Цель урока: Показать взаимосвязь искусств: музыки, литературы, живописи и их особенности»
Задачи урока:
- Продолжить формирование знаний о средствах музыкальной выразительности: тембр, лад, динамика, темп. Продолжить формирование представления о творчестве русского композитора П.И.Чайковского.
- Овладение умениями различать выразительные и изобразительные возможности художественного, музыкального и поэтического языка, определять и сравнивать настроение, характер произведений разных видов искусств, находить общее и различное, определять художественный образ.
- Развитие вокально-хоровых навыков: пение на легато, мелодической импровизации. Продолжить развитие навыков сотрудничества со сверстниками, коммуникативных и творческих способностей.
- Воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Виды деятельности: слушание музыки, рисование, выполнение аппликации, сочинение четверостишия, пение-импровизация.
Основные термины и понятия: живопись, музыка, поэзия, музыкальная живопись, фортепианный цикл.
Материал: П.И.Чайковский «Апрель» из фортепианного цикла «Времена года». В.Борисов-Мусатов «Весна», П.Утин «Крымский этюд». С. Есенин «Черёмуха». И.Левитан «Черёмуха», «Весна. Большая вода», «Цветущие яблони». Б.Т.Литвинов «Подснежники».
Оборудование: фортепиано, магнитофон, мультимедиа, цветная бумага, ножницы, лист ватмана А3, цветные карандаши, чистые листы, бумажный клей.
Ход урока
Вступительная беседа учителя о теме урока: «Образ природы в искусстве», проблеме урока: «существует ли взаимосвязь искусств: музыки, живописи и литературы?», «выполнение коллективной творческой работы, которая объединит три искусства».
Слайд 1. Как вы понимаете это высказывание Клода Дебюсси ребята? Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни были прекрасны луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь, - все эти образы, запечатлённые на холсте, в стихах или звуках, вызывают у нас чувства, переживания, создают определённое настроение. Предлагаю вам ребята посмотреть несколько репродукций картин и ответить на вопрос: какие чувства вызывают у вас эти картины, какое настроение создают?
Слайд 2. В.Борисов-Мусатов «Весна» (радостное настроение, чувства счастье, восторг)
Слайд 3. П.Утин «Крымский этюд» (чувства спокойствия, умиротворения, настроение безмятежность)
Природа в искусстве всегда одухотворена. Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха», какие словосочетания говорят о том, что природа живая?
Слайд 4.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Какое настроение передаёт стихотворение? (Радостное, счастливое.) Какое время года вам представилось? Весна, так как черёмуха зацветает весной, весной бегут ручейки.
Слайд 5. Образ весны совершенно необыкновенно создаёт на своих полотнах художник Исаак Ильич Левитан. У него есть картина, которая так и называется «Черёмуха», созвучна ли эта картина со стихотворением? Какие строчки из стихотворения можно отнести к картине? (черёмуха душистая, зелень золотистая, развесившись, стоит) Таким образом, картина и стихотворение схожи, и мы увидели, что поэты и художники в своем творчестве могут воссоздать картины природы. Ребята, как вы думаете, может ли картина звучать?
Слайд 6. Какую мелодию можно услышать в картине Левитана «Весна, Большая вода»?
Слайд 7. Какой лад звучит в картине Левитана «Цветущие яблони»?
А способна ли музыка вызывать у слушателя зрительные впечатления?
Существует выражение «музыкальная живопись». Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, - цикл «Времена года» П.И.Чайковского. Слайд 8. Каждая из 12 пьес цикла представляет образ одного из месяцев. Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник». Слайд 9. Эпиграф к этой пьесе взят из стихотворения А. Майкова:
Голубенький, чистый
Подснежник- цветок
А подле сквозистый
Последний снежок.Последние грёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином…
Слайд 10. Послушайте эту музыку и выполните задания. Они даны для каждой группы. После прослушивания обсудите ответы в своей группе, и затем представитель каждой группы представит ответ.
- Задание 1 группе: Как звучит музыка? Какой у неё характер? Запишите прилагательные к этой музыке.
- Задание 2 группе: Какими бы красками вы нарисовали эту музыку: светлыми, тёмными, тёплыми или холодными, какими цветами? Почему?
- Задание 3 группе: Что представили, слушая музыку, какие картины?
Итак, как вы думаете, ребята, удалось ли Чайковскому создать музыкальный пейзаж? Да, весенний пейзаж.
Слайд 11. Посмотрите на картину Б.Т.Литвинова «Подснежники». Как вы думаете, созвучна она с музыкой? Да общая тема, яркие краски, свет, цвет, настроение.
Слайд 12. А теперь я предлагаю выполнить коллективную творческую работу: «Улыбка весны». Мы продолжаем работать в группах. Задания:
- Первая группа: выбрать пары слов, составить предложения с этими парами, найти рифмы.
(Весна, подснежник, природа, свежесть, жизнь, радость.)
- Вторая группа: цветными карандашами на ватмане, изобразить весенний лес или полянку.
- Третья группа: вырезать из цветной бумаги весенние цветы, какие представили, слушая музыку.
После выполнения задания осуществляется просмотр и оценка коллективной работы. Слайд 13.
Подведём итог: в творчестве, каких поэтов, художников, музыкантов мы встречаем образ природы, образ весны? В стихах С.Есенина, картинах И.Левитана, музыке П.И.Чайковского. Что общего у музыки, живописи и литературы? Произведения искусств вызывают у нас чувства, создают настроение, только каждое искусство своим художественным языком.
Слайд 14. Закончить наш урок я предлагаю исполнением Гимна весне, совместно с вами сочинённого на прошлом уроке. В оставшееся время можно придумать мелодию к сочинённому ребятами новому четверостишию.