Цель: расширение представлений учащихся о словах, которые обозначают признаки предметов.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с именами прилагательными, выяснить их признаки и роль в речи.
- Развивать творческие способности обучающихся на основе сравнения, анализа, обобщения.
- Воспитывать бережное отношение младших школьников к природе.
Дидактическое обеспечение:
- толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой;
- карточки для индивидуальной словарной работы «Назовите одним словом»;
- фотография весны;
- текст загадки с иллюстрацией;
- текст «Весна»;
- карточки для задания «Установите соответствие»;
- карта путешествия «Морфология»;
- мяч;
- по две «улыбки» для каждого обучающегося;
- аудиозапись «Звуки природы».
ХОД УРОКА
I. Психологический настрой обучающихся на работу
– Ребята, подарите друг другу улыбку, пусть хорошее настроение будет у вас в течение всего урока.
(Звучит аудиозапись «Звуки природы»)
II. Актуализация знаний обучающихся
– Откройте рабочие тетради.
– Запишите дату, слова «Классная работа».
– Назовите орфограмму в слове «классная».
– На какой вопрос отвечает это слово?
– Что обозначает слово «классная»?
– Мы с вами продолжаем путешествовать по карте
«Морфология».
– На прошлых уроках мы уточнили, какие слова являются именами существительными. Сегодня на уроке мы будем работать по плану:
1. Какие признаки предмета могут обозначать
слова?
2. Как называются такие слова?
3. Их роль в русском языке.
III. Минутка чистописания
– На минутке чистописания будем писать букву,
которая в слове «классная» обозначает согласный,
твердый, глухой, парный звук, состоит буква
только из одного элемента.
– Назовите эту букву.
– Какой еще звук она обозначает?
– Из какого элемента состоит буква «с»?
– Отрабатываем написание строчной буквы «с» и ее
соединения в различных буквосочетаниях.
– Назовите виды соединений в буквосочетаниях?
IV. Словарная работа
– Назовите и запишите слова из словаря, в
которых встречаются эти буквосочетания.
– Подчеркните «опасные» места.
– У доски работает … .
– По карточкам работу выполняют …, …, … . (Приложение 1)
– Выполнив работу, проверьте и оцените ее. (Критерии
самооценки обучающимся хорошо знакомы)
– Молодцы, ребята, вы знаете правописание слов из
словаря.
V. Работа над новым материалом
1. – Будьте внимательны, послушайте загадку.
Была белая да седая,
Пришла зеленая, молодая.
– Что это? Как вы догадались? Рассмотрите рисунок.
– Запишите загадку под диктовку.
– Проверьте, верно, ли вы записали текст загадки (самопроверка
с образцом на доске).
– Какие слова помогли вам понять, что речь идет о
зиме и весне?
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– Что они обозначают?
2. – Цвет, возраст – признаки предмета (зимы и
весны в данном случае).
– Как вы думаете, что такое признак?
– Каково толкование слова «признак» в словаре
С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой? (работа с толковым
словарем)
– Какие еще могут быть признаки? (Обучающиеся
предлагают свои варианты, на доске появляется
запись по мере поступления ответов)
Признаки предмета:
- форма;
- возраст;
- скорость;
- размер;
- вкус;
- характер;
- материал;
- цвет и др.
– Приведите примеры.
– Какой вывод сформулируем о признаках?
– Ребята, слова, которые обозначают признаки
предмета, называются именами прилагательными.
– Как вы считаете, почему такие слова называются
именами прилагательными?
– … , прочти, пожалуйста, какое определение
дается имени прилагательному в толковом словаре?
– Назовите предметы, изображенные на карте
«Морфология» на острове «Имя прилагательное»,
поясните их признаки.
VII. Физминутка (проводит физорг класса)
– Впереди у нас еще несколько заданий, чтобы с ними справиться нам поможет физическая разминка.
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись,
Повороты посчитай,
Раз, два, три не отставай,
(Вращение туловищем вправо и влево)
Начинаем приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.
(Приседания)
А теперь поднимем руки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Весенним солнечным деньком.
(Учащиеся поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают и отводят назад, затем снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой, раз, два.
(Ходьба на месте)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмемся за дела!
(Учащиеся садятся за парты)
VIII. Наблюдение над ролью имен прилагательных в русском языке
1. – Весна – одно из прекрасных и чудесных времен года.
– Как вы думаете, почему? Как выглядит
природа весной?
– Какое значение природа имеет в жизни человека
и всего живого?
– Что вы можете предложить для сохранения
природы?
2. – Перед вами текст. Прочтите его про себя. …, прочти вслух.
Весна
Пришла … весна. … солнце светило с вышины. По … небу плыли облака. На деревьях лопались … почки. Из земли показалась … травка. Вся поляна покрывалась … цветами.
– Достаточно ли красиво описание весны? Как вы
считаете?
– Вставьте нужные по смыслу слова.
– …, прочти текст вслух.
– У кого получилось по-другому?
– У кого, как вы считаете, текст получился
наиболее точным? Почему?
– Какой вывод сделаем о разнообразии имен
прилагательных?
IX. Физминутка для снятия зрительного напряжения
– Природа всегда вдохновляла художников.
Сейчас мы с вами напишем картину природы, но
только не красками, а движениями глаз.
– Нарисуйте слева направо горизонт,
– в правом верхнем углу – круглое солнце,
– в левом верхнем углу – радугу,
– зажмурьтесь от яркого солнечного света,
– быстро поморгайте,
– закройте глазки, откройте их.
X. Закрепление изученного материала
1. – На уроке мы рассмотрели фотографию весны,
нарисовали картину глазками, а теперь
самостоятельно запишите с помощью слов свое
предложение о весне, используя имена
прилагательные.
– Какие предложения записали?
– Какой признак обозначает имя
прилагательное в вашем случае?
– Сейчас я проверю, на сколько вы были
внимательны на уроке.
2. – Сейчас мы с вами поиграем.
а) – …, … работают в паре. (Приложение 2)
– Вам нужно найти подходящие по смыслу слова (задание «Установите соответствие»).
б) – А мы все выполним задание «Назовите признак».
(Учащиеся образуют круг, водящий называет предметы живой и неживой природы, бросает мяч игроку, который в ответ должен назвать признак этого предмета)
Ветер (какой?) – состояние…
Листок (какой?) – размер …
Небо (какое?) – цвет…
Земля (какая?) – размер…
Деревья (какие?) – высота…
Солнце (какое?) – цвет…
Травка (какая?) – возраст…
– Молодцы! Вы отлично справились с
заданием.
– Какие же признаки обозначают названные вами
имена прилагательные?
(Ввозвращаемся к учащимся, которые работали в
паре)
– Какие соответствия вы установили?
– По каким признакам?
XI. Подведение итогов урока
1. – Какие признаки предмета могут обозначать
слова?
– Как называются такие слова?
– Какова роль имен прилагательных в русском
языке?
2. – Возникали ли у вас трудности во время урока?
Какие?
– Что было легко преодолеть?
3.– Покажите свое отношение к уроку с помощью «улыбок».
урок понравился
урок не понравился
XII. Домашнее задание
– Найдите в учебнике литературного чтения
или других источниках литературы небольшие
эпизоды с описанием природы, определите признаки
имен прилагательных.
– Урок окончен. Спасибо за работу. Отдыхайте.