Цель: познакомить учащихся с гидролизом солей.
Задачи:
- Рассмотреть три случая гидролиза солей, углубить представление о сильных и слабых электролитах;
- Научить предсказывать реакцию среды в растворах разных солей, писать уравнения реакций гидролиза солей;
- Углубить представление о действии закона диалектики – единства и борьбы противоположностей, способствовать развитию логического мышления при решении проблемных ситуаций.
Реактивы: фенолфталеин, метилоранж, лакмус, вода, растворы солей карбоната натрия, фосфата натрия, хлорида алюминия, сульфата цинка, хлорида натрия, три пробирки с номерами 1,2,3 (растворы нитрата натрия, силиката натрия, хлорида магния)
Ход урока
Подготовка к восприятию нового материала.
Беседа по вопросам:
- Что такое электролитическая диссоциация?
- На какие группы делятся электролиты по степени диссоциации?
- Приведите примеры сильных кислот и щелочей. Напишите уравнения их диссоциации. (Проверка с места и через проектор - слайд)
- Как можно доказать наличие кислоты или щёлочи в растворе? (Проверить на опыте)
- На какие ионы действуют индикаторы?
- Что можно сказать о диссоциации воды? Запишите уравнение.
- Какую среду раствора покажет индикатор в воде? Почему? (Проверить опытным путём)
- Как изменится среда раствора, если добавить в воду кислоту? Щёлочь? Почему?
Слайд: В чистой воде соотношение ионов водорода и гидроксид-ионов равное: Н+ = ОН–
При добавлении кислоты равновесие нарушается Н+ > ОН–, среда раствора кислая. При добавлении щёлочи: Н+ < ОН–, среда раствора щелочная - Напишите уравнение диссоциации карбоната калия. Какова будет среда раствора этой соли? Слайд. (Проверить на опыте добавлением фенолфталеина)
- Откуда в растворе соли появились гидроксид-ионы, указывающие щелочную среду? (Из молекул воды)
Вывод: при диссоциации некоторые соли реагируют с водой, связывая её ионы.
Учитель: таким образом мы подошли к теме нашего урока
Слайд: Гидролиз солей (от греч. «гидро» - вода, «лизис» - разложение)
Изучение нового материала.
Слайд: Гидролиз – реакция обмена между солью и водой, приводящая к образованию слабого электролита.
Учитель: любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания и кислоты. Исходя из этого, существуют 4 типа солей:
Слайд: (записать в тетрадь)
- Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой (К2СО3);
- Соль, образованная сильной кислотой и слабым основанием (ZnCl2);
- Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой (КCl);
- Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой (Al2S3).
Учитель: к какой группе солей можно отнести карбонат натрия (Na2CO3)?
(Соль сильного основания и слабой кислоты.)
На основании алгоритма составим уравнение реакции гидролиза этой соли: (распечатка алгоритма на каждой парте). Проверка по слайду
- Na2CO3 → 2Na+ +
- Н2О → Н+ + ОН–
- + Н+ + ОН– → НCO3– + ОН–
т.к. в растворе в свободном виде остался ион гидроксогруппы (ОН–), значит среда раствора щелочная. - Na2CO3 + Н2О → NaНCO3 + NaОН
Учитель: какой вывод можно сделать, исходя из состава соли и средой её раствора?
Слайд: раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой имеет щелочную среду (запись в тетради)
Задание: а) используя метилоранж или лакмус, определите среду раствора соли хлорида алюминия; б) напишите уравнение гидролиза этой соли.
(Проверка через проектор)
Слайд: а) среда раствора кислая, значит в избытке ионы Н+;
б) AlCl3 → Al3+ + 3Cl–
Н2О → Н+ + ОН–
Al3+ + Н+ + ОН– → AlОН2+ + Н+
т.к. в растворе в свободном виде остался ион водорода (Н+), значит среда раствора кислая
AlCl3 + Н2О → AlОНCl2 + НCl
Слайд: Вывод: раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой имеет кислую среду (запись в тетради)
Слайд: Задание: опытным путём проверить, кислотную или щелочную среду будут показывать растворы солей, образованных сильной кислотой и сильным основанием (из имеющихся на столе реактивов)?
(Учащиеся проверяют индикатором раствор хлорида натрия и объясняют, что такие соли гидролизу не подвергаются, растворы нейтральны, т.к. не образуется слабый электролит) (запись в тетради.)
Слайд: Предположите, какую среду будут иметь растворы солей, образованные слабым основанием и слабой кислотой?
Слайд: Среда раствора может быть:
а) нейтральной (при равной силе кислоты и основания), например,CH3COONH4;
б) щелочной (если степень диссоциации щёлочи больше, чем степень диссоциации кислоты), например, (NH4)2CO3;
в) кислой (если степень диссоциации кислоты больше, чем степень диссоциации щёлочи), например, NH4F.
Слайд: такие соли полностью гидролизуются до кислоты и основания при растворении в воде (разлагаются водой):
Al2S3 + 6H2O → 2Al(OH)3↓ + 3H2S↑)
Закрепление:
Слайд: Задание: определите, в какой из пробирок (1,2,3,) находятся растворы нитрата натрия (NaNO3), силиката натрия (Na2SiO3), хлорида железа (III) (FeCl3).
1 группа – опытным путём и объяснив наличие ионов, определяющих среду;
2 группа – опытным путём, объяснив среду раствора типом соли.
3 группа – опытным путём и написав уравнение гидролиза.
Проверка: через проектор и индивидуально.
- Нитрат натрия (NaNO3) – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой. Среда нейтральная, индикатор не изменит окраску.
- Силикат натрия (Na2SiO3) – соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой. Среда щелочная, фенолфталеин малиновый, лакмус синий.
- Хлорид магния (FeCl3) – соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой. Среда кислая, лакмус красный, метилоранж розовый.
Домашнее здание: для солей K2SO4, Cu(NO3)2, Na2S, ZnSO4, Na2SO3.
1 группа – определить тип каждой соли и среду её раствора;
2 группа – написать уравнение реакции гидролиза;
3 группа - + задание №2: написать уравнение взаимодействия с водой ионов SO32-; S2-; Al3+; Fe3+. Определить среду образующихся растворов.