Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обусловливает необходимость экологического воспитания юного поколения.
Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных подростков культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:
- полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе;
- знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствуют с отчуждённостью от неё из-за разрастающейся урбанизацией и губительных её последствий;
- общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения.
Всё это свидетельство того, что в экологическом воспитании школьников нет системности, всесторонности, и оно не может обеспечить достижение конечной цели – воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами. В данном проекте экологическое воспитание представлено как целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Основу воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание и Самоограничение.
Предлагаемые воспитательные технологии выполняют познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого они предназначены (младшим школьникам), призваны помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа (планируется в 4 классе).
Основная задача работы кружка – содействие удовлетворению детской любознательности.
Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. На заседаниях кружка я стараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления учащихся, стремление к поиску.
Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять.
Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
Программа работы кружка включает в себя 4 направления:
- познавательное;
- познавательно-развлекательное;
- практическое;
- исследовательское.
Работа в кружке ведётся е. с учениками данного класса. Постоянные члены кружка ученики класса – 12-15 человек.
Основные направления курса – экология, изучение родного края.
Проект работы экологического кружка «Тропами любопытной Варвары»
Пояснительная записка
Стратегия народного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определённый образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственных связей между поколениями.
Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретают пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.
Один из важнейших принципов программы является краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родной деревни. В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.
Цели кружковой работы: воспитание духовно-нравственной личности; привитие навыков здорового образа жизни; расширение экологических знаний; повышение культуры взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной;
Задачи:
- формирование представлений о взаимосвязях экологической, биологической, социальной и духовно-нравственной сторонах науки и жизни;
- теоретическая и практическая направленность курса, призвана способствовать учащимися, реализовать познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих.
Кружковая работа предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий: фиксации основного материала по теме, выбор проблемы для более детального изучения, формулировка целей и задач, анализ литературы, исследовательская деятельность с последующим предоставлением результатов. Всё это должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований учащихся.
Учебные занятия по курсу проводятся в виде – бесед, конкурсов, игр, викторин, экскурсий. Они предполагают:
- изучение основной и дополнительной литературы;
- составление обзоров и информационных справок;
- экскурсий;
- обсуждение проблем;
- просмотр фильмов и мультфильмов;
Ожидаемый результат
Данный проект призван способствовать
повышению образовательного уровня учащихся,
развитию познавательного интереса к окружающему
миру, формированию мировоззрения,
духовно-нравственных ценностей личности. У
учащихся должны быть сформированы представления
о взаимосвязях экологической, природоведческой,
биологической, социальной:
а) формирование экологических знаний, умений,
навыков;
б) обогащение жизненного опыта ребенка примерами
позитивного взаимодействия с окружающей средой;
в) развитие эмоционально – чувственной сферы
личности младшего школьника в процессе
взаимодействия с объектами природной и
социальной среды
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
– что такое экология;
– основные проблемы экологии на современном
этапе развития науки и общества;
– морально-нравственные, социальные и правовые
аспекты экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
– определять значимость экологических
проблем;
– характеризовать и анализировать
экологические проблемы;
– работать с различными источниками информации;
– высказывать собственные суждения по проблеме;
– изучать и анализировать мнения других людей по
проблемам экологии.
У учащихся должны быть сформированы следующие навыки:
– самоанализ;– самоорганизация;
– самоконтроль;
– самооценка;
– самокоррекция и регуляция.
Содержание программы курса
Теоретическая часть.
Введение. Экология, понятие, связь с другими естественными науками. Экология как наука, цели, задачи, значение. Фенология. Экология в России. Основные экологические проблемы района, края. Природа в литературе. Поэты и писатели о природе. Народные приметы, поговорки, пословицы. Сказки. Природа весной. Приход весны. Наблюдения за природой. Растения и животные весной.
Практическая часть
- Экология. Просмотр и анализ фильма об исчезающих животных.
- Экологические задачи. Обсуждение проблемы.
- Урок – игра «Нужны ли нам болота и лягушки?»
- Проведение исследовательских работ по следующим темам: / 4 класс/
– фенологические наблюдения за природой;
– прилёт и отлет птиц по наблюдениям за животным
миром; /встреча с работниками охраны природы. (Приложения)
Сроки работы над проектом: предположительно 3 – 4 года.
Данный проект кружковой работы требует доработки, анализа и корректировки. В конце учебного года будут подведены итоги и сделаны выводы. Возможно, будет изменены или дополнены разделы, содержание, особенно практическая часть. Также, по итогам 3 года обучения нужно составить тематическое планирование на 4 год обучения. Наладить работу с социальными партнёрами – школьная и поселковые библиотеки, Верхнемарковоское лесничество.
Кружковая работа – это работа большей частью по интересам, поэтому нужно учитывать мнения членов клуба, их пожелания.
Литература:
- Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. 1-4 классы. Владос, 2004.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль, 1998.
- Общеевропейская Стратегия Сохранения Биоразнообразия: Пособие для детей и министров. Москва, 1998.
- Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель», 2003.
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель», 2003.
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. «Учитель», 2003.
- Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. «Творческий центр». Москва, 2001.
- Школьный экологический календарь. Под редакцией Н.С.Дежниковой. Москва «Просвещение», 2003.
- Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает природу. 2 – 3 классы. «Учитель» Волгоград, 2002.
- Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. «Детская литература» Москва, 2000.
- Соловьёва Т.И., Рогалева Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир». «Вако», 2006.
- Экология в филологии. Обучающая игра.
- Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Игры, викторины, конкурсы в начальной школе. 1 – 4 классы «МарТ», 2004.