Цели работы:
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки (7 шт.), спички, спиртовка (горелка), пробиркодержатель.
Реактивы: растворы сульфата меди (II) CuSO4, гидроксида натрия NaOH, карбоната натрия Na2CO3, гексацианоферрата (II) калия К4[Fe(CN)6], сульфида натрия Na2S, роданида калия KCNS, глюкозы, 25%-ный раствор аммиака NH3·H2O.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы побываем с вами в удивительном мире соединений меди. Этот яркий, красочный мир сейчас откроется для вас.
Но прежде, чем мы начнём своё путешествие, давайте послушаем небольшую сказку. Слушаем внимательно, так как нам чуть позже нужно будет ответить на некоторые вопросы о свойствах меди.
Жила-была госпожа медь. Почти не с кем не дружила. Да и дом её был расположен на самом отшибе (в нижней части электрохимического ряда). Но как ни странно, она об этом нисколько не задумывалась. Те немногочисленные друзья, с которыми медб поддерживала отношения, отзывались о ней как об исключительном друге. Медь тепло и радушно принимала гостей, отдавая легко всю теплоту своего сердца.
Её лучшие подруги: концентрированная серная и азотная кислоты – говорили о ней только с восхищением, перебивая друг друга, стараясь как бы чего не пропустить:
Но применение меди скорей, чем железа, узнали:
Легче её обработка, а также количество больше
Медью и почву земли бороздили, и медью волненье
Войн поднимали, и медь наносила глубокие раны:
Ею и скот и поля отнимали: легко человеком,
Вооруженным в бою, безоружное всё уступало.
А какие у неё были дети: латунь, бронза. И не важно, что их редко можно было застать дома. Они всё больше времени проводили вдалеке от матери за важными делами. Но когда мать устраивала бал, никто не смел, не посетить это зрелище. Говорят, что во время всего вечера то она в бархатном чёрном платье, то в изумрудно-зелёном, то в синем, как полевые васильки, то в красном, то в воздушном, словно небо голубом.
Здесь остановим наше повествование. И отправимся на бал к прекрасной хозяйке, чтобы своими глазами увидеть всё это великолепие.
А чтобы пропустили на бал, нам нужно ответить на один вопрос. О каких свойствах меди вы узнали из сказки? Заполните таблицу № 1.
Таблица № 1. Свойства меди и её соединений.
Свойства меди как простого вещества | Свойства соединений меди |
Вторая колонка таблицы практически пуста.
Но не беда. Сегодня на уроке вы узнаете многое о соединениях меди и сможете заполнить таблицу.
Давайте с вами попытаемся разгадать загадку меди. Как это ей удаётся быть такой разной. Для этого вы выполните несколько опытов, приливая к раствору сульфата меди (II) CuSO4 растворы, содержащие анионы OH-, [Fe(CN)6]4-, CNS-, S2-, CO32- и раствор NH3•H2O (NH4OH).
Результаты своих исследований занесите в таблицу № 2.
Таблица № 2. Результаты наших исследований.
Анион Сu2+ |
OH- |
[Fe(CN)6]4- |
CNS- |
S2- |
CO32- |
NH3•H2O |
Признаки химической реакции |
|
|||||
Молекулярное уравнение |
|
|||||
Полное ионное уравнение |
|
|||||
Краткое ионное уравнение |
|
А ещё один секрет меди помогу раскрыть вам я. (Учащиеся выполняют опыт вместе с учителем. Записи уравнений реакций сделаны заранее и проецируются на доску на экран. Учитель объясняет происходящее с точки зрения теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессов).
В пробирку вносим несколько капель глюкозы, 2-3 капли сульфата меди (II) и при взбалтывании несколько капель раствора гидроксида натрия до образования светло-синего раствора. Полученный раствор нагреваем. Образуется жёлтый, а затем красный осадок.
Наше путешествие закончилось. Вернитесь к таблице № 1 “Свойства меди и её соединений” и дополните теми сведениями, которые вы получили сегодня на уроке.
Домашнее задание.
Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Для реакций, идущих в растворе, составьте ионные уравнения. В окислительно-восстановительных реакциях подберите коэффициенты методом электронного баланса.