Урок-путешествие по "Былям-небылицам". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по разделу «Были-небылицы»;
  • ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького;
  • ознакомить с произведением «Случай с Евсейкой»;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • формировать умение находить в тексте информацию;
  • развивать умение сопереживать героям произведений;
  • развивать творческую самостоятельность учащихся.

Наглядность: презентация (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по литературной стране. Эта страна волшебная. А путешествовать мы будем на крыльях птиц Мечты и Фантазии. Чтобы дверь в волшебную страну открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку:

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

– Итак, дверь открылась. Перед нами город «Былей-небылиц». (Слайд 2)

– Давайте посмотрим, произведения каких писателей мы встретим в этом городе? (Слайды 1, 3, 4)

II. Проверка и оценивание домашней работы

– Ребята, чтобы продолжить путешествие, мы должны пройти тестирование по произведению «Растрёпанный воробей». (Слайд 5)

1. Мама Маши работала:

а) в музее
б) в театре

2. Мама впервые танцевала в театре роль:

а) Белоснежки
б) Золушки

3. Папа служил:

а) на полуострове Камчатка
б) на полуострове Сахалин

4. Папа подарил маме

а) стеклянный букетик
б) стеклянную вазу

5. Папин подарок утащила

а) сорока
б) ворона
в) воробей

6. Подарок нашёл и вернул маме:

а) воробей Пашка
б) милиционер

7. Воробей Пашка так поступил, чтобы:

а) отомстить вороне
б) отблагодарить девочку Машу

Проверка результатов тестирования, самооценка. (Слайд 6)

– А теперь выполним задание № 1. (Слайды 7-9)

Определите ошибки в последовательности событий:

1) Девочка Маша и няня Петровна остались дома вдвоём.
2) Стенные часы пробили восемь раз.
3) Машина мама будет танцевать в театре Золушку.(Найти и прочитать описание театра)
4) Букет из тонкого стекла – папин подарок.
5) Тайна стеклянного букетика.
6) Разбойница ворона (дать характеристику).

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это … .

7) Однажды ворона застала в ларьке воробья Пашку.
8) Милиционер подобрал Пашку.
9) Ворона стукнула Пашку по голове клювом и выбросила.
10) Маша берет Пашку на воспитание (стр.17 – чтение отрывка).
11) Желание воробья отблагодарить Машу (стр.18 – чтение отрывка.)
12) Похищение стеклянного букета.
13) Мама растроилась и долго плакала
14) Пашка узнал о пропаже.
15) Бой между воробьями и вороной (прочитать отрывок на стр. 20).
16) Маша и Петровна в театре.
17) Воробей подлетел к Золушке и бросил ей стеклянный букет.
18) От маленькой радости смеются,а от большой плачут.

Задание № 2.

Ответить на вопрос: За кого из героев произведения вы больше всего переживали и почему?

а) за маму
б) за воробья Пашку
в) за девочку Машу

III. Изучение нового материала

1) Краткое знакомство с биографией М. Горького. (Слайды 10-13)

2) Введение в тему

– Ребята, город «Былей-небылиц» расположен на берегу моря. Вы видите это море, слышите шум прибоя? (Слайд 14)
– Именно на берегу этого моря произошла необычная история с героем произведения М.Горького «Случай с Евсейкой».

3) Первичное восприятие произведения – комментированное чтение учителя

После чтения первого абзаца, учитель задаёт вопрос на размышление:

– Ребята, как вы думаете, что могло произойти с Евсейкой дальше?

Выслушиваются ответы учащихся. (Слайд 15)

4) Рассматриваем слайд 16 «Морское дно». Проводим беседу.

5) Проведём словарную работу. (Слайды 17-26)

Физкультминутка:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура – замри!

6) Чтение произведения до конца.

7) Проверка уровня понимания основного смысла произведения (Слайд 27)

Ответить на вопросы:

– Почему данное произведение отнесли к «Былям-небылицам»?
– Какие «открытия» сделал для себя Евсейка?

  • рыбы разговаривают;
  • рыбы смеются;
  • поют хором песенки;
  • дразнят друг – друга;
  • «попробовал встать, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали»;
  • «в воде слёз не видно»;
  • «хотел беззаботно посвистеть, но оказалось – нельзя: вода лезет в рот, точно пробка».

– Почему жители моря называют Евсейку «чудовищем»?

Вывод: каждое живое существо думает, что оно самое совершенное, поэтому все живые
существа должны жить в гармонии друг с другом.

IV. Подведение итога урока

– Что же, ребята, пришло время возвращаться домой. Напишем домашнее задание и окажемся дома. (Слайд 28)

Домашнее задание:

  1. Стр.5-12 – подготовить выразительное чтение.
  2. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.