“Необходим новый уровень экологического знания людей. На всем пути воспитания и обучения человека – от детского сада до вузов – экологические знания должны иметь высший приоритет”.
/А. Яблоков, академик РАН/
О значимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже не приходится сомневаться. Дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе через наблюдения самостоятельно, не используя их в практической деятельности. Но важнее всего должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе, установление положительных, эмоционально окрашенных связей – вот основа экологической воспитанности.
С чего начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду № 4 “Светлячок”, где уже создана целостная система экологического воспитания через все виды детской деятельности и я хочу поделиться опытом работы по формированию у детей гуманного отношения к природе, который направлен на решение следующих задач:
- Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
- Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
- Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Главная цель проекта:
обучение детей на примере конкретных природных
объектов общению с природой, воспитания
бережного отношения ко всему живому, создание
условий для формирования у ребенка элементов
экологической культуры, экологически грамотного
поведения в природе.
Участники проекта:
– дети средней, старшей,
подготовительной группы детского сада;
– воспитатели;
– родители;
Руководители проекта:
старший воспитатель, 1 квалификационная
категория
воспитатели средней, старшей и
подготовительной групп, воспитатель по обучению
татарскому языку,1 квалификационная категория
Вид проекта:
Долгосрочный, досугово-познавательный с 1 июня по 1 декабря 2009 года и с 1 июня по 1 декабря 2010 года, с 1 июня по 1 сентября 2011 года.
Цель проекта:
Изучение детьми объектов живой и неживой природы
во взаимосвязи со средой обитания и формирование
в детях осознанно – правильного
взаимодействия с окружающим его большим миром
природы.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами
живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам
экспериментирования и исследования объектов
природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая
причинно-следственные связи между объектами
природы.
4. Научить проводить простейшие опыты с
природными объектами, используя правила
безопасности.
5. Воспитывать навыки экологически безопасного
поведения в природе, выполняя правила
безопасного труда в природе
6. Воспитывать чувство сопереживания и
желания помочь нуждающимся объектам природы:
растениям, насекомым, животным, птицам,
человеку.
Продукты проекта:
- Макеты природных объектов, стенды, фотографии ,папки-проекты, рисунки; исследовательские работы, схемы, выставки, карта экологической тропинки;
- скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе;
- новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, газеты, экологические знаки.
Этапы проекта:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач,
определение направлений, объектов и методов
исследования, предварительная работа с
педагогами, детьми и их родителями, выбор
оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск
ответов на поставленные вопросы разными
способами; составление экологической тропы с
изучением природных объектов;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение
результатов работы в самой различной форме, их
анализ, закрепление полученных знаний,
формулировка выводов и, по возможности,
составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты:
1. Проявление у дошкольников ярко выраженного
интереса к объектам и явлениям природы,
различать живую природу (растения, грибы,
животные, человек) и неживую природу (воздух,
почва, вода), узнать особенности природы родного
края – города Азнакаево Республики Татарстан
2. Бережное отношение к природе, стремление к
правильному поведению по отношению к миру
природы.
3. Дети овладеют навыками экологически
безопасного поведения в природе. Познакомятся с
запрещающими и разрешающими экологическими
знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию
объектов природы, они научатся делать выводы,
устанавливать причинно-следственные связи.
5. Дети будут уверенно отличать, и называть
характерные признаки разных времен года. Смогут
объяснить причины смены времен года.
6. Ребята узнают значение воды в жизни всех
живых объектов природы и ее свойства.
7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых
объектов природы.
8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их
свойства и значение.
9. Ребята узнают много интересного из жизни
растений (деревьев, кустарников, трав,
растений леса, сада, луга, поля, комнатных
растений), исследуют опытным путем условия,
необходимые для роста растений; научатся
правильно ухаживать за растениями в уголке
природы, в цветнике детского сада ( рыхление,
полив, прополка).
10. Дети закрепят представления о животных:
условия жизни домашних и диких животных и их
детенышей, животных и птиц полярных районов
Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и
перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет
сформировано представление о том, что нельзя
делить объекты природы ( растения, насекомых,
животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более,
руководствоваться этим в своих поступках по
отношению к ним.
11. У детей будут сформированы навыки ухода за
растениями и животными в уголке природы.
12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами
живой и неживой природы, объяснять связи и
цепочки в природе, выполнять Законы общего дома
природы:
* Все живые организмы имеют
равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не
исчезает, а переходит из одного состояния в
другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и
сложные опыты, исследования объектов природы,
будут с пользой для себя заниматься поисковой
деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми
объектами природы и соблюдать правила
безопасности в природе по отношению к себе.
