весь мир одела». (Зима) Какие зимние забавы вы любите?
– Посмотрите, ребята, я получила письмо. Оно адресовано нашему классу, а обратного адреса нет. Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в класс, чтобы вы научили меня считать и рассуждать. Но я таю, у вас жарко. Ой, помогите!»
– Как вы думаете,от кого это письмо? (От Снеговика). Чтобы помочь Снеговику, мы должны выполнить несколько заданий.
– Посмотрите, у нас есть снежные комочки, а с обратной стороны на них примеры, давайте решим. (Решают и крепят на доску)

1) Выполните действия:

6000 + 3000 + 200 + 5 (14350 – 350) : 100
18000 + 5000 + 300 60 • 3 + 120

– Из снежных комочков у нас получился большой снежный ком.
– Первый ком готов. (На доску прикрепляется круг)

2)Давайте подумаем, в чём бы мог спрятаться второй ком.
По данным таблицы составьте задачи и решите их: (таблица есть у каждого ученика)

Длина Ширина Высота Объём
2 см 10 см 14 см ?
3 дм 30 дм ? 900 дм

– Вот у нас получился второй ком. (Прикрепляется второй круг)

3) Задача на смекалку

В классе 18 двухместных парт. В классе 35 учащихся. Все ли места за партами заняты, если все дети войдут в класс? (Прикрепляется последний круг)

– Ребята, посмотрите, что это? Да, это головной убор Снеговика. Какую геометрическую фигуру он напоминает? Найдите периметр четырёхугольника, стороны которого равны 10 см, 11 см, 9 см и 6 см. (36 см)

– Чего не хватает у Снеговика? (Носа)
– Чтобы отыскать нос, нужно решить примеры.

42 • 4 = 51 • 6 = 75 • 4 = 92 • 3 =

– Какие вы молодцы! Вот мы и собрали Снеговика!

III. Этап подготовки к изучению нового материала.

1. Актуализация знаний.

– Госпожа Метелица намела глубокий снежный сугроб с заданием и обещала принять Снеговика в школу, если он правильно ответит на поставленные вопросы, но ему нужна наша помощь. Сможем ему помочь?

1 мин = 60 сек. 812 < 825
Число 12 делится на 2 18 > 93

– Как называют эти записи? (Высказывания)
– Что называют высказыванием?

2. Сообщение темы и задач урока

– Сформулируйте тему нашего урока? (Высказывания)
– Правильно, тема нашего урока «Высказывания и их значения. Истинные и ложные высказывания». (Тема записана на доске)
– Ребята, у каждого из вас лежит постер, сейчас напишите на нём о том, что вы должны узнать на уроке.
Сегодня на уроке я узнаю – …

IV. Этап изучение нового материала

1. Работа по учебнику (стр. 71)

– Прочитайте высказывания. Как вы считаете, какое из этих высказываний будет ложным? Почему вы так считаете? Какие из них будут верные?
– Такие высказывания в математике называют истинными.

2. Словарная работа

Прочитаем все вместе. (Истинное высказывание)

3.Чтение и разбор рубрики «Это важно знать» на с.71

– Прочитайте в рубрике «Это важно знать» как обозначаются и читаются истинные и ложные высказывания.

V. Этап проверки первичного усвоения.

1. Работа по карточкам № 265, с. 71

– У вас есть разноцветные карточки (красные (И) и синие (Л)). Прочитайте, что на них написано и решите ложное или истинное это высказывание. По очереди крепим карточки на доску в нужный столбик истина или ложь.

Истинное высказывание: В русском алфавите 33 буквы, 1 час = 60 мин, 1 дм = 10 см, в слове «высказывание» –12 букв.
Ложное высказывание: Дельфин – рыба, 1 час = 100 мин, буква М – гласная, число 4720 – трёхзначное, 368 + 402 = 360 + 402.

2. Работа в парах. Стр. 71 № 266

– Предлагаю поработаем в парах. А кто мне скажет, какие правила дружной работы необходимо помнить?

1. Внимательно слушай товарища.
2. Говори вполголоса.
3. Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.
4. Береги каждую минуту.

В неделе, 7 дней, февраль, зимний месяц, слово «нос», существительное, тонна, единица массы, рыба, осенний месяц, прилагательное, единица длины.

– Возьмите карточки и составьте истинные высказывания. А теперь каждое из этих высказываний замените другим высказыванием так, чтобы оно начиналось словами «Неверно, что». Если вам трудно, у вас есть карточка- помощница. Какие высказывания получились: истинные или ложные?
– Как называют верные высказывания?
– Как называют неверные высказывания?

3. Работа в печатных тетрадях. Стр.55 №171 (1 столбик – устно)

VI. Физкультминутка

Мы всем классом не скучаем, и задачи мы решаем,
А теперь мы встали, руки вверх подняли.
Мы шагаем, мы шагаем, поворачиваемся.
Пальцы сжали и разжали, чтоб скорей они писали.

Упражнение на концентрацию внимания

– Посмотрите на двери, окно, друг на друга, улыбнитесь и тихонько садитесь

VII. Самостоятельная работа №271 с.73

Самопроверка – сверяются с ответами на доске.

– Ребята, а сейчас мы узнаем высоту комнаты, сможет ли поместиться в неё снеговик и ледяная горка. №273
– Оказывается комната у нас высокая и в неё поместится не один Снеговик и не одна горка.

VIII. Этап информации о домашнем задании(дифференцированное)

– Ребята, Снеговик благодарит вас за то, что вы научили его считать и рассуждать, и каждому дарит свою фотографию. С обратной стороны вы найдёте высказывания, которые определял Снеговик истинные они или ложные. Но он не уверен, что у него всё правильно. Поэтому ваше домашнее задание будет таким: если есть ошибки, то исправить их.

IX. Этап подведения итогов занятия

– Теперь прочитайте, о чём хотели узнать на уроке? Узнали? (Постеры вешают на доску вокруг снеговика)

X. Этап рефлексии

– Скоро Новый год. Вы с нетерпением ждёте этот праздник. Дома у вас будут стоять елки, но лучше, если елки будут искусственные. А я предлагаю вам украсить нашу елку, нарисованную на бумаге. На партах лежат конверты с елочными игрушками. Выберите игрушку, которая соответствует вашему настроению, и прикрепите на елку.