Скорость сближения. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок введения нового знания

Цели:

  • учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей;
  • закрепить  умение решать задачи на движение с опорой на формулы;
  • совершенствовать навыки устного счета, развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, математическую речь;
    закрепить знания соотношений между изученными единицами измерения;
  • познакомиться с новым понятием «скорость  сближения»;
  • продолжать учиться проверять исправлять и оценивать результаты своей работы.

Оборудование: презентация, карточки.

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой учащихся

2. Актуализация знаний учащихся

3. Работа с карточками

У всех обучающихся – карточки.

– Начнем с разминки:

СКОРОСТЬ

ВРЕМЯ

РАССТОЯНИЕ

100 м/мин

3 мин

?

?

20 мин

800 м

5 км/час

?

25 км

?

 

 

   

?

  • Велосипедист двигался со скоростью 100м/мин, какое расстояние он преодолел за 3 минуты?
  • За 20 минут на скейте мальчик преодолел 800метров. С какой скоростью он двигался?
  • Туристы в походе двигаются со скоростью 5 км/час, За какое время они преодолеют 25 км?
  • Составь  задачу  для одноклассника.

Самостоятельное  составление условия задачи, одноклассник сообщает ответ. Проверка

– Ребята, как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? (Решение задач)

(Слайд 1)

– С какими величинами  мы будем работать  на сегодняшнем уроке? (Скорость, время, расстояние)
– Какая же цель стоит перед нами на данном этапе урока? (Закрепить навыки решения задач, вспомнить взаимосвязь величин)

(Слайд 2)

– Давайте посмотрим на нашу лестницу успеха, и каждый для себя определит, на какой ступеньке  вы стоите в усвоении данной темы. (Приложение 1) Нарисуйте своего человечка на соответствующей ступеньке.

4. Групповая работа

Каждая группа получает листок А3 и задание (музыкальная заставка) (Приложение 1)

а) – Расскажите о данных величинах  по плану

(Слайд 3)

1. Определение
2. Формула
3. Единицы измерения

(Один представитель выходит к доске)

(Слайды 4, 5)

б) Составьте задачу по картинке

Послушайте условие задачи: два судна одновременно отправились на встречу друг другу. Скорость одного 70 км/ч, скорость другого – 80 км/ч. Через 10 часов они встретились. Чему равно расстояние между  портами?
– Что значит «одновременно»?
– Давайте смоделируем задачу. (У доски наглядный показ)
– На сколько км за час приблизилось  к месту встречи первое судно? Второе? 

Дети решают задачу,  ученик за доской. Сверяем решение.

70* 10 = 700 км  расстояние, пройденное 1 судном;
80 * 10 =  800 км  расстояние, пройденное 1 судном;
700 + 800 = 1500 км  расстояние между двумя портами.

– Если  кто-то решил вторым способом, приглашаем к доске, просим объяснить.

70 + 80 = 150

– Что узнали в первом действии?

150 * 10 = 1500

Если никто не решил:

– Давайте вернемся к нашему моделированию. На сколько км в час  уменьшалось расстояние  между судами? (Суда вышли одновременно, значит, каждый час расстояние между ними уменьшается на  сумму двух скоростей.)

– Эта  сумма скоростей называется скорость сближения

70 + 80 =150 (км/ч)

– Зная скорость и время, что мы можем найти? (Расстояние)

150 * 10 = 1500

– Какую цель поставим перед собой на следующий этап урока ? (Познакомиться с новым понятием, используя новое понятие, вывести формулу. Понять, что при совместном, одновременном движении двух объектов навстречу друг другу, за каждую единицу времени расстояние сокращается на сумму скоростей движущихся объектов)

– Давайте попробуем вывести формулы скорости сближения. Вспомним,  какими буквами обозначается скорость, как происходит сближение.

(Слайд 6)

V = V1 + V2

(Слайд 7)

в) Разноуровневое задание

– Составьте задачи по схемам, выберите и решите.

Дети решают задачи.

– Кто выбрал  1 задачу? Почему  Как решили 1 задачу, использовали  новые знания?
– Кто выбрал  2 задачу?

Проверка решения  (объединение групп)

(Слайд 8)

6. Подведем итоги

– Возьмите карточку, выполните задания.

Дети работают на карточках.

– Все карточки, на которых работали сегодня, положите в тетрадь, тетради на перемене сдайте.

(Слайд 9)

Вернемся к нашей лестнице успеха, продвинулись ли вы на ступеньках знаний?
– Как нарисовали второго человечка? Почему?
– Что узнали нового на уроке?
– Кому необходимо потренироваться в решении задач нового типа?

7. Домашнее задание: стр 91 №5  прочитайте задачи, выберите  для домашней работы, ту, которая вам интересней.

Оценки за урок.