Внеклассное мероприятие по программе духовно-нравственного воспитания

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 3

Ключевые слова: милосердие, уважение, забота


Цель урока: раскрыть смысл следующих высказываний: каково быть пожилым и одиноким человеком и как относиться к людям старшего поколения.

Задачи:

  • дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны уважать их;
  • разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим;
  • убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения;
  • оспитывать желание позаботиться, утешить, поддержать, проявить ласку и любовь к тем, кто старше нас.

Оборудование: С.И. Ожегов “Толковый словарь”, Схиархимандрит Иоанн (Маслов) “Симфония по творениям святителя Тихона Задонского”, выдержки из Нравоучений от Священного Писания, текста указа “Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению”, плакаты с пословицами, памятка – требование “Отношение к старшему поколению”, презентация, мультимедийная установка.

Ход занятия

Учитель: – Ребята, кого называют “ люди старшего поколения”?

– Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше нас?

– Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше вас?

– Необходимо ли помогать старикам?

– Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?

– Любите ли вы маму и папу?

– А бабушку и дедушку?

– Согласны ли вы, что родителям нужно подчиняться во всём?

– Имеете ли вы право отказаться выполнять просьбу своих родителей?

Дети рассуждают, высказывают своё мнение.

Учитель: А теперь немного истории. С древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к более старшему поколению. В Нравоучениях от Священного Писания говорится:

Слайд 1. “Благослови отца и матерь”,

“Заступи в старости отца твоего, и не опечали его”,

“Почитай старших, благогови”.

Учитель: А что такое “благогови”? Вот как о благоговении говорится в “Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского”: Благоговение дражайший дар Божий, есть плод любви, потому все с разсужденим и говорит, и делает, везде себе чинно и благоговейно ведет.

Только благоговейное, доброе, вежливое, доброжелательное, приятное отношение должно быть к старшим.

Царь Пётр I в 1717 году издал указ “Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению”. Вот, что в нём сказано:

Слайд2. ( и у детей на столе – читают )

Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но всё потаённым образом с великим почтением, не с ними в ряд, но немного стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

Учитель: Как вы поняли эти правила?

Какие из них и сегодня необходимы?

Расскажите, какие их перечисленных правил вы выполняете.

(Ответы детей)

Вспомним, что такое пословица.

(Определение зачитывает учащийся из словаря С.И.Ожегова)

Да, пословица – один из важнейших источников, раскрывающих отношение к авторитету стариков. Русская пословица подчёркивает житейский опыт и мудрость старого человека: (читаем на плакате пословицы) Старик – да лучше семерых молодых.

Молодой работает, старый – ум даёт.

Глубокое уважение к возрасту испытывают и финны: (читаем)

Молодой красив, старый умён.
Век прожить – всякое пережить.
Старый умён, хотя и не силён.

Учитель: В русской традиции большую роль играла передача накопленного опыта из поколения в поколение. Старики были главными авторитетами в хранении нравственно – эстетических традиций, знатоками фольклора и хранителями исторического знания, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику, стремление почитать его возраст и опыт.

Народы всех континентов единодушно требуют уважения к старшим: (дети по очереди показывают плакат и проговаривают пословицу)

Спелое пробуй, старших слушай. – учат буряты и монголы;

Старших уважай, младших воспитывай. – говорят тувинцы;

Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку. – услышишь от узбека;

От совета старых людей голова не болит. – говорит русская пословица;

Слушай, что говорят старики. – скажет японец;

Кто старшего не послушался, в большую яму упал. – считают чеченцы.

Учитель: В наше время тоже сложилась определённая норма уважения к старшим. Мы должны быть благодарны и признательны за всё, что создано старшим поколением, за всё то, чем мы сейчас пользуемся.

Запомним требования, которые нам необходимо выполнять:

Слайд 3.

  1. Сознание необходимости учиться у старших, высоко ценить их опыт, прислушиваться к их добрым советам.
  2. Быть активными продолжателями дела старших.
  3. Терпимость в отношении вкусов и привычек, которые сложились у старшего поколения за всю жизнь, даже, если они окажутся старомодными, вредными и неприятными.
  4. Забота о здоровье и самочувствии людей старшего поколения, об их быте и отдыхе.

Учитель: Согласны ли вы с этими правилами? Почему? (ответы детей)

Приведите примеры из жизни, когда вы сможете помочь человеку старшего поколения. (Ответы детей)

А сейчас давайте посмотрим инсценировку стихотворения С. В. Михалкова “Лапуся” и ответим на вопрос: Хорошо ли ведёт себя мальчик по отношению к старшим?

Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
“Дверь открыта!
Притвори её, герой!”
Я ему в ответ сердито
Отвечаю: “Сам закрой!”
За обедом скажет мама:
“Хлеб, лапуся, передай!”
Я в ответ шепчу: “Сама подай!”
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
А они ко мне: “Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!”
А они ко мне: “Сыночек!
Положить ещё кусочек?”
А они ко мне: “Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!”
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить
Говорят, от рук отбился.
От каких скажите рук?!

Учитель: Отвечаем на поставленный вопрос перед инсценированием. (ответы детей)

Что посоветуете герою стихотворения?

Я предлагаю вам составить памятку для этого мальчика и ему подобных “Как относиться к старшим”.

Спасибо всем за участие в нашем разговоре. Будем внимательнее и добрее к старым людям. От них многому можно научиться, а потерпеть их немощи, наверное, не так уж трудно, правда?!