Природа тоже таит в себе опасность для жизни
людей.
15. К экологическому проекту будут привлечены
родители. Экологическое просвещение родителей
даст большой плюс в экологическом воспитании
детей детского сада.
Пути реализации задач:
* Создание условий / материальная база, охрана
окружающей среды, программное обеспечение/.
* Повышение экологической грамотности педагогов,
их профессионализма в области экологического
воспитания.
* Обновление содержания, форм и методов работы с
детьми в соответствии с используемыми
программами. Внесение регионального компонента.
* Обеспечение непосредственного общения детей с
живой природой, вовлечение в активную
природоохранную деятельность.
* Экологическое просвещение родителей,
пропаганда экологических знаний.
* Установление преемственности со школой, связь с
социокультурными учреждениями.
Ознакомление дошкольников с природой – это
средство образования в сознании детей
реалистических знаний об окружающей природе и
воспитании правильного отношения к ней. Важное
место в системе накопления каждым ребёнком
личного опыта экологически правильного
взаимодействия с природой ближайшего окружения,
безопасного как для ребёнка, так и для самой
природы, в соответствии со своими интересами и
склонностями, уровнем познавательного развития
отводится созданию на территории детского сада
экологической тропинки и организация на ней
работы с детьми.
В качестве объектов экологической тропинки
выбирались различные виды как дикорастущих, так
и культурных растений: различные виды пород
деревьев. Объектами могут служить так же аллеи,
сад, уголок леса, кустарники, различные по форме и
подбору растений цветочные клумбы. Дополнением
являются небольшие водоемы (искусственные или
природные), а также муравейники, гнездовья птиц,
грядка с лекарственными растениями, огород,
отдельные красивоцветущие растения и др. На
территории отведено немало места под сад: яблони,
сливы, грядка саженцев молодой смородины
сортовой. Дети знают, что плоды этих культур идут
на приготовление напитков и варенья.
Комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
Региональный компонент предполагает:
- Знакомство с природным ландшафтом города и края, географическими и климатическими особенностями / экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/;
- знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и района;
- знакомство с татарской культурой, обычаями, традициями / через краеведческий музей, картинно-выставочный зал “Мизгел”, тематические занятия/
Поскольку экология – это, прежде всего наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитие у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. В процессе бесед, наблюдений, опытов дети учатся понимать, насколько точно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. На протяжении всей экологической тропинки педагоги большое внимание уделяют ознакомлению детей с правилами поведения в природе, беседуют о том, как каждый ребенок соблюдает эти правила, как охраняет птиц и заботится о них. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Педагогическим коллективом наработаны, т.е. апробированы и получены по ним результаты, следующие проекты: “Моя семья”, “Я и мои права”, “Мой родной город”. На реке Стярля в Прикамье на востоке республики Татарстан находится город Азнакаево, который был основан в 1762 году, городом был объявлен только в 1987 году. Город был известен тем, что в 1951 году здесь были открыты месторождения нефти и газа. Это играет значительную роль в жизни города. Благодаря таким нефтедобывающим компаниям как НГДУ “Азнакаевскнефть”, ОАО “Татнефть” в этом достаточно небольшом городке хорошо развита социальная инфраструктура. В городе есть дома культуры, детские оздоровительные лагеря, стадионы, водно-оздоровительный комплекс – бассейн, ледовый дворец. Все это является гордостью нашего района, с которой мы, в свою очередь знакомим наших воспитанников. Но, конечно, главным украшением Азнакаево является гора Чатыр-Тау. Это одна из наиболее возвышенных точек республики. Здесь произрастает большое разнообразие сорно-полевых и степных трав. Согласно истории, на этой горе находились пещеры Емельяна Пугачева и его войска. Жители утверждают, что в этих пещерах сохранился арсенал со старинным оружием. На данный момент действует Азнакаевский краеведческий музей, с которым мы успешно сотрудничаем.
Этапы создания и оформления тропинки:
1. Детальное обследование территории детского
сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки с нанесением
маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет
находиться в экологической комнате, и схемы в
группах с учетом возраста детей, в группах
старшего дошкольного возраста может быть макет
экологической тропинки.
3.Выбор вместе с детьми хозяина тропинки –
сказочного персонажа.
4. Составление паспорта всех точек тропинки.
5. Изготовление выносных знаков, обозначающих
каждую точку.
