Цели:
1. Развитие умения проверять слова с безударными гласными.
2. Развитие связной речи учащихся, активизация словаря.
3. Воспитание любви к природе, интереса к чтению.
Оборудование: перфокарты, карточки, картина “Зимний день”, снежинки, грамзапись, сигнальные карточки.
Ход урока
Классная работа.
Холод м-чи Х-лодный м-л-дой Пох-лодало вес-ло х-л-да б-р-ги д-ньки З-ма хв-тать дор-го Зимний мес-ц м-роз З-мушка сн-говик сн-жинки З-мовал л-пить п-рчатки
I. Оргмомент. Чистописание
Здравствуйте! Садитесь.
Сядем все красиво, прямо.
Если друг твой рядом пишет,
Он тебя не должен слышать.
Ответить хочешь — не шуми,
А только руку подними.
Это наши правила. Теперь вспомним:
Какое сейчас время года? Вот и к нам на урок пришли волшебные снежинки. В конце урока мы узнаем секрет снежинок. Каждая принесла нам задание, и, если мы будем невнимательны и не ответим на вопрос, она растает.
II Подбор однокоренных слов (учимся находить однокоренные слова).
Запишем дату. Найдите орфограмму в слове -декабря-. Проверьте и докажите: декабрь. А как проверить гласную “е”? Где проверим это слово?
Классная работа — объяснение.
Задание 1 снежинки — посмотреть на доску.
Что спрятано среди элементов букв. (Между гласными буквами элемент буквы у)
Что это за гласные? Пишем очень красиво, стараемся. Снежинка следит и спрашивает: Как можно проверить безударные гласные?
У нас в гостях 2-я снежинка. Она принесла загадки. Поможем разгадать?
Кто деревья красит белым И всю землю кроет снегом? Кто стелет белые перины, Разукрасил все витрины? Это ведь она сама, Наша (...).
Пишем слово — зима. Поставим ударение, обозначим безударную гласную. Подберем однокоренные слова. Выделим корень, найдем проверочные слова.
Как проверить безударную гласную в корне? Прочитаем правило: с плаката.
“Если буква гласная вызвала сомнение, то немедленно ее ставь под ударение”.
Слушаем 2-ю загадку:
Каждый молод в зимний ( ).
Запишем — холод. Поставим ударение, обозначим безударную. Подберите однокоренные слова.
Какие слова являются проверочными? Разберите по составу.
Скажите правило снежинке!
Снежинка благодарит вас, не дали ей растаять, спасибо!
К нам летит 3-я снежинка.
Она такая веселая, загадочная и просит вас взять в руки карточки с безударными гласными.
Посмотрите на доску. Снежинка заморозила буквы, и они стали маленькими снежинками. Нам надо расколдовать их. Тогда они растают, и мы узнаем, правильно ли вставили безударные гласные. Посмотрите на доску, подумайте, какую безударную гласную вставите, покажите ее сигнальной карточкой и объясните свой выбор.
К нам прилетела еще снежинка. Что за секрет у нее? Она также принесла загадку.
Схватил за уши, кончик носа, Разрисовал окно без спросу, Кто же это? Вот вопрос? Это делает (---). (Мороз).
Самостоятельно добавьте однокоренные слова, выделите корень. Что это за слово? Где можно проверить его написание? (Проверка в парах. Все ли верно у соседа?).
Эта снежинка предлагает вам составить устно предложения с некоторыми из этих слов.
— Молодцы, ребята. Порадовали снежинку. Спасибо!
Физминутка
“Безударный хитрый гласный, слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья!”.
III. Работа по учебнику
У нас в гостях новая снежинка. Она предлагает открыть учебники, посмотреть текст упр. 281 (чтение хором):
а) найдите и запишите предложения, в которых написано, как шел снег (самостоятельная работа);
б) кто закончит, получает индивидуальную карточку;
в) проверка задания. 1 предложение разбираем по членам предложения — комментированно.
Летит новая снежинка и несет задание.
г) письмо под диктовку: Запишите слова, подчеркните безударную гласную, приготовьтесь объяснять: Весело, холода, лепить, хватать, месяц;
д) устно: cоставьте рассказ, употребляя эти слова.
IV. Рассказ по картинке предлагает составить и записать в тетради последняя снежинка.
а) посмотрите на картину “Зимний день”. Представьте, что пурга закончилась, вокруг сугробы, чудесная погода. Составьте и запишите 3—4 предложения об этом;
б) проверка задания. Подумайте: тихо или громко мы будем читать рассказы. Все рассказы снежинке понравились, спасибо!
V. Итог урока
Снежинки хотят вам сказать какое-то слово. Кто догадался? Буквы у них на обороте. Прочитаем.
Молодцы!
Объясните написание безударных гласных в этом слове.
Домашнее задание: Повторить правило, упр. 283.
Во время урока были использованы следующие карточки с заданиями.
Карточка 1
Вставьте пропущенные буквы:
3 . ма, м . роз, м . тель, сн . га, хол . д, д . ревья, в .
Карточка 2
Вставь букву, проверь!
Сн . га — снег, сн . га — (...), р . ка — (...), д . ла — {...), м . тель — (...), ск . ла — (...).
Карточка 3
Вставь буквы, подчеркни подлежащее и сказуемое:
Пуш.стый снег занес тр. пинки в с . ду.
Карточки-перфокарты:
М-роз з-ма
ун-сла -кно
зам-ла сн-говик
дер-во д-ревья
сала-ки з-мля
- гоньки
д-рога
Вставь пропущенные буквы:
Покрыта з-мля белым снегом. Зан-сло все тропинки и дорожки.