Понятие об имени прилагательном. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: расширение представлений учащихся о словах, которые обозначают признаки предметов.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с именами прилагательными, выяснить их признаки и роль в речи.
  • Развивать творческие способности обучающихся на основе сравнения, анализа, обобщения.
  • Воспитывать бережное отношение младших школьников к природе.

Дидактическое обеспечение:

  • толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой;
  • карточки для индивидуальной словарной работы «Назовите одним словом»;
  • фотография весны;
  • текст загадки с иллюстрацией;
  • текст «Весна»;
  • карточки для задания «Установите соответствие»;
  • карта путешествия «Морфология»;
  • мяч;
  • по две «улыбки» для каждого обучающегося;
  • аудиозапись «Звуки природы».

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой обучающихся на работу

– Ребята, подарите друг другу улыбку, пусть хорошее настроение будет у вас в течение всего урока.

(Звучит аудиозапись «Звуки природы»)

II. Актуализация знаний обучающихся

– Откройте рабочие тетради.
– Запишите дату, слова «Классная работа».
– Назовите орфограмму в слове «классная».
– На какой вопрос отвечает это слово?
– Что обозначает слово «классная»?
– Мы с вами продолжаем путешествовать по карте «Морфология».

– На прошлых уроках мы уточнили, какие слова являются именами существительными. Сегодня на уроке мы будем работать по плану:

1. Какие признаки предмета могут обозначать слова?
2. Как называются такие слова?
3. Их роль в русском языке.

III. Минутка чистописания

– На минутке чистописания будем писать букву, которая в слове «классная» обозначает согласный, твердый, глухой, парный звук, состоит  буква только из одного элемента.
– Назовите эту букву.
– Какой еще звук она обозначает?
– Из какого элемента состоит буква «с»?
– Отрабатываем написание строчной буквы «с» и ее соединения в различных буквосочетаниях.
– Назовите виды соединений в буквосочетаниях?

IV. Словарная работа

– Назовите и запишите слова из словаря, в которых встречаются эти буквосочетания.
– Подчеркните «опасные» места.
– У доски работает … .
– По карточкам работу выполняют …, …, … . (Приложение 1)
– Выполнив работу, проверьте и оцените ее. (Критерии самооценки обучающимся хорошо знакомы)
– Молодцы, ребята, вы знаете правописание слов из словаря.

V. Работа над новым материалом

1. – Будьте внимательны, послушайте загадку.

Была белая да седая,
Пришла зеленая, молодая.

– Что это? Как вы догадались? Рассмотрите рисунок.

– Запишите загадку под диктовку.
– Проверьте, верно, ли вы записали текст загадки (самопроверка с образцом на доске).
– Какие слова помогли вам понять, что речь идет о зиме и весне?
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– Что они обозначают?

2. – Цвет, возраст – признаки предмета (зимы и весны в данном случае).
– Как вы думаете, что такое признак?
– Каково толкование слова «признак» в словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой? (работа с толковым словарем)
– Какие еще могут быть признаки? (Обучающиеся предлагают свои варианты, на доске появляется запись по мере поступления ответов)  

Признаки предмета:

  • форма;
  • возраст;
  • скорость;
  • размер;
  • вкус;
  • характер;
  • материал;
  • цвет и др.

– Приведите примеры.
– Какой вывод сформулируем о признаках?
– Ребята, слова, которые обозначают признаки предмета, называются именами прилагательными.
– Как вы считаете, почему такие слова называются именами прилагательными?
– … , прочти, пожалуйста, какое определение дается имени прилагательному в толковом словаре?
– Назовите предметы, изображенные на карте «Морфология» на острове «Имя прилагательное», поясните их признаки.

VII. Физминутка (проводит физорг класса)

– Впереди у нас еще несколько заданий, чтобы с ними справиться нам поможет физическая разминка.

На разминку становись!
Вправо-влево покрутись,
Повороты посчитай,
Раз, два, три не отставай,
(Вращение туловищем вправо и влево)
Начинаем приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.
(Приседания)
А теперь поднимем руки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Весенним солнечным деньком.
(Учащиеся поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают и отводят назад, затем  снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой, раз, два.
(Ходьба на месте)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмемся за дела!
(Учащиеся садятся за парты)

VIII. Наблюдение над ролью имен прилагательных в русском языке

1. – Весна – одно из прекрасных и чудесных времен года.

– Как вы думаете, почему? Как выглядит природа  весной?
– Какое значение природа имеет в жизни человека и  всего живого?
– Что вы можете предложить для сохранения природы?

2. – Перед вами текст. Прочтите его про себя. …, прочти вслух.

Весна

Пришла  …   весна.   …  солнце светило с вышины. По … небу плыли облака.  На деревьях лопались … почки.  Из земли показалась … травка. Вся поляна покрывалась … цветами.

– Достаточно ли красиво описание весны? Как вы считаете?
– Вставьте нужные по смыслу слова.
– …, прочти текст  вслух.
– У кого получилось по-другому?
– У кого, как вы считаете, текст получился наиболее точным? Почему?
– Какой вывод сделаем о разнообразии имен прилагательных?

IX. Физминутка для снятия зрительного напряжения

– Природа всегда вдохновляла художников. Сейчас мы с вами напишем картину природы, но только не красками, а движениями глаз.
– Нарисуйте слева направо горизонт,
– в правом верхнем углу – круглое солнце,
– в левом верхнем углу – радугу,
– зажмурьтесь от яркого солнечного света,
– быстро поморгайте,
– закройте глазки, откройте их.

X. Закрепление изученного материала

1. – На уроке мы рассмотрели фотографию весны, нарисовали картину глазками, а теперь самостоятельно запишите с помощью слов свое предложение о весне, используя имена прилагательные.
– Какие предложения записали?
– Какой признак  обозначает имя прилагательное в вашем случае?
– Сейчас я проверю, на сколько вы были внимательны на уроке.

2. – Сейчас мы с вами поиграем.

а) – …, …  работают в паре.  (Приложение 2)

– Вам нужно найти подходящие по смыслу слова (задание «Установите соответствие»). 

б) – А мы все выполним задание  «Назовите признак».

(Учащиеся образуют круг, водящий называет предметы живой и неживой природы, бросает мяч игроку, который в ответ должен назвать признак этого предмета)

Ветер (какой?) – состояние…
Листок (какой?) – размер …
Небо (какое?) – цвет…
Земля (какая?) – размер…
Деревья (какие?) – высота…
Солнце (какое?) – цвет…
Травка (какая?) – возраст…

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
– Какие же признаки обозначают названные вами имена прилагательные?
(Ввозвращаемся к учащимся, которые работали в паре)
– Какие соответствия вы установили?
– По каким признакам?

XI. Подведение итогов урока

1. – Какие признаки предмета могут обозначать слова?
– Как называются такие слова?
– Какова роль имен прилагательных в русском языке?

2. – Возникали ли у вас трудности во время урока? Какие?
– Что было легко преодолеть?

3.– Покажите свое отношение к уроку с помощью «улыбок».

            урок понравился

           урок не понравился

XII. Домашнее задание

– Найдите в учебнике литературного чтения  или других источниках литературы небольшие эпизоды с описанием природы, определите признаки имен прилагательных.
– Урок окончен. Спасибо за работу. Отдыхайте.