6. Составление рекомендаций по работе с детьми на
каждой точке.
Общие рекомендации по работе с детьми на
экологической тропинке детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с
природой ближайшего окружения и оздоровления
детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для
развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы
и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным
для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и
сопереживанию всему живому, заботы и бережного
отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои
впечатления от общения с природой в рисунках,
поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропинке наблюдения в разные
времена года, игры, экскурсии, исследования,
театрализованные занятия и другие виды
деятельности.
Паспорт некоторых точек экологической тропинки детского сада N 4 “Светлячок”.
ОБЪЕКТ – “Цветник”.
Объекты для наблюдений:
цветы – ромашки, портулак, лилия, петуния, бархатцы, астры, герань.
ЦЕЛЬ: изучение и наблюдение растений в летний период.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- труд с детьми: подготовка клумб. Посадка новых растений, полив, рыхление, прополка;
- наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
- сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);
- проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
- видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
ОБЪЕКТ – “Деревья”
Объекты для наблюдений:
Боярышник, лиственница, яблоня, береза, ель, тополь, рябина, липа, сосна
Рекомендации по организации работы с детьми:
- рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
- сравнение их между собой;
- забота человека о деревьях;
- использование луп для наблюдений;
- проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева;
- сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;
- связь с животными.
Объект – “Огород”
Объекты для наблюдения: почва, грядки, семена, рассады, сорняки
Рекомендации по организации работы с детьми
- знакомство детей с правилами посева семян в огороде и в цветнике;
- воспитание уважения к труду взрослых;
- беседы с детьми о том, для чего нужны овощи;
- знакомство детей старших групп со свойствами почвы (сухая, влажная земля);
- дать понятие о том, что необходимо обработать почву: перекопать, разрыхлить;
- дать понятие о значении влаги как одного из условий роста растений;
- провести опыт; замочить часть семян за несколько дней до посева, другую часть посадить сухими. Проследить, какие быстро взойдут.
ОБЬЕКТ – “Лекарственные растения”
Объекты для наблюдений: крапива, одуванчик, подорожник, тысячелистник, мята перечная, мать-и-мачеха, календула, ромашка аптечная, лопух
Рекомендации по организации работы с детьми:
- прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев;
- рассматривание и сбор семян растений;
- труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме;
- беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения;
- игры с детьми “Мы растения”, “Чем полезны лекарственные растения”, “Чей листочек”;
- сенсорное развитие детей;
- устройство фитобара.
ОБЪЕКТ – “Кусты”
Объекты для наблюдений: акация, рябина, шиповник, ирга, вишня, черемуха, сирень
Рекомендации по организации работы с детьми:
- экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года;
- исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой;
- связь с животным миром;
- польза для человека и забота человека.
ОБЪЕКТ – “Старый пень”
Объекты для наблюдений.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- естественное старение дерева;
- рассматривание мха и древесных грибов;
- связь с животными и насекомыми;
- использование луп для наблюдений;
- исследовательская деятельность,
ОБЪЕКТ – “Зона отдыха”
Объекты для наблюдений:
Скамьи около ворот в углу территории сада, где растут три лиственницы, клумба
Рекомендации по организации работы с детьми:
- сравнение клумбы и огорода;
- связь с животными и насекомыми;
- сравнение травы и мха;
- рассматривание “тропинки” муравьёв;
- использование луп для наблюдений;
- список растений и цветочных в разное время цветения растений;
- список увиденных насекомых;
- наблюдение за ростом растений и созреванием семян (на примере одуванчика)
- исследовательская деятельность;
- характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру погоды.
ОБЪЕКТ – “Огород”
Объекты для наблюдений:
1. Территория огорода. Грядки на огороде.
Рекомендации по организации работы:
- наблюдение за работой взрослых;
- уход за посаженными растениями;
- обозначение на грядках;
- опытная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- наблюдение за ростом растений.
ОБЪЕКТ – “Скворечник”
Объектом для наблюдений стал скворечник на участке группы напротив входа № 1 в детский сад
Рекомендации по организации работы:
ОБЪЕКТ – “Зеленая зона в группе”
Объектом для наблюдений стали растения и другие обитатели уголков природы в группах.
Рекомендации по организации работы:
- наблюдения и уход за растениями;
- наблюдения и уход за аквариумом;
- исследовательская деятельность;
- проведение опытов и экспериментов;
- посадка “зимнего огорода”;
- коллекционная работа;
- творческая работа;
- посев растений на рассаду в цветник и на огород.