Тип урока: урок введения нового знания
Цели:
- учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей;
- закрепить умение решать задачи на движение с опорой на формулы;
- совершенствовать навыки устного счета,
развивать слуховое и зрительное внимание,
память, логическое мышление, математическую
речь;
закрепить знания соотношений между изученными единицами измерения; - познакомиться с новым понятием «скорость сближения»;
- продолжать учиться проверять исправлять и оценивать результаты своей работы.
Оборудование: презентация, карточки.
ХОД УРОКА
1. Психологический настрой учащихся
2. Актуализация знаний учащихся
3. Работа с карточками
У всех обучающихся – карточки.
– Начнем с разминки:
СКОРОСТЬ |
ВРЕМЯ |
РАССТОЯНИЕ |
100 м/мин |
3 мин |
? |
? |
20 мин |
800 м |
5 км/час |
? |
25 км |
? |
|
|
? |
- Велосипедист двигался со скоростью 100м/мин, какое расстояние он преодолел за 3 минуты?
- За 20 минут на скейте мальчик преодолел 800метров. С какой скоростью он двигался?
- Туристы в походе двигаются со скоростью 5 км/час, За какое время они преодолеют 25 км?
- Составь задачу для одноклассника.
Самостоятельное составление условия задачи, одноклассник сообщает ответ. Проверка
– Ребята, как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? (Решение задач)
(Слайд 1)
– С какими величинами мы будем работать
на сегодняшнем уроке? (Скорость, время,
расстояние)
– Какая же цель стоит перед нами на данном этапе
урока? (Закрепить навыки решения задач,
вспомнить взаимосвязь величин)
(Слайд 2)
– Давайте посмотрим на нашу лестницу успеха, и каждый для себя определит, на какой ступеньке вы стоите в усвоении данной темы. (Приложение 1) Нарисуйте своего человечка на соответствующей ступеньке.
4. Групповая работа
Каждая группа получает листок А3 и задание (музыкальная заставка) (Приложение 1)
а) – Расскажите о данных величинах по плану
(Слайд 3)
1. Определение
2. Формула
3. Единицы измерения
(Один представитель выходит к доске)
б) Составьте задачу по картинке
– Послушайте условие задачи: два
судна одновременно отправились на встречу друг
другу. Скорость одного 70 км/ч, скорость другого –
80 км/ч. Через 10 часов они встретились. Чему равно
расстояние между портами?
– Что значит «одновременно»?
– Давайте смоделируем задачу. (У доски
наглядный показ)
– На сколько км за час приблизилось к месту
встречи первое судно? Второе?
Дети решают задачу, ученик за доской. Сверяем решение.
70* 10 = 700 км расстояние, пройденное 1 судном;
80 * 10 = 800 км расстояние, пройденное 1 судном;
700 + 800 = 1500 км расстояние между двумя портами.
– Если кто-то решил вторым способом, приглашаем к доске, просим объяснить.
70 + 80 = 150
– Что узнали в первом действии?
150 * 10 = 1500
Если никто не решил:
– Давайте вернемся к нашему моделированию. На сколько км в час уменьшалось расстояние между судами? (Суда вышли одновременно, значит, каждый час расстояние между ними уменьшается на сумму двух скоростей.)
– Эта сумма скоростей называется скорость сближения
70 + 80 =150 (км/ч)
– Зная скорость и время, что мы можем найти? (Расстояние)
150 * 10 = 1500
– Какую цель поставим перед собой на следующий этап урока ? (Познакомиться с новым понятием, используя новое понятие, вывести формулу. Понять, что при совместном, одновременном движении двух объектов навстречу друг другу, за каждую единицу времени расстояние сокращается на сумму скоростей движущихся объектов)
– Давайте попробуем вывести формулы скорости сближения. Вспомним, какими буквами обозначается скорость, как происходит сближение.
(Слайд 6)
V = V1 + V2
(Слайд 7)
в) Разноуровневое задание
– Составьте задачи по схемам, выберите и решите.
Дети решают задачи.
– Кто выбрал 1 задачу? Почему Как решили 1
задачу, использовали новые знания?
– Кто выбрал 2 задачу?
Проверка решения (объединение групп)
(Слайд 8)
6. Подведем итоги
– Возьмите карточку, выполните задания.
Дети работают на карточках.
– Все карточки, на которых работали сегодня, положите в тетрадь, тетради на перемене сдайте.
(Слайд 9)
– Вернемся к нашей лестнице успеха,
продвинулись ли вы на ступеньках знаний?
– Как нарисовали второго человечка? Почему?
– Что узнали нового на уроке?
– Кому необходимо потренироваться в решении
задач нового типа?
7. Домашнее задание: стр 91 №5 прочитайте задачи, выберите для домашней работы, ту, которая вам интересней.
Оценки за урок.