Образовательные цели.
1. Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью.
2. Знакомить с разнообразием осенних пейзажей в репродукциях картин художников.
3. Формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведению (выражать настроение, которое оно вызывает).
Развивающие цели.
1. Развивать навык гармонично располагать рисунок в формате листа бумаги.
2. Побуждать детей к самостоятельной передаче образов осенних деревьев, используя доступные им средства выразительности (цвет).
3. Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, творческого воображения.
Воспитательные цели.
1. Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, самостоятельности, творческой активности.
2. Воспитывать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке.
Оборудование.
1. Репродукции картин И.Левитана “Золотая осень”, М.Башкирцевой “Осень”.
2. Тонированная бумага, кисти, акварель.
Музыкальный ряд.
1. Запись курлыканья журавлей.
2. П.И.Чайковский “Осенняя песнь”.
Литературный ряд.
1. Стихотворение Е.Благининой “Улетают, улетели”.
2. А.С.Пушкин “Уж небо осенью дышало”.
3. И.Бунин “Лес, словно терем расписной”.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы. Назовите приметы осени (опадают листья, цветы и травы засохли, насекомые исчезли, птицы улетели, воздух стал холодным, часто идут дожди, дни короткие, а ночи длинные). Воспитатель читает стихотворение Е.Благининой “Улетают, улетели” (включает запись курлыканья журавлей).
Затем подводит детей к мольберту, где расположена репродукция картины И.Левитана “Золотая осень”.
- Посмотрите, какая разная бывает осень. Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Радостное, светлое, солнечное) Ребенок читает стихотворение И.Бунина “Лес, словно терем расписной”.
- Ах, как дивно рассказал об осени поэт! А художник И.Левитан назвал свою картину “Золотая осень”. А как вы думаете, почему он так ее назвал? Какие цвета он использовал? (Много желтых, оранжевых красок). Как эти цвета можно назвать? Какие они? (Теплые, радостные, веселые). Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени.
Пластический этюд “Осенние листочки” (Приложение 1).
- А теперь посмотрите на картину М. Башкирцевой “Осень”. Какое настроение у вас возникает, глядя на эту картину? (Грустное) Почему? (деревья стоят без листьев, сыро, туман, грязная дорога, трава засохла) Какими красками написана эта картина? (Неяркими, серыми, холодными). Художница изобразила позднюю осень. Ребенок читает стихотворение А.С.Пушкина “Уж небо осенью дышало”.
Воспитатель предлагает детям превратиться в художников и самим попробовать нарисовать осенний пейзаж, который мы назовем “Поздняя осень”. Воспитатель обращает внимание детей на сделанные ранее во время прогулки эскизы деревьев и кустов. С опорой на них предлагает нарисовать осенний пейзаж. Во время работы детей звучит музыка П.И.Чайковского “Осенняя песнь”.
Анализ работ детей. В конце занятия проводится подвижная игра “Ходят капельки по кругу” (Приложение 